«Права и обязанности подростков» (по Конституции РФ).
классный час (9 класс) на тему

Мисикова Инна Геннадьевна

Классный час по Конституции РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час.18.48 КБ

Предварительный просмотр:

             «Права и обязанности подростков» (по Конституции РФ).

Классный час.

                                                               Разработка учителя русского языка

                                                              и литературы

                                                                     МБОУ Ефремовская СОШ  

                                                                                 Мисиковой И.Г.

Задачи:

1. Изучить содержание второй главы Конституции России.

2. Научить соотносить полученные знания с конкретными жизненными ситуациями.

3. Привлечь социальный опыт обучающихся для обсуждения проблемы безграничности свободы (права) человека.

4. Создать условия для формирования личностной позиции обучающихся по проблеме соблюдения прав и свобод.

Оборудование: учебный кабинет, классная доска, мультимедийный проектор, экран, тексты Конституции РФ, таблички с кратким текстом прав и обязанностей, жетоны для деления на группы (при необходимости), , жетоны для игры, скотч, ножницы, мел, 5 гимнастических обручей.

Подготовительный этап. Перед занятием должны быть приготовлены 3-4 стола для работы групп (при условии, что сидящие за ними дети будут одновременно видеть слайды на экране и текст на доске), на которых разложены тексты Конституции РФ, на столе рядом с доской разложены таблички, жетоны, приготовлены полоски скотча.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

А) Деление класса на группы. Возможен вариант формирования групп с помощью жетонов разного цвета.

2. Этап формирования мотивации.

Педагог: «Очень часто можно услышать от взрослых и детей: «Вы не имеете права…», « У меня есть право…» Сегодня мы с вами узнаем, какие права граждан России считаются самыми важными и поразмыслим над тем как добиться максимального их соблюдения»

3. Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях граждан России.

Педагог: «Для этого мы сейчас организуем работу с самым главным законом нашей страны – Конституцией РФ, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Прошу вас открыть главу вторую «Права человека и гражданина», прочитать те статьи, которые отмечены для вашей команды, и понять, какое право изложено. (После этого представители команд подходят к столу, выбирают необходимые таблички и крепят их на доску». )

Педагог: «Молодцы, команды, быстро справились с заданием! Прошу озвучить найденные вами в конституции права человека и гражданина» (Команды по очереди прочитывают с доски таблички.)

Педагог: «Ни в одном государстве, ни в какое время не было возможным приобретение прав без приобретения обязанностей. Найдите во второй главе Конституции обязанности, подойдите к столу и прикрепите табличку. Какая из команд справится с этим заданием оперативнее?». (Обучающиеся ищут в документе ответ на задание, озвучивают ответ (те, кто успеет первым) и крепят таблички.)

Педагог: «Вы очень хорошо поработали с документом и теперь на доске у нас есть перечень основных прав и обязанностей россиян. А теперь я прошу команды посоветоваться и определить, какие из прав и обязанностей вы уже используете в жизни? Возле данной таблички прошу прикрепить красные жетоны». (Команды крепят жетоны, в основном их мнения сойдутся, будет по три жетона около определенных табличек. Педагог обращает внимание на результат работы групп.)

Педагог: «Посмотрите, ребята, часть прав вы уже используете, а часть нет. Почему? Дети отвечают, что они не достигли определенного возраста, пока еще у них нет возможности реализовать эти права и др.

4. Этап осмысления причин нарушения прав человека и гражданина.

Педагог: «Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Для его осуществления мне необходимо 5 (до 7) человек. Я прошу желающих выйди к доске». (Обучающиеся выходят на небольшое пространство перед доской.)

Педагог: «Участвующим в эксперименте я ставлю задачу – в течение одной минуты крутить гимнастический обруч». Обучающимся выдаются обручи. Засекается время. По сигналу дети начинают пытаться вращать обручи, но недостаток места у доски приводит к тому, что они мешают друг другу. Возможно кто-то сразу обратит внимание на малое пространство для этого занятия. Педагог не должен ничего объяснять до того момента, пока дети не начнут выполнять задание. Необходимо так организовать эту часть упражнения, чтобы никто не смог выполнить задание.

Педагог: «Почему вам, ребята, не удалось крутить обручи?» Дети ответят, что было тесно, мало места, мешали друг другу.

Педагог: «Хорошо, я изменю условие эксперимента. Вы можете отойти в ту часть кабинета, какая вам необходима для выполнения задания.» (дети расходятся в разные места.) Засекается время и обучающиеся вращают обручи (возможно это получится не у всех, но, скорее всего, у большинства.) По команде педагога упражнение прекращается.

Педагог: « Почему теперь задание удалось выполнить?» Дети ответят, что никто никому не мешал, было свободно, просторно, не боялись задеть кого-либо. (Педагог благодарит за участие, обучающиеся возвращаются в группы.)

Педагог: « А теперь представьте, что вместо обручей наши права, которые мы хотим реализовывать постоянно. Что же получится?» В общем обсуждении дети придут к выводу, что часто бывает так, когда кто-то пользуется каким-либо правам без оглядки на других людей, то он нарушает их права. (По итогам обсуждения педагог рисует две схемы.)

Обучающиеся придумывают к ним названия, например: «Нарушение прав других людей», «Соблюдение прав других людей».

Педагог: «А вы, ребята, сталкивались ли в жизни с нарушением ваших прав?»  «А теперь снова представьте, что место обручей права. Как же нам, реализуя свои права, не нарушать прав других людей?»

5. Заключительный этап

Педагог: « В заключение нашего классного часа я прошу команды придумать слоган на тему соблюдения прав человека и гражданина в рамках обсуждаемых сегодня проблем». Например: «Требуешь прав своих – не забывай о других!»

«Права есть - так и обязанностей не счесть!»

«Хочешь счастливо жить – умей другим уступить!».

Тексты карточек

На творчество Ст.44

Обязанности граждан: (увеличить шрифт, разрезать)

Каждый гражданин имеет право

На равенство прав не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, и др. Ст.19

На равенство перед законом Ст.19

На свободу и личную неприкосновенность Ст.22

На неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени Ст.23

На свободу передвижения Ст.27

На свободу совести, вероисповедания Ст.28

На свободу мысли и слова Ст.29

На получение, производство и распространение информации Ст.29

На объединение Ст.30

На собрания Ст.31

На участие в управлении государством Ст. 32

На предпринимательство Ст. 34

На частную собственность Ст. 35

На свободный труд Ст. 37

На отдых Ст. 37

На семью Ст.38

На социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и т.д. Ст. 39.

На жилище Ст. 40

На охрану здоровья и медицинскую помощь Ст.41

На благоприятную окружающую среду Ст.42

На образование Ст.43

Забота родителей о детях и детей о родителях Ст. 38

Уплата налогов Ст. 57

Охрана окружающей среды Ст. 58

Защита Отечества Ст. 59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема "Свобода, основные права и обязанности подростка."

Классный час Тема "Свобода, основные права и обязанности подростка."...

Классный час " Права и обязанности подростков"

Инценировка отрывков из русских народных сказок.На их примере разбор прав детей.Сценки из школы и семьи.Тест по данной теме. Пословицы....

Всё о правах и обязанностях подростков

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».           В. А. Сухомлинский».20 ноября...

Интеллектуальная игровая программа для учащихся 7-8 кл. «Большие права и обязанности подростков».

Цель:.Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории об основах  законодательства.Формировать умение анализировать правовые ситуацииСпособствовать формированию системы прав...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".

Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....

Выступление на родительском собрании ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА

Выступеление на родительском собрании в рамках родительского всеобуча 2019-2020ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА А И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА...

Брейн-ринг "Мои права и обязанности", посвященный Дню Конституции РФ

Знать свои права и исполнять обязанности долг любого человека, настоящего гражданина! И мы стараемся быть достойными гражданами своей страны с самого раннего возраста!...