Интеллектуальная игровая программа для учащихся 7-8 кл. «Большие права и обязанности подростков».
методическая разработка по обществознанию (7, 8 класс) на тему

 Цель:.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории об основах  законодательства.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Развивать интерес к обществознанию. 

Тема о правах взята не случайно,  потому что 20 ноября, считается международным днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря,

О своих правах мы говорить любим. Так  проигрывая конкретные ситуации смотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igrovaya_programma_dlya_uchashchihsya_7.docx520.04 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игровая программа для учащихся 7-8 кл.

«Большие  права и обязанности подростков».

 Цель:.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории об основах  законодательства.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Развивать интерес к обществознанию. 

Ход игры

1. Сбор команд в актовом зале. Объявление темы мероприятие и условия участия в игре. 

Учитель:

 «Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру  «Большие  права и обязанности подростков».

 Тема о правах взята не случайно,  потому что 20 ноября, считается международным днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря,

О своих правах вы говорить любите. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке».

              «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский.

Вступительное слово ведущего игры

 Внимание, ребята. Для начала проведем жеребьевку между командами. Для этого вы должны справиться с заданием. Итак, я зачитываю задание, а вы с помощью поднятия руки должны угадать пропущенное слово.

  3 команды

Вставьте нужные слова:

   1.  Пусть ты пока еще ребенок,    

 Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,      

Пусть маленький, но гражданин

          2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется                  устав

       3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

 Все …              парламентом   зовут

       4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по  профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой  переплетчик,

Юрист  или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты-                      избиратель  

Поговорим  об обязанностях

  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
  2. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)
  3. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)
  4. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..
  5. Обязанность каждого гражданина  защищать свою родину, называется – (Служба)
  6. Обязанность  родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
  7. Основное право и обязанность  каждого школьника (Учиться)
  8. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие  страны; (Культурное)
  9. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Я предлагаю вам сказочную викторину: Обыграть  сказку и  подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?

 «Лиса и заяц» р.н.с.

 О нарушении какого права идет речь ?

(Право на неприкосновенность жилища)            Кто нарушил это право? (Лисица)

Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух) 

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

http://kladraz.ru/upload/blogs/5831_970643f4cf661ffbbd2547742167d6b1.jpgНа какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)

«Колобок» р.н.с.http://kladraz.ru/upload/blogs/5831_3a1ecc6bd68cbe194410ff5129c2209c.jpg


Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

 (Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу) 
Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

 Заполнение  лучиков  солнышка на доске!

Решение кейсов (с опорой на фрагменты из документов)

 Голубые!!!!

 «Совершили ли герои ситуаций правонарушения?  Какое?»

1.1-  Подросток украл личные вещи из школьной раздевалки. (административное правонарушение)

2- 15-летний К. был задержан на улице в 23.30. (административное правонарушение)

3 - Во время начавшегося пожара в панике   16 –ти летний  школьник покинул помещение и скрылся. Оставшихся в горящей квартире детей спасли пожарные. . (уголовное преступление если старше 16 лет)

2.1.- 16-летний  С.  и 14-летний В. в подъезде дома курили и сквернословили. (административное правонарушение)

2 -Юный футболист случайно разбил мячом стекло в окне квартиры.

3 -Пьяный водитель, превысив скорость, сбивает человека и скрывается. Пострадавший умирает. (уголовное преступление)

3.1 .- «Фанаты» испортили краской стены дома(правонарушение, ст.156)

2.- Грузовик, управляемый подвыпившим шофером с сыном, перевернулся. Ребенок погиб. Водитель – отец  остался инвалидом. (уголовное преступление)

3.- 13-летний Д. систематически опаздывает на урок  (дисциплинарное правонарушение)

Конкурс ораторов.

«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны» (Вольтер)

Представители  команд-   Попова Галя, Фех Иван, Колупаев Кирилл.

Игра «Задачкино»

I. Проанализируйте ситуации.  Какие меры наказания  понесут  ребята?

                            Ложный звонок

В школу  по телефону позвонил Сережа  14 лет и сказал, что в школе заложена  бомба, которая   может взорваться. Все  выбежали из школы!  Приехали пожарная машина,  МЧС.  Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д. )

                      Порча чужого имущества 

На перемене: Саша попросит у Даши  телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон  новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество,  но если это произошло, то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то  вместо него будут отвечать его родители).

                                  Драка на улице

 Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной  улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал  звать на помощь своих друзей. Через  полчаса  втроем они  нашли  двоих ребят и нанесли  им телесные  повреждения.  (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим  и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

                                Ограбление ларька               

   Двое 15 летних подростков забрались вечером в  продовольственный   ларек:  побили  бутылки, сломали  стекло, украли продукты.  Ущерб нанесли на сумму  10 тысяч. Кто должен нести ответственность  за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

  Угроза жизни

   Друзья  Женя и Миша поссорились и стали  обзывать  друг друга.  Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце  школы стояла группа ребят.  Максим   стал  рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал  портить  обшивку  стены. Ребята, смеясь,  помогали ему  в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Игра «Паспортная»  

Во сколько лет  получают паспорт?   Кто уже получил?

Правильно ответить на вопросы.

1.   Сколько страниц в паспорте? (19.)

2.    С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3.   Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4.    На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5.   Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6.   Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

9.  Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14.  В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Игра   -----Пословицы к статьям (Розовые  листы_!!!!!!

(командам предлагается 10 пословиц. Кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за  2- 3 минуты, столько жетонов  она получает).

Пословицы:  какие права отражены в пословицах?

       

1. Жить – родине служить. ( право принимать участие в управлении своей страной,  право на гражданство) (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

  • 2. Грамоте учиться – всегда пригодится. ( право на образование) , право на получение дополнительного образования)
  • 3. Всякому мила своя сторона. (право на свободу передвижения)
  • 4. Делу – время, а потехе – час. ( право на отдых и досуг) .
  • 5 .Один в поле – не воин. ( право на свободу мирных собраний)
  • 6. При солнышке тепло, при матери – добро. ( право на достойный жизненный уровень в семье )
  • 7. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. ( право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  • 8. Дружба дружбой, а денежки врозь. ( право на достойное вознаграждение за труд)
  • 9. Волка ноги кормят. (право на свободу передвижения,  право на труд)
  • 10. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи  (  право на труд)

(право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

3. Викторина «Знаю ли я закон?» (по  2 вопроса)

  1. Во сколько лет наступает уголовная ответственность? (с 16 лет)
  2. За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?
    (с 14 лет. За злостное хулиганство, кражу, грабеж, за посягательство на работников милиции, умышленное нанесение телесных повреждений, повлекших угрозу жизни и здоровью человека, разбой, вымогательство, хищение боевого оружия, наркотиков и их распространение).
  3. Все ли участники преступления отвечают одинаково? (не все)
  4. Какие обстоятельства при совершении преступления являются отягощающими? (пьянство, групповое, укрывательство, недонесение, умышленное)
  5. какие виды юридической ответственности вы знаете? (дисциплинарное, административное, уголовное)
  6.  Нормативный правовой акт, изданный высшим органом государственной власти (закон)

Заключение. Мы сегодня говорили, что является правонарушением.

Подведение итогов игры

                 Права есть, как у взрослых, так и у детей.

  • Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
  • Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
  • Уважай чужие права!

Уважайте закон и берегите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально- игровая программа

Интеллектуально- игровая программа «Минута на размышление».  Правила игровой программы идентичны телевизионной игре «Что? Где? Когда?». Программа рассчитана для учащихся 7- 8  класса,...

Игровая программа для учащихся 1х классов "Welcome to English"

Внеклассное мероприятие в рамках недели английского языка призвано заинтересовать первоклассников новым предметом "Английский язык", который они начнут изучать во 2м классе....

Сценарий конкурсно-игровой программы для учащихся 1 классов ОУ "Лукоморье"

Задача нашего времени - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, произведений русских классиков....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА "СВОЯ ИГРА"

В ходе игры ребята познакомятся с фольклором, музыкальными инструментами, композиторами и исполнителями....

Калининская область в годы Великой Отечественной войны (интеллектуальная игровая программа)

    Тема “ Великая Отечественная война ” занимает особое место в истории. Обучающиеся должны помнить    о событиях  Великой Отечественной войны  в своё...