Классный час "Планета толерантности"
классный час на тему

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kl.chas_planeta_tolerantnosti.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Планета Толерантности»

Цели:

  1. Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.
  2. Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Планета Толерантности» (авторская разработка); песня «Дети Солнца»  («Deti_solntsa»,  группа «Непоседы»,

  1. Оформление кабинета: вырезки из журналов с портретами  людей разных стран мира, глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности», плакаты с высказываниями о вежливости, терпении, дружбе:
  2. Материалы и инструменты: вырезанные из журналов фотографии самого разного плана (пейзажи, животные, растения, машины, люди и проч.), фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев;
  3. Распечатки на каждую парту: тест, Стихотворение «Толерантность»

Предварительная подготовка:

  • подбор материалов для создания презентации, сценария классного часа
  • Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара;).

Содержание и основная деятельность.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об уважении, о терпении. А начну я разговор с одной притчи:

Давным-давно в одной восточной стране жил мудрый человек. Часто своими советами он помогал людям: бедным и богатым, умным и глупым, молодым и пожилым. И только одному человеку он не мог помочь – своему сыну. Молодой человек был несдержан, груб, зол. Он насмехался над любыми слабостями других людей, нисколько не заботясь о том, что ранит их этим; он мог спокойно ударить котенка или бросить камень в собаку. Он не почитал ни мать свою, ни отца, ни сестру. У него было несколько друзей, но и они постепенно отвернулись от него. И вот настал день, когда он остался совсем один. Какой бы ни был человек, но быть одному трудно и он прибежал к отцу за советом:

- Отец, скажи, что мне делать? Со мной никто не хочет общаться!

Задумался мудрый человек. Как помочь сыну? Пошел он на восточный базар и купил мешок гвоздей. Подвел сына к воротам и сказал:

- Вот тебе, сын, молоток и гвозди. Как только ты обидишь кого-нибудь, не сдержишь свой гнев или совершишь плохой поступок, ты придешь сюда и вобьешь в ворота один гвоздь.

В первые дни сыну приходилось вбивать очень много гвоздей. Но со временем он смог преодолеть себя и настал день, когда он вбил один - единственный гвоздь (кстати, он был последним).

Пришел сын к отцу и говорит:

- Отец, я делал все, как ты меня учил! У меня закончились гвозди. Что мне делать дальше?

- А теперь, каждый раз, когда ты сдержишься, не обидишь кого-нибудь, а наоборот, поможешь кому-нибудь в его беде, ты будешь вытаскивать из стены по одному гвоздю.

Трудно было сыну. Обидеть человека легко, а вот успокоить, ободрить, помочь в нужную минуту намного сложнее. Но он старался! И настал день, когда все гвозди были вытащены из ворот.

Пришел сын к отцу. Но глаза его были печальны. Результаты его не радовали. Друзья так и не вернулись к нему. И люди по-прежнему сторонились его! И впервые сын заплакал.

Подвел отец плачущего сына к воротам, которые были усыпаны отметинами от гвоздей, и сказал:

-Посмотри на эти ворота! Видишь сколько здесь отметин? Их оставили гвозди, которые ты вбивал. Столько же отметин ты оставил в сердцах и душах людей, которых ты обидел. На воротах эти отметины так и останутся, как напоминание о твоих «подвигах». Ну а у людей раны со временем рубцуются, затягиваются. Только для этого нужно время. Твоя задача ждать и жить так, чтобы тебе больше никогда не пришлось вбивать гвозди в ворота. Твори добро, не жди благодарности. Со временем люди тебя простят, и вернуться к тебе. И ты будешь счастлив!

ТАК И БЫЛО!

-Ребята, как вы думаете, о чем эта история?

-Что пришлось преодолеть в себе герою этой истории?

-Чему научиться?  

-Чем бы вы помогли этому молодому человеку?

Дети отвечают.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, профессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

16 ноября Международный день толерантности.

   Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

    В последние десятилетиям понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

 (Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Термин «толерантность» в разных языках определяется по-разному:

Tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,

Tolerancе (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerancе (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим

великодушным.

Tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Почему же так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

Все мы с вами живем в России- единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой земле и по праву считают  Россию своей Родиной.

В нашей стране  проживает более 100 национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в нашей стране проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии.

- Ребята, как вы думаете, кто виноват в том, что на земле идут войны, разгораются конфликты? (Люди).

- Что надо делать, чтобы зла, несправедливости, ненависти было на земле меньше? (Надо относиться друг к другу терпимее, ведь терпимость - толерантность - дорога к миру)

- А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны.

III. Ученица читает стихотворение “Застынь, проклятая война

Застынь, проклятая война.

Ты столько горя принесла

Народом всей планеты Мира.

И землю - матушку поила

Ты кровью всех её детей.

Так знай, проклятая война,

Что дружба победит тебя,

И разрядятся наши страны

От страшных ядерных ракет,

Что принесли так много бед

Народом нашим и не нашим.

И будет вечно в этом мире         

Нам солнце яркое светить,

И падать снег, и литься дождь.

Рождаться будут, умирать

Той смертью, что дала природа.

Живите, радуйтесь, любите

Все то, что создано природой,

И не губите вы её

Рукою дерзкой и жестокой.

Живите в мире и добре!

Вот что хочу сказать тебе,

Товарищ, друг и мой приятель.

IY. Учитель: Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всем всегда светило яркое солнце, чтобы всегда рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”.

Ученики все вместе поют песню “Солнечный круг».

Что же такое толерантность? 

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим черты присущие толерантной личности в виде лучиков.

(на доске: Прощение, Уважение прав других, Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, Сотрудничество, дух партнерства, Сострадание, Принятие другого таким, какой он есть, Уважение человеческого достоинства, Милосердие, Игнорирование, Непонимание, Эгоизм, Нетерпимость, Выражение пренебрежения, Раздражительность, Равнодушие, Цинизм, Немотивированная агрессивность.)

А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все – мы разные, все мы – равные!

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы-отличия друг для друга. Он вызывает по одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа», тем самым класс делится на 4 команды Получивший комплимент так же говорит комплимент тому, кого хочет видеть в своей команде и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

Каждой группе в результате «мозгового штурма» предстоит продолжить фразы: «Я -…….»(Какими личностными качествами должен обладать толерантная личность?), «В моей семье …….» (Какими качествами должна обладать толерантная семья, ваша семья?), «В моём посёлке …….»  (Чем же должно отличаться толерантное село, наше село?), «В моей России…….»(Что же такого особенного должно быть в толерантной стране, в нашей России?).

 

После обсуждения группы представят свои формулировки.

Учитель: Дорогие ребята! Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я -…….»

(выслушать ответы воспитанников)

Ученик :

Толерантная личность. Я:

  •  терпимый и терпеливый;
  •  считающийся с чужими мнениями и интересами;
  •  умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  •  приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  •  уважающий окружающих и уважаемый ими;

  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  •  заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  •  патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  •  человек, берегущий природу и культуру;
  •  трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Дорогие ребята! Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжите фразу «В моей семье …….»

(выслушать ответы воспитанников)

Ученик :

Толерантная семья. В моей семье

  •  все терпимые и терпеливые;
  •  здоровые, добрые, любящие;

  • уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  •  окружающие друг друга заботой;
  •  внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  •  успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Дорогие ребята! Толерантный посёлок.  Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок?  Продолжите фразу «В моём посёлке …….»

(выслушать ответы воспитанников)

Ученик :

Толерантный посёлок. В моем посёлке

  •  прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
  •  улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  •  река и воздух чистые, природа здоровая;
  •  школа просторная, светлая;

  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие,  умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  •  учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Дорогие ребята! Толерантная страна.  Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России?  Продолжите фразу «В моей России…….»

(выслушать ответы воспитанников)

Ученик :

Толерантная страна. В моей России

  •  власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  •  народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;

  •  все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  •  страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Учитель:

Мы строим культуру мира.

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку. 

Учитель:

Толерантность вовсе не отменяет собственного мнения. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие вещи и системой жизненных принципов, можно определить границу, переход которой окажется малоприятной. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит набраться опыта, чтобы его приобрести?  На эти вопросы ответит следующий тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

 Игра-тест «Проверь себя,   проявляешь ли ты толерантность?»

1. Ваня плохо одет ...

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идёт...;

  • Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и поддерживаешь дверь.

3. Ты мальчик (девочка), тебя ставят рядом с девочкой (с мальчиком) ...

  • Ты говоришь, что все девочки (мальчики) - нули.
  • Ты разговариваешь с ней (с ним).

4. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

5. К тебе подходит ребёнок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.

6. Твоя команда проиграла...

  • Ты поздравляешь противников.
  • Ты не хочешь пожать им руку.

7. Младший брат сломал твою игрушку (или порвал твою книгу)...

  • Ты его прощаешь: он сделал это ненарочно!
  • Ты ударишь его.

8. Ты поссорился со своей сестрой...

  • Ты пытаешься объясниться с ней.
  • Ты обижаешься и мстишь ей за это.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько кружочков получилось ...

Если у вас только одни кружочки:

Прекрасно! Вы проявляете большую толерантность! Вы уверены в себе, умеете объясниться с другими, выразить своё мнение.

Если у вас от 3 до 7 кружочков:

Да! Вы не очень-то толерантны! Вы не достаточно уверены в себе, чтобы поделиться и выразить своё мнение, однако бывает, что вы раздражаетесь, но проявляете силу воли и легко можете стать лучше. Стремитесь к этому!

Если у вас менее 3-х кружочков:

Ай-ай-ай! Вы совсем нетолерантны! Если вы попытаетесь лучше понять себя и больше уважать себя и других, то могли бы быть более счастливым! Приложите к этому усилия!

Я думаю, каждый из вас сделает выводы, и, если надо, изменит отношение к себе и другим.

Ученик 2:

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Толерантным быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким-

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

                      (авт. Александров П.)

Учитель:

Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны  по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер.

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир


Учитель:

Наша земля – это место, где мы можем уважать  друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю Планеты Толерантности.

Учитель:

Давайте  вырастим традиционное  дерево Толерантности на нашей планете. Для этого мы выполним  творческую работу.  Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими  высказываниями на тему:  "Планета Толерантности».  Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево. (Исполняется песня «Союз друзей». Б. Окуджава)

Учитель:

Благодарю всех за активное участие  Надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. 

Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

В заключении я хотела бы вернуться к притчи и еще раз процитировать слова мудрого отца: ТВОЯ ЗАДАЧА жить так, чтобы тебе никогда не гвозди в ворота пришлось вбивать. ТВОРИ ДОБРО, НЕ ЖДИ БЛАГОДАРНОСТИ. Спасибо за внимание!

Звучит песня «Дети Солнца»  («Deti_solntsa»,  группа «Непоседы», альбом «10 лет – Лучшее», 2001г.)

Примерные надписи:

  1. Надо всех любить и уважать.
  2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
  3. Понимать друг друга.
  4. Научиться прощать.
  5. Защищать друг друга, членов своей семьи.
  6. Быть терпимыми.
  7. Уважать пожилых людей.
  8. Уметь слышать и слушать.
  9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.
  10. Прислушиваться к мнению старших.
  11. Не повышать голос друг на друга.
  12. Быть милосердными.
  13. Сострадать всем.
  14. Принимать людей такими, какими они есть.
  15. Быть толерантным.
  16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
  17. Уважать права другого человека.
  18. Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...