Реализация проекта "Школьный двор - моя страна" в образовательном учреждении.
статья (7 класс) на тему

Шевырева Ольга Дмитриавна

Материал содержит основные этапы реализации проекта благоустройства пришкольной территории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_proekta_shkolnyy_dvor-moya_strana.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация  конкурса:     «Педагогический проект»

Реализация проекта "Школьный двор - моя страна" в образовательном учреждении.

                       Автор:

                                            Шевырева Ольга Дмитриевна,

учитель химии,

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа № 1.

Калач -  2015

Содержание

        1. Введение……………………………………………………..................3

                1.1. Актуальность проблемы........................................................3

                1.2. Цели и задачи.........................................................................5

                1.3. Методы исследования............................................................5

        2. Школьный дворик - от мечты к реальности...........................................7

        2.1.  Сбор и анализ информации..................................................7

                2.2. Анализ нормативно-правовой базы по данной проблеме.....8

                  2.3.  Анализ социологического опроса и анкетирования............8

          2.4. Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников...............9

                  2.5. Механизмы реализации проекта..............................................10

                2.6. Этапы реализации проекта........................................................11

                2.7. Предполагаемые результаты и их социальная значимость…….....................................................................................................14

        3.  Заключение……………………………….........................................16

        4. Список использованной литературы ………………………............17                                

        5. Приложение………………....……………….....................................18

        1. Введение

        1.1. Актуальность проблемы

Если бы каждый человек на клочке земли

Своей сделал все, что он может, как прекрасна

 Была бы Земля наша.

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы».  Здание МКОУ Калачеевская СОШ № 1 было построено в 1983 году. Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования.   По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания, способствует воспитанию у детей этического вкуса, формированию чувства ответственности за свою школу и желанию изменить облик школы еще к лучшему.

Построенные на территории школы  объекты  используются как  место отдыха учащихся, учителей, техперсонала, так и для проведения уроков технологии, ИЗО, культуры родного края, биологии, географии, обществознания, классных часов, различных бесед, встреч с ветеранами войны и труда.

Благоустроенная территория благотворно влияет на воспитание и обучение детей. У учащихся  воспитывается любовь к родной природе, восхищение ее красотами. Учащиеся ощущают себя  как единое целое с природой. 
        Школа для  всего микрорайона –  социально-культурный центр. Она должна как «храм  знаний» притягивать и детей, и взрослых. Этому должна служить и территория  школьного двора. И эту идею сближения человека с природой, ее неразрывной связи с человеком мы хотели  осуществить.

 Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел автора данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретения опыта жизненного созидательного успеха.

Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

И хотя постоянно  проводятся работы по благоустройству двора, нерешенные проблемы все-таки остаются. Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не совсем эстетично. Заросли дерна, кустарников - всё это не добавляет привлекательности пришкольной территории. Можно заметить, что  часть асфальтового покрытия разрушилась,  да и спортивный городок тоже нуждается в реконструкции. Также нет места для отдыха на школьном дворе (Приложение 1,2). 

Анкетирование обучающихся, работников школы, родителей показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создания уголка с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, скамейками. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории.

Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазию и активность можно завершить успешно. 

 Для благоустройства школьного двора не требуется много средств. Объединив усилия учителей, учащихся, родителей, можно украсить территорию школы, превратить ее в зону отдыха. Красота,  созданная своими руками  станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

   Проект «Школьный двор - моя страна» требует активного участия всех подразделений школы – от администрации до каждого школьника.

1. 2. Цели и задачи проекта.

Цель:  организация и проведение мероприятий по благоустройству территории школы.

Задачи проекта:

привлечь внимание обучающихся  к решению актуальных проблем школы;

- провести социологический опрос среди обучающихся, работников школы,  родителей по выявлению предложений благоустройства школьного двора;

- разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора;

- развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна;

- привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе.

Инициаторами и организаторами проекта является Совет старшеклассников.

Место реализации проекта: МКОУ Калачеевская СОШ № 1.

Участники проекта: учащиеся и педагогический коллектив МКОУ Калачеевская СОШ № 1.

Срок реализации проекта: 3 года (2014-2016 гг.)

Практическая значимость:  привлечение общественности к  значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

1.3. Методы исследования.

  • Анкетирование учащихся и родителей.
  • Изучение литературы и сайтов в Интернете.
  • Конкурс рисунков, эскизов.
  • Экологические акции.
  • Проведение внеклассных мероприятий.
  • Практическая работа.

         

        2. Школьный дворик - от мечты к реальности

2.1.  Сбор и анализ информации

На Совете старшеклассников обсуждался вопрос о благоустройстве школьной территории.  Предложили разработать эскизы дизайнерских композиций и схему школьной территории.

Почему эта проблема стала актуальной на данный период? В чем ее важность? Почему до сих пор эта проблема оставалась нерешенной? Такие вопросы встали перед инициативной группой, после того, как была выбрана проблема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно было собрать и проанализировать довольно пестрый и разнообразный спектр информации по заинтересованной нас проблеме.

Работу проводили в группах, в состав которых вошли заинтересованные ребята из параллели 7-х классов:

I группа «Социологи» - проводили социальный опрос среди обучающихся 5-11 классов, работников школы, родителей по анкете:

1. Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?

2. Что вам хотелось бы создать на территории школы?

3. Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?

II группа «Эксперты» – вошли во взаимодействие с родителями, администрацией школы для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории школы. Кто несет ответственность за ее решение, и какую помощь они могут нам оказать.

III группа «Юристы- экологи» - изучили средства массовой информации и локальные документы по этим вопросам. В их функцию входила организация  смотра-конкурса на лучший проект школьного двора среди обучающихся 5-11 классов.

2.2. Анализ нормативно-правовой базы по данной проблеме: 

Изучены нормативно - правовые акты, имеющие отношение к социальному проекту, проведен их анализ (Приложение 3,4).

В результате этой работы мы убедились, что имеем право:

1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам;

2.  Искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода и из различных источников, особенно такие информацию и материалы, которые   направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому   и психическому развитию не только детей, но и местных жителей;

3. На свободу ассоциации и свободу мирных собраний (т. е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты);

4. На отдых и досуг, участвовать в играх   и   развлекательных мероприятиях;

5. На обращения   в   государственные   органы и органы   местного самоуправления;

6.  На участие в опросе граждан.

 Вывод: проанализировав нормативно - законодательные акты федерального, регионального и местного значения, наша проектная группа пришла к выводу, что разработка и реализация социального проекта законодательно обоснована.

2.3  Анализ социологического опроса и анкетирования

Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В случае необходимости они получали наши разъяснения (Приложение 5).

В социологическом опросе приняли участие 115 респондентов, из них 15% - работники школы, 20% - родители, 15% - жители микрорайона   и  50% - обучающиеся школы.

На первый вопрос 80 % опрошенных ответили: «Да – проблема актуальна»;

На вопрос "Что вам хотелось бы создать на территории?"  75% респондентов хотели бы создать цветники с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

15% - оборудовать места отдыха (беседки, скамейки, фонтан); 1% - закладка школьного фруктового сада (Приложение 6).

Ученики 11 класса предложили заложить аллею выпускников в школьном дворе.

Большинство опрошенных (90 %) готовы принять участие в благоустройстве школьной территории.

Вывод: большинство опрошенных респондентов считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в его обновлении.

2.4. Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников

Приступая  к разработке проекта  «Школьный двор - моя страна» на первом этапе была изучена литература по благоустройству территории, выращиванию и уходу за декоративными растениями. Полезные советы и рекомендации мы получили из различных источников.

На сайтах  Интернета подобрали фотографии оригинальных малых архитектурных форм, которые можно разместить на территории нашей школы (Приложение 7).

Проанализировав данные источники, мы пришли к следующим выводам:

1.    Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.

2.    Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании  и воплощении в жизнь, пригодиться ему в жизни.

4. Привлечение обучающихся к активным экологическим исследованиям, делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе.

5. Благоустроенная территория любой школы вызывает восхищение гостей, а ученики и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично. 

 2.5. Механизмы реализации проекта

Инициативной группой был разработан план проекта благоустройства школьной территории.

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:

Направление

Виды деятельности

1.

«Знания во спасение!»

-проведение социологических исследований, мониторинга состояния окружающей среды на территории школьного двора, исследование почвы пришкольного участка;
-приобретение обучающимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;

-распространение информации среди обучающихся и педагогов школы (выпуск листовок, бюллетеней, проведение лекций);

2.

«Созидатели»

-организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьного двора;

3.

Открытый марафон «Я и природа»

Привлечение как можно большего количества людей разных профессий и возрастов к участию в реализации проекта.

 

        2.6. Этапы реализации проекта «Школьный двор моей мечты»

№ п/п

Название этапа

Цель

Сроки выполнения

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

Январь 2014-март 2015 года

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Май –ноябрь 2014 года

3.

Практический

Реализация проекта

Сентябрь 2014-октябрь 2015 года

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Октябрь 2015 года

Апрель 2016 года

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Октябрь
2015 года

 

План мероприятий  подготовительного этапа

 

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1.

Изучение законодательных и нормативно-правовых документов, необходимых для разработки и реализации проекта.

Инициативная группа-юристы

2.

Социологический опрос обучающихся, работников школы, родителей.

Инициативная группа- социологи

3.

Проведение оценки экологического состояния школьной территории.

Инициативная группа-экологи

4.

Старт конкурса «Копилка идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора»..

Инициативная группа

5.

Встреча с представителями властных структур

Инициативная группа

8.

Составление договоров, их заключение

Администрация школы, инициативная группа

 

План мероприятий  проектировочного этапа 

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1.

Разработка коллективного проекта школьного двора:

-создание проектной группы;

-составление плана озеленения и благоустройства школьного двора;

Администрация школы, инициативная группа

2.

Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка

 Инициативная группа-экологи

План мероприятий практического этапа

 

 

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.Знакомство с материалами СМИ (учебные пособия, справочная и специальная литература, рекламные буклеты, советы знакомых любителей-цветоводов) с целью благоустройства школьной территории и  выбора композиции «зеленого строительства».

2. Составление плана школьного участка

3. Разработка технических требований к проекту благоустройства школьного участка: составить примерный перечень инструментов, строительных материалов, органических удобрений и других материалов, которые потребуются для создания «объектов зеленого строительства» (газоны, цветники, пришкольный участок и декоративно-цветочное оформление.)

4. Проведение опроса учащихся, родителей

« Каким должен стать школьный участок?»

5. Проведение санрубки, прореживания  деревьев и кустарников.

6. Экологическая уборка территории.

    

7. Устранение неэстетичных участков на ограждениях.

8. Проведение подготовительных работ:  купить семена цветочных культур, посадочный материал, заготовить емкости для выращивания рассады, изучить агротехнику  цветочных культур, выбранных для композиции. 

9.  Вырастить качественную рассаду цветочных культур.

10. Составление эскизов цветочной композиции и сопроводительной записки к эскизу, рассчитать количество растений, необходимое для создания объекта «зеленого строительства», красочно оформить эскиз на бумаге в виде схемы.

11.Проведение конкурса  рисунков на тему «Мой любимый цветок» для учащихся начальной школы; занимательных  вечеров «Первоцветы», «Декоративные цветы».

12. Практическая работа по переносу  схемы цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу для создания «объекта зеленого строительства».

13.Закрепить за каждой клумбой определённый класс и объявить соревнование на лучшую клумбу.

14.Уход за созданными объектами

 « зеленого строительства»: полив, подкормка, прополка.

15. Участие учащихся в конкурсах «Марш парков».  

16. Создание фотоальбома  «Цветущий школьный двор»

17. Установка скамеек в школьном дворе.

18. Размещение  урн на территории школы.

19. Создание аллеи выпускников.

      

 20. Асфальтирование площадки, дорожек.

10.04-18.04

 

 

 

 

 

к 18.05.2014

 

10.09-20.11.14г.

 

 

 

 

 

Апрель 2014г.

10.09-20.10.2014

Октябрь 2014г. 

Апрель-май

2015 г.

К 10.03.2015 г

 

Апрель- май 2015г. 

 

Апрель-май  

 2015г. 

 

 

 

Март 2015г.

 

 

 

 Май 2015г.

 

Апрель-май

2015г.

 

 Май- октябрь 2015г.

 Май 2015г.

 

 

Май 2015г.

 

 

Апрель-май

2024-2015г

С июля по сентябрь 2015г.

Июнь 2015г.

 Лето 2016г.

 

 Инициативная группа-юристы

 

 

 

 

 Инициативная группа-экологи

 Инициативная группа-эксперты

 

 

 

 

 

 

 

Инициативная группа-эксперты

Завхоз 

Инициативная группа  

Завхоз

  

 Учителя биологии

 

Классные руководители 5-11 классов.

 Классные руководители 5-11 классов.

 

 

 Учитель искусства - Покусаева Л.В.

 

 Классные руководители 5-11 классов.

 

Старшая вожатая  

 

 Классные руководители 5-11 классов.

 Учителя биологии

 

Учитель информатики- Алымова Н.В.

Завхоз 

Завхоз 

Администрация

 

Администрация

  Завхоз 

 

 

 

2.7. Предполагаемые результаты и их социальная значимость

Разработанный нами проект и дизайнерское решение  территории школы и пришкольного участка позволит добиться огромного декоративного эффекта, который будет способствовать эстетическому воспитанию учащихся, развитию вкуса и креативного мышления (Смотри презентацию "Предложения по благоустройству пришкольной территории", подготовленную ученицами 7 "Б" класса, награждённых дипломом II степени в межмуниципальной конференции "Школьная исследовательская инициатива" - 2015 год). Увеличение видового многообразия, посадка растений, позволит гармонизировать ландшафт. В процессе работ на территории школы и пришкольном участке учениками активно будут использованы знания, умения и навыки, приобретенные на уроках. Помимо этого учащиеся получат новые знания и практический опыт в области ландшафтного дизайна, который наверняка пригодится им в будущем.

В результате:

  • школьный двор станет чистым и уютным;
  • клумбы будут ухоженными;
  • а главное лицо школы станет красивее.

Дальнейшее развитие проекта – проект может реализовываться при поддержке муниципальных органов управлении. Реализация этого проекта позволит создать благоприятную среду не только в школе, но и близлежащих территорий.

3.  Заключение

Проведена экологическая уборка школьного участка (Приложение 8). Изучена литература и просмотрены сайты  в Интернете по благоустройству школьных территорий. На пришкольной территории посажены 15 лип, 4 рябины, 7 каштанов, 8 берёз силами учеников 8-х классов. На клумбах высажены многолетние цветы  (Приложение 10). Проведена ярмарка, средства вырученные на ней потрачены на саженцы роз. На центральной клумбе разбит розарий, за которым ухаживают ученики 6-х классов (Приложение 11).  Принята программа действия. Подготовлен и проведён конкурс эскизов клумб. В настоящее время из рассады, выращенной силами старшеклассников, сформированы клумбы на переднем плане школы (Приложение 12). Рядом со школьным крыльцом расположили декоративный уголок: деревянную мельницу, гнездо с аистами, забавных улиток, выполненных из автомобильных шин, божьих коровок и разноцветный паровозик ( Приложение 13). Согласно плану, весной этого года на боковой клумбе силами учеников 8-го касса была сплетена изгородь из лозы и перед ней высажены декоративные растения. Эта клумба выгодно преобразила школьный двор (Приложение 14).

 Совместный проект учащихся и педагогического коллектива "Школьный двор - моя страна" направлен на то, чтобы с 2015 года школьный двор выглядел красиво, чтобы радовалась душа, чтобы школьники и прохожие не мусорили. Многое из запланированного уже сделано, но ещё предстоит большая работа по созданию комфортного и оригинального пришкольного пространства. В наступающем учебном году будет продолжена реализация данного проекта, в его реализацию планируется привлечение учащихся начальной школы и  общественных организаций.

4. Список использованной литературы

        1. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы. Москва «Просвещение» 1993.

2.   Родина В.А. Цветоводство в школе. Москва «Просвещение» 1974г.

3.   Стороженко Л.Н. Как вырастить цветы. Москва «Просвещение» 1978г.

4.   Всемирная сеть Интернет. http://images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Рабочая программа по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различн...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Рабочая программа по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различн...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Я убеждена, что достижение указанной цели возм...

Опыт реализации модели социокультурного системного развития образовательного учреждения в московской школе №12

В статье представлен опыт школы №12 по опыту реализации модели социокультурного системного развития....

Cтатья "Салют Победе!". Итоги реализации социального проекта. Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год.

Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год....

Справка об участии педагога в реализации комплексной программы воспитательной работы образовательного учреждения

За время педагогической деятельности в МБУОШИ «Сеяхинской ШИС(П)ОО» Оджигаева О.Б. 2 года является классным руководителем. В 2013-2014 учебном году Оджигаева...

Реализация практики инновационной деятельности в образовательном учреждении дополнительного образования

Современное общество не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, в положительной динамике к новым технологиям и формам работы.  Система образования – одна из самых ярких и перед...