"Детство опаленное войной"
классный час (8 класс) по теме

      Война ворвалась в жизнь детей неожиданно, 22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия вероломно нападает на Советский Союз.

 Кто-то встретил войну совсем крохой, кто-то подростком. Беда застала их в города и селах дома и в пионерских лагерях на  переднем крае и в глубоком тылу. 

Всех и объединяет одно — в 1941 году они были свидетелями самой страшной войны 20 столетия.

 Из осколков их детской памяти мы узнаем другую войну — войну, которую увидел маленький человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детство опаленное войной63 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: « Детство, опаленное войной», для  учащихся 8 класса.

 Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне;

            заинтересовать учеников неизвестными сведениями о детях военной поры;

            формировать положительное отношение к таким качествам как патриотизм;

            воспитывать уважение к защитникам Родины;

            побуждать детей к к изучению истории своей страны, к участию в патриотических    

            мероприятиях.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация «Дети войны», плакаты времен Великой Отечественной войны, портреты пионеров — героев, видеофильм «Дети войны»,видеоролик на песню «Дети земли без войны»,аудиозапись «Давным – давно была война».

Литература:

Классные часы. 8 класс/Авт.- сост. Давыдова А.В. - М.: ВАКО, 2014.

Архив музея Партизанской славы  «Большой дуб»;Железногорский р-н, с. Михайловка.

Интернет — ресурсы:

http://zanimatika.narod.ru

http://Deti_voini.Poslednie_svidetelitfile.ru.avi

http://images.yndex.ru

                                                      Ход мероприятия:

     Звучит аудиозапись «Давным давно была война»

    Вступительное слово учителя: Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть такие которые с каждым десятилетием приобретают особую значимость. К таким событиям относится Великая Отечественная война. С каждым весенним праздником  Победы  все дальше уходят от нас грозные военные годы. И эта война  представляется нам какой-то далекой. А между живы те кто может рассказать о той войне. Всем, кто видел войну, кто ее выстрадал, всем, кому не было и 16, всем, чье детство черной краской опалила война — посвящаем!

   Выходят 2 чтеца:

Чтец:Тот самый длинный день в году

          С его безоблачной погодой

          Нам выдал общую беду

          На всех, на все 4 года.

Чтец:Пускай сегодня знают люди

          Про тех кто вырос в дни войны.

          Мы никогда не позабудем

          Что были дважды рождены...

Ведущий:Война ворвалась в жизнь детей неожиданно, 22 июня 1941 года в 4 часа утра Германия вероломно нападает на Советский Союз. Кто-то встретил войну совсем крохой, кто-то подростком. Беда застала их в города и селах дома и в пионерских лагерях на  переднем крае и в глубоком тылу. Всех и объединяет одно — в 1941 году они были свидетелями самой страшной войны 20 столетия. Из осколков их детской памяти мы узнаем другую войну — войну которую увидел маленький человек.

    Выходят 2 чтеца  (девочка и мальчик):

Чтец:Глаза девчонки семилетней

         Как два померкших огонька.

         На детском личике заметней

         Большая, тяжкая тоска

         Она молчит о чем не спросишь,

         Пошутишь с ней, - молчит в ответ.

         Как будто ей не семь, не восемь,

         А много, много горьких лет.

Чтец:Над проселочной дорогой

          Пролетали самолеты...

         Мальчуган лежит у стога,

         Точно птенчик желторотый.

         Не успел малыш на крыльях

         Разглядеть кресты паучьи.

         Дали очередь - и взмыли

         Вражьи летчики за тучи...

Ведущая: Война обрушилась на них бомбежками, голодом и разлукой. Патронные гильзы вместо игрушек, черные похоронки, осколки мин. Но через 100, 200, и даже через 50 или 30 лет людям будет неинтересно как одни люди героически убивали других — интересно то, что    пережил такой же человек как ты.

Демонстрация видеофильма «Дети войны  - последние свидетели»

Ведущий: Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище... много детского почему? Но недетским чутьем они понимали, что пришла страшная беда.

Выходит чтец

Чтец: Среди сугробов и воронок

          В селе разрушенном дотла,

          Стоит, зажмурившись ребенок-

          Последний гражданин села.

          Испуганный котенок белый,

          Обломок печки и трубы-

          И это все, что уцелело

          И это все, что уцелело

          От прежней жизни и избы.

          Стоит белоголовый Петя

          И плачет, как старик без слез,

          Три года прожил он на свете,

          А что узнал и перенес.

          При нем избу его спалили,

          Угнали маму со двора,

          И в наспех вырытой могиле

          Лежит убитая сестра.

          Не выпускай, боец, винтовки,

          Пока не отомстишь врагу

          За кровь, пролитую в Поповке,

          И за ребенка на снегу.

Ведущая: В тяжелейших условиях дети показали чудеса трудового героизма. Работали по 12- 14 часов, недоедали, недосыпали. Тот, кто был мал ростом и не дотягивался до станка, работал, встав на ящик. Дети, как могли помогали фронтовикам. Собирали металлом для строительства танков и самолетов. Собирали теплые вещи, вязали теплые варежки, шили кисеты для бойцов. Выступали в госпиталях с концертами, ухаживали за ранеными.

Выходит чтец

Чтец: Приехал издалека я,

           Приехал я с войны...

           Теперь учусь на токаря,

           Нам токари нужны.

           Теперь стою я

           За станком

          И вспоминаю мать,

          Она звала меня

          Сынком

          И теплым,

          Клетчатым платком

          Любила укрывать.

          Мне не забыть,

          Как мать вели,

          Я слышал  крик ее

          Вдали..

          Братишка был

          Еще живой,

          Он бился,

          Звал отца,

          Штыком

          Фашистский часовой

          Столкнул его

          С крыльца.

          Мне не забыть,

          Как мать вели,

          Мелькнул платок ее

          Вдали...

Ведущий: Горькую, тяжелую долю вынесли дети на своих плечах. Мы  говорим о войне, слышим от других о войне. Что же значило слово «война» для тех мальчишек и девчонок?

Выходит чтец:

Чтец:В классе очень холодно,

         На перо дышу,

         Опускаю голову и

         И пишу, пишу.

         Первое склонение-

         Женский род на «а»,

         Сразу, без сомнения,

         Вывожу – «война».

         Что всего существенней

         Нынче для страны?

         В падеже родительном:

         Нет - чего?  - «войны».

         А за словом воющим –

         Мама умерла...

         И далекий бой еще,

         Чтобы я жила.

         Шлю «войне» проклятия,

         Помню лишь «войну»...

         Может, для примера мне

         Выбрать «тишину»?

         Но «войною» меряем

         Нынче жизнь и смерть,

         Получу «отлично» я –

         Это тоже месть...

         О «войне» тот горестный,

          Гордый тот урок,

          И его запомнила

          Я на вечный срок.

Ведущая: 1941 год изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами, разрушил светлые мечты 17-летних. Рано стали они взрослыми. А до войны они были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, помогали старшим, резвились во дворе. Пришел час и встали они в один строй с отцами, сражались с ними наравне.

Чтец: Уходили мальчики-на плечах шинели пели,

          Уходили мальчики-храбро песни пели ,

         Отступали мальчики, где-не знали сами...

         Попадали мальчики в страшные бараки,

         Догоняли мальчиков лютые собаки .

         Убивали мальчиков за побег на месте,

         Не продали мальчики совести и чести...

         Не хотели мальчики поддаваться страху,

         Поднимались мальчики по свисту в атаку.

         В чёрный дым сражений на броне покатой.

         Уезжали мальчики-стиснув автоматы.

         Повидали мальчики-храбрые солдаты.

         Волгу - в срок первом,

         Шпрее - в сорок пятом,

         Показали мальчики за четыре года,

         Кто такие мальчики нашего народа.

Ведущий: Партизанская война шла на территории,оккупированной врагом. Разве могли фашисты предположить,что бороться с ними будут даже совсем юные мальчики и девочки .

Они не играли в войну,они жили по её суровым законам: распространяли листовки,ходили в разведку,подрывали вражеские эшелоны.

На сцену выходят учащиеся с портретами-героев (5человек)

1 ученик   - Валя Котик

Котик Валентин Александрович (Валя) (1930—1944), юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). С 1942 г. — связной подпольной организации в г. Шепетовка, разведчик партизанского отряда (Хмельницкая область, Украина).

Валя родился 11 февраля 1930 г. в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Погиб Валя как герой в одном из неравных боев с фашистами.

2 ученик   -  Аркадий Каманин.

Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, летчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А еще всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолет. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награжден вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

3 ученик   - Марат Казей

Казей Марат Иванович (1929-1944), партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1965, посмертно). С 1942 г. разведчик партизанского отряда (Минская область).

В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пятнадцатилетний Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

4 ученик  - Зина Портнова

Портнова Зинаида Мартыновна (Зина) (1926-1944), юная партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1958, посмертно). Разведчик партизанского отряда «Юные мстители» (Витебская область).

Война застала ленинградку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, в деревне Мостище Зина была выдана предателем фашистам. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная партизанка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

5 Ученик  - Лёня Голиков

Голиков Леонид Александрович (1926—1943). Юный герой-партизан. Бригадный разведчик 67 отряда четвертой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.

Всего им уничтожено 78 фашистов, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Отличился в боях у деревень Апросово, Сосницы, Север. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

13 августа 1942 г., возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалеку от деревни Варницы подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 г. в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза.

Чтец: Лёня Голиков.

          Бесстрашное имя-награда герою

          Он вашим ровесником был

          Споёмте о том,как летали с пути эшелоны,

          Которые он подрывал.

          Всем сердцем в победу грядущую верил,

          В бою он отчаянным был.

          Недаром однажды фашистского зверя

          В чинах генеральских подбил.

          Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

          Уснул у костра на земле

          Не снилось ему, что о подвиге этом

          На утро узнают в Кремле.

          Что будет герою Звезда золотая-

          Награда за воинский труд.

          Что люди,о подвиге славном мечтая,

          На Лёньку равненье возьмут.

                                       Уходят со сцены.

Ведущий: Маленькие герои большой войны, многие из которых награждены медалями посмертно. Свои маленькие герои - были в каждом районе, области. Наши герои - это Леня Голеньков - он погиб в 1943 и посмертно награжден орденом Отечественной войны 2 степени. Диканова Валентина — разведчица Михайловского отряда. Она была казнена фашистами 20 ноября 1943 года - награждена медалью за отвагу. Володя Жданов — 13 летний ученик Веретенинской школы, расстрелян  фашистами в 1942 году за помощь партизанам  - награжден орденом Отечественной войны 2 степени - посмертно.Мы рассказали  лишь о немногих.  Этот список можно продолжить. Их было много, обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизнь за то, чтобы другие школьники могли видеть над своею головой мирное небо. За особые заслуги, мужество и храбрость они удостоены самой высокой награды - звания Героя Советского Союза.

Ведущая: Те, кто прошёл испытания и под военным огнём, и в блокаду и, в концлагерях - это конечно же, особенные дети. И всё же множество детей войны - ребят тыла,эвакуированные, как тогда говорили. Они тоже сражались, их враг был не в каске и с автоматом, а чаще всего был безлик, каким бывает голод, и незримым, как незримой бывает подступающая смерть.

Чтец :Патриоты полков боевых,смельчаки

          Партизанских отрядов,пионеры и тысячи их,что шли в бой под разрывы снарядов.

          Барабанщиков,разведчик,трубач,

          Им знаком смерч военного дыма

          Их пытал,их казнил Бухенвальдский палач,

          Их сигали в печах Освенциума.

Чтец:Не плачьте,в горле сдержите стоны.

          Памяти павших,будьте достойны

          Вечно достойны,

          Хлебом и песней

          Мечтой и стихами,  

          Жизнью простой

          Каждой секундой

          Каждым дыханьем

          Будьте достойны!

Чтец:Помните,через года,через века

          Помните!

          О тех кто уже не придёт никогда.

          Помните!

Ведущий: В годы Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских,сколько польских,сколько русских? Погибли дети - граждане мира. Человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла . Нужно помнить то страшное время ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить на земле, и ради того, чтобы детство никогда больше не омрачалось войной! Будем помнить!

                                                      Видеоклип «Дети земли»

Слово учителя:Вечная слава героям,павшим в борьбе за независимость нашей Родины!

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Детство, опаленное войной

Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....

Детство, опаленное войной

В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...