Классный час " Права и обязанности подростков"
классный час по обществознанию (5, 6, 7 класс) на тему

Меклеш Галина Борисовна

Инценировка отрывков из русских народных сказок.На их примере разбор прав детей.Сценки из школы и семьи.Тест по данной теме. Пословицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_klassnyy_chas.docx784.87 КБ

Предварительный просмотр:

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                    ЗАПОЛОСНАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЗОВСКОГО РАЙОНА

                                                                                                             Классный час

         

                    « Права и обязанности подростков»

                                                                                                                                              Провела: Меклеш Галина Борисовна

                                                                                                                                                   Учитель обществознания,

                                                                                                                                                классный руководитель 9 класса.

                                                                                       2017

Живи по закону, поступай по совести А.Усачёв

Сценка «Чужой телефон»

Выходят дети с портфелями и кладут их.

1: - Ты не пойдешь на физкультуру?

2: - Нет, я освобождена

Все уходят, кроме 2. Она садится и начинает рисовать.

2: - Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у 1.

2 начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его,

читает сообщения. В это время входит 1.

1: - Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?

2: - А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

- На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон.

А как вы думаете ребята?

Высказываются дети.

- Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребенок

 имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на

принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.

 Людям из различных стран было сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 году была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран – участниц ООН. Эта комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН, к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц. В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные   Конвенция о правах ребёнка (1989г.), это Конституция РФ — это основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина (принята 12 декабря 1993 года)

1998г. – Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»    2007г. – федеральная целевая программа «Дети России»

Учитель спрашивает у учащихся, как часто они слышат слова «право», какие ассоциации возникают, когда они слышат эти слова.

право – система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством; право – это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство; право – это личная возможность человека, которая гарантируется законом;

Ведущий 1. А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора..
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна все милее, всех румяней и белее. 
(Царице вздрагивает, вскакивает с лавки.Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее. 
(Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку.)
Царица. Эй, Чернавка! (Входит.) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам! 
(девушка, поклонившись, уходит.Царица радостно потирает руки.)
Ведущий 1. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась...
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий 1. Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала...
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий 1. Вспомнили название сказки? А кто ее автор? ( сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)


Чем закончилась сказка? Погибла царевна? (ответы детей)
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, сотрудники полиции и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
Альмира:  Живут в России разные народы с давних пор,Одним – тайга по нраву, Другим –

 родной простор.У каждого народа язык свой и наряд.

Артем:Один черкеску носит,Другой надел халат.Один – рыбак с рожденья,Другой - оленевод.

Лиля:Один кумыс готовит ,Другой готовит мёд .Одним милее осень, Другим - милее весна.

Все трое: А Родина – Россия У нас у всех одна.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить ;Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.Врачей помощь получать,Обучаться, отдыхать,Быть веселым и здоровым,Восхищаться чем-то новымИ любить, и быть любим   Все: Он на свете не один!

C:\Users\лида\разное\Desktop\20170314_001103.jpg

Герда(кричит) Кай! Кай! Наконец-то я нашла тебя! (подбегает к Каю) Кай, почему ты молчишь?

Кай: Тише, ты сбиваешь меня.

Герда: Кай, милый, это я! Ты забыл меня?

Кай: Я никогда ничего не забываю.

Герда: Кай, я нашла тебя, а ты даже не сказал мне "Здравствуй"

Кай(сухо) Здравствуй, Герда.

Снежная королева: Зачем ты пришла сюда, несносная девчонка?

Герда: Я пришла вернуть Кая в семью.

Снежная королева: Не нужна Каю семья. Что вы можете дать ему? Эти смешные розы? А я подарю ему вечность.

Герда: Семья даст ему тепло, заботу и поддержку близких.

(обращается к Каю)Кай, пойдем домой. Наши розы без тебя совсем завяли. А бабушка все плачет и стоит у ворот, Кай!

(Герда плачет, слеза Герды попадает на Кая.Очнувшись, Кай вскакивает)

Кай: Герда! Герда, это ты? Ты плачешь? Что случилось? Как здесь холодно! Пойдем, пойдем скорее домой! (Герда и Кай уходят)

В.: Скажите, ребята, какое право нарушено в этой сказке и кто его нарушил?

- Снежная королева нарушила право Кая жить и воспитываться в семье.

В.: Вы точно подметили. Все дети имеют право жить и воспитываться в семье

При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ (Как он называется?) — свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. (Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?) Следовательно, о вас заботится Правительство России.

Вопрос: Вам всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.Ст. 1.)

Вопрос:Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может липа издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство.Ст. 23.)

Сценка №4 "Золушка"(Золушка подметает пол и поет)

Золушка: Дразнят Золушкой меня, Оттого, что у огня, Силы не жалея, В кухне я тружусь, тружусь, С печкой я вожусь, вожусь, И всегда в золе я.

Прячу я печаль свою, Я не плачу, а пою, Улыбаюсь даже,  Но неужто никогда Не уйти мне никуда От золы и сажи!(Входит мачеха)

Мачеха: Золушка, ты прибралась?

Золушка: Да, маменька

Мачеха: Ты приготовила нам наряды?

Золушка: Да, маменька

Мачеха: Так значит ты бездельничаешь? Тогда вот тебе список дел, которые  ты должна сделать сегодня вечером

(протягивает список)  А я с дочерьми поеду на бал (мачеха уходит, Золушка садится и плачет.Появляется добрая фея)

Фея: Здравствуй Золушка. Почему ты так горько плачешь?

Золушка: Как же мне не плакать, крестная. Я бы так хотела поехать на бал.

Фея: Опять это мачеха нарушает твои права

Ведущая: А какие права нарушает мачеха

Фея: Ты обязательно поедешь на бал, Золушка. Я помогу тебе. (Фея взмахивает палочкой. Золушка скидывает накидку. Герои уходят)

(нарушено право на отдых и запрет на использование детей в качестве дешевой рабочей силы)

Мальчишки и девчонки, И мы вместе с ними С рождения имеют право на имя.

Имеем мы право сказать, как один: “Я – полноправный страны гражданин!”

Имею я право нормально питаться,  Учиться, лечиться и развлекаться.

Расти в своём доме, в полной семье, А не на уличной мёрзнуть скамье.

К ребёнку нельзя относиться небрежно, А только с любовь, заботой и нежно.

Ребёнка нельзя как товар продавать, И от учёбы его отрывать.

Терпимость и дружба –Всеобщее братство,Духовная близость – Вот это богатство.

А наши родители и педагоги Должны нас направить  На эти дороги.

Какие  вы знаете  права школьника?

-право на бесплатное образование  - право на получение дополнительного образования- право на охрану жизни и здоровья

 - право свободы своих взглядов - право посещать мероприятия      - право на отдых - право пользоваться библиотекой

     -  право на обучение по индивидуальным программам  - право на выбор образовательного учреждения- право вступать в общественные организации

Буратино: Славно отдохнули. А теперь мне пора бежать. Папа Карло отправил меня в школу получать знания.

(Навстречу Буратино выходят Кот Базилио и Лиса Алиса)

Лиса Алиса: Какое небо голубое, мы не сторонники разбоя

Кот Базилио: На дурака не нужен нож, ему немного подпоешь

Вместе: И делай с ним что хошь

Лиса: Здравствуй, Буратино. Куда ты так торопишься?

Буратино: Я иду в школу

Кот: Да зачем тебе нужна эта школа. Пойдем с нами в страну Дураков. Там есть поле Чудес, где исполнится все, что захочешь, без всяких знаний.

Лиса(обращаясь к Базилио) Давай отведем его к Барабасу, в его театр. Он нам хорошо заплатит за новую куклу.

Ведущая: Да как вам не стыдно. Ребята, осуществлению какого права пытаются помешать два этих плута?

(Дети отвечают)

Кот и Лиса: Ну хорошо, хорошо. Мы больше так не будем (герои уходят)     (ответы детей, что нарушено право на образование)

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: - Это проявление жестокости, папа.

Педагог: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (Слайд 15)

Ученики обязаны

  1. Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
  2. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
  3. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
  4. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
  5. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников

 №1   УЧИТЕЛЬ:Дима, ты уже который понедельник не готов к уроку.

   Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто прав?

№2  УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Педагог:  объясните Оле, в чем она не права?

 №3  УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.

ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.

Педагог: разъясните Иванову его права и обязанности.

 № 4  УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?

ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.

Педагог: правильно ли рассуждает Петров?

  1. Выбери  обязанности  школьника:  1.Защищать свое Отечество  2.Добросовестно учиться  3.Беречь школьное имущество

4.Уважать участников и работников школы5.Выполнять устав школы  6.Платить налоги

7.Выполнять правила внутреннего распорядка

2. Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?     А-родители  Б) учителя  В) милиция

     3. В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних:

А) на вредных и опасных для жизни работах; Б) в ночное время с 22 часов до 6 утра   В) в утреннее время с 6 утра до 8 утра

  4. Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф     Конфискация имущества      Арест    Пожизненное лишение свободы   Обязательные работы

Исправительные работы  Лишение наград  Лишение свободы  Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

5. Может ли ….. ( да или нет) - дать согласие на изменение своего имени или фамилии…=

- распоряжаться самостоятельно   своим имуществом,   своим  заработком, - стипендией, иными доходами  в возрасте от 14 лет…=

-  в возрасте 12 лет может быть исключен из школы за определенные нарушения…  -

- с 14 лет   обучаться вождению мотоцикла…..=

- с 10  лет вносить  вклады в банки и распоряжаться ими…-

- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства , а с 14 лет - в суд…=

  • 6. Что из данных примеров будет являться правонарушением: 

- ученик, играя в мяч, разбил стекло в чужой квартире;=

-ученик, получив в библиотеке книги , не поблагодарил библиотекаря;

- мальчик не уступил в автобусе место инвалиду;

-гражданин вернул взятые в долг деньги через неделю

  • 7. Какой из видов правонарушения  будет считаться административным проступком 

- кража общественного имущества;    - неявка на экзамены;    -срубить ель в городском парке;=

- оплата коммунальных услуг на два дня позже срока

  • 8. Выберите пример жестокого обращения по отношению к ребёнку 

- Мальчик принёс из школы плохую отметку. Мама не разрешила ему смотреть телевизор, гулять, и велела дополнительно заниматься.

- Новорожденного ребёнка бросили в мусорный бак.=

- Ученик исписал парту в классе и его заставили отмыть её.

- Желая укрепить здоровье сына, отец заставлял его ежедневно отжиматься и бегать кросс.

 C:\Users\лида\разное\Desktop\20170314_001200.jpg

 

Только те, кто знает «право» может смело в жизнь идти, им проблемы не страшны.

Им с законом по пути. Он поможет, защитит- от беды предотвратит.

  • Права есть, как у взрослых, так и у детей.
  • Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
  • Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Тема "Свобода, основные права и обязанности подростка."

Классный час Тема "Свобода, основные права и обязанности подростка."...

Всё о правах и обязанностях подростков

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».           В. А. Сухомлинский».20 ноября...

Интеллектуальная игровая программа для учащихся 7-8 кл. «Большие права и обязанности подростков».

Цель:.Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории об основах  законодательства.Формировать умение анализировать правовые ситуацииСпособствовать формированию системы прав...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".

Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....

Выступление на родительском собрании ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА

Выступеление на родительском собрании в рамках родительского всеобуча 2019-2020ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА А И ОБЯЗАННОСТИ ПОДРОСТКА...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...