Классный час в 8 классе "Наши права и мы"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Борисенко Наталия Олеговна

Методическая разработка классного часа и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_prava_i_my.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Наши права и обязанности

Классный час для учащихся 8 класса

Классный руководитель – Борисенко Н. О.

Цель: способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование: анкеты, компьютер, проектор, презентация.

 (Во время работы в группах — легкая тихая музыка.)

Словарь: ООН, Конвенция; личные, социальные, политические, специальные права.

Ход классного часа.

1. Объявление темы и цели.

-  Сегодня мы наш классный час назвали «Наши права и обязанности». И начнем мы его с очень важного разговора о том, что нужно человеку, и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой.

Чтобы так жить, надо соблюдать нормы поведения. Например, нормы (правила), оценивающие поступки человека с точки зрения «добра и зла». Назовите их. (помогать и любить ближнего, не красть, не лгать и т.д.) Такие правила называются нормами морали, нравственности, этики.

А если мы хотим определить, что нам прибыльно или выгодно, то мы применяем экономические нормы. Можете назвать их? Скажем, такое правило: «Выгодно выполнять работу качественно и в срок».

А когда мы рассматриваем поступки с точки зрения государственной пользы, то мы говорим о политических нормах. Приведите примеры.

Вот одна из таких норм: «Граждане должны принимать участие в выборах».

А если мы оцениваем красоту, гармонию каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики. (Например: «Носить грязные рубашки — некрасиво»).

2. Беседа по теме классного часа.

2.1. Ответы на вопросы анкеты.

А какие нормы являются правовыми?

Проверим сначала, что вы знаете об обязанностях и правах, а также символах государства. Ответьте на вопросы анкеты.

Анкета

1. Основной закон Российской Федерации.

а) конвенция о правах ребенка      б) Конституция  Российской федерации  

в) уголовный  кодекс.

2.   Основные символы Российской Федерации

3.   Глава государства –

Премьер-министр – 

Губернатор Орловской области –

Глава  Знаменского  района –

Глава администрации Глотовского (Узкинского) сельского поселения –

4.   Граждане Российской федерации впервые получают паспорт:

а)  16 лет                   б) 14  лет                 в)18 лет

5.   Первая строчка гимна Российской Федерации:

6.   До какого времени вы можете находиться на улице без родителей?

а)  20 ч                      б)     21 ч                   в) 22 ч.

7.    Кто несет ответственность за нарушение закона Орловской области  «О мерах по профилактике безнадзорности и  правонарушений  несовершеннолетних в Орловской области»:

а)  учителя                   б) дети                       в) родители.

Анализ анкеты учителем

- Чем вы руководствовались, отвечая на вопросы анкеты?

2.2. Конвенция о правах человека.

    Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы.

Что люди могут делать  и чего не могут?

  Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и , к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

В конце концов людям удалось решить Главные вопросы и на  свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

    Если в точности соблюдать все, что в ней написано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Вот основные права человека:

Права (на слайде)

  • Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди должны  относиться друг другу по братски.
  • Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
  • Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещены  во всех видах.
  • Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.
  • Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.
  • Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.
  • Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.
  • Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый имеет право на жилище.
  • Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  • Каждый человек имеет право владеть имуществом. Нельзя никого произвольно лишать имущества.
  • Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  • Каждый человек имеет право на труд.
  • Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.
  • Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

2. 3.        Конвенция о правах ребёнка.

2.3.1. Рассказ учителя.

Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть даже предположения, что само слово ребенок произошло от слова раб.
Из литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителей.

Давайте рассмотрим репродукцию картины В.Г. Перова «Тройка».

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев картины. Какова, по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие факты? Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допустить подобного?

Тем острее мы чувствуем, как время вносит в отношение к детям свои коррективы. То, чего были лишены дети в прошлом — своих прав, — имеете сейчас вы. И это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства.

А защитой является документ, называющийся «Конвенция о правах ребёнка».

Что такое Конвенция? Документ, который должен защитить детей, называется «Конвенция». Слово «конвенция» переводится как «договор», «соглашение».

Она готовилась очень долго. Целых десять лет люди разных стран мира тщательно выверяли каждое слово, каждую букву, согласовывали свои предложения и свои представления о том, что необходимо сделать, чтобы детям на планете Земля жилось лучше. Когда наконец Конвенция была написана, то представители многих стран мира собрались на Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций и в торжественной обстановке поставили свои подписи под новым документом. Это важное событие произошло 20 ноября 1989 года.

Кому адресована Конвенция? Детям? Их родителям? Учителям? Этот документ прежде всего адресован государствам и их правительствам. Конвенция обязывает их принимать все необходимые меры для нормальной жизни маленьких граждан. Значит, страны, которые поставили под ним свою подпись, договорились о том, что они будут всеми силами стараться сделать жизнь детей лучше, что они будут заботиться о своих маленьких гражданах, обязуются уважать права ребенка, делать все для того, чтобы они стали реальными и не нарушались. А это большая ответственность.

Самая важная идея Конвенции состоит в признании того, что каждый ребенок — это полноценная и полноправная личность, а не собственность родителей или государства. И эта личность имеет свои права и обязанности. Кроме того, государства договорились о том, что, поскольку дети еще не могут и не умеют защищать свои права, государство и родители должны заботиться о соблюдении их прав в обществе и семье. Более того, в отличие от взрослых дети в большей степени нуждаются в защите и потому имеют право на то, чтобы взрослые люди заботились о них.

Почему понадобилось принимать Конвенцию? Конечно, вы понимаете, что этот документ появился не случайно. Дети — это будущее планеты, но далеко не все они имеют дом, еду, родителей. С горечью приходится признавать, что и в современном мире есть дети, которые умирают от болезней. Это происходит потому, что в некоторых странах медицинская помощь стоит очень дорого и не каждая семья может ею воспользоваться. Наверное, не раз с экранов телевизоров вы видели большие грустные глаза детей, страдающих от голода. Да-да, голод и болезни в современном мире все еще продолжают оставаться самой главной причиной детской смертности.

Но и это не все. Очень много детей в разных странах мира, в том числе и у нас, по тем или иным причинам не могут посещать школу. Вероятно, не секрет для вас и то, что нередко родители бьют своих детей, а то и вообще выгоняют из дома. Миллионы детей существуют за счет изнурительной работы, мелкого воровства или попрошайничества. Вот и задумались взрослые люди о том, как защитить еще совсем юного человека, сделать его жизнь если не счастливой, то, по крайней мере, благополучной.

Беззащитны перед злом и подростки, хотя некоторые из них могут похвастаться недюжинной силой, хорошей мускулатурой, быстрыми ногами... Но, несмотря на все это, часто оказываются они безоружными перед хитростью и коварством взрослых, которые, пользуясь недостатком знаний у юного человека, а также тем, что некоторые подростки очень хотят быстрее стать взрослыми, приобщают их к алкоголю, курению, наркотикам. Юные порой даже не задумываются, как быстро затягивает человека зло, избавиться от которого не только трудно, но подчас и больно.

«На дурака не нужен нож,

Ему с три короба наврешь,

И делай с ним что хошь!»

— поют лиса Алиса и кот Базилио в замечательном фильме «Буратино». Очень мудрая мысль. Да, лисы Алисы прекрасно знают, как обмануть доверчивого Буратино.

Вот и выходит, что умные и добрые люди писали Конвенцию для того, чтобы защитить молодость планеты, будущее Земли от любого зла, в каких бы одеждах оно ни представало.

2.3.2. Практическая работа.

Прежде чем перейти к знакомству с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам:

1.) Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни (1, 2-я группы)?

2.) Потребности человека с возрастом меняются. И в 11 — 12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка (5 мин).

3.) Обсуждение. Могут получиться следующие варианты ответов, как в приведенной таблице.

Потребности двухмесячного ребенка

Потребности 12-летнего

ребенка

Имя

Медицинская помощь

Уход

Образование

Медицинская помощь

Друзья, общение

Питание

Творчество

Ласка и любовь

Жилище, питание

Забота

Родители, семья

Защита

Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

- Как с возрастом изменяются потребности ребенка? (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше.)

2.3.3. Знакомство со статьями Конвенции.

- А теперь давайте познакомимся с Конвенцией о правах ребенка чуть подробнее. Конвенция -  достаточно большой документ, в ней целых 54 статьи. Перечислим основные положения (на слайде):

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

2.3.4. . Закрепление, формирование практических умений и навыков

Работа в двух группах

Разминка. Оценивается в 1 балл

Что означает слово «конвенция»?

Когда была принята Конвенция о правах ребенка?

Зачем нужна Конвенция?

1 конкурс. За каждый правильный ответ 5 баллов. Нужно назвать статью и прокомментировать ее. За каждый правильный ответ 5 баллов.

(Школьникам предлагается вспомнить сказки «Золушка», «Морозко». На их примере назвать и прокомментировать статью).

Ответ 1: Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности. Статья 6. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и свободное развитие.

Ответ 2: Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал. Статья 31. Право ребенка на отдых и досуг

3 конкурс. Составьте эскиз обложки важного документа, с которым вы сегодня познакомились.

Когда группы приготовят свои эскизы, на слайде демонстрируется обложка Конвенции о правах ребенка. За каждый правильный ответ 5 баллов.

2.4. Конституция Российской Федерации.

- Итак, вы теперь знаете о Конвенции о правах. А знаете ли вы основной закон нашего государства? (Конституция – это основной закон государства.)

- Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

   В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.

Что прописано в Конституции?

Необходимо разграничить такие понятия, как “права” и “обязанности”.

Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?

 “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

- Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан России”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.

Права и свободы граждан        

Обязанности граждан

право избирать и быть избранным,

равенство прав и свобод,

право на жизнь,

право на личную неприкосновенность,

право на защиту своей чести и доброго имени,

право на свободное передвижение,

право на жилище и его неприкосновенность,

право на труд,

право на отдых,

право на образование,

право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

право на получение юридической помощи,

право на получение социальной помощи,

свобода мысли и слова,

свобода совести, свобода вероисповеданий,

свобода информации,

свобода творчества.        обязанность защищать Родину,

обязанность соблюдать законы,

обязанность сохранять природу и окружающую среду,

обязанность платить налоги.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.

(Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.)

2.5. Законы Орловской области.

  Закон Орловской области «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области» разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации. Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет одних дома или на улице, то скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агенства. В этом случае родителям грозит большой штраф или воспитательные курсы. В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением, в Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного дома даже на 15 минут.

   Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование. Так что закон Орловской области не против детей, а за детей.    

 Так вот, если человек нарушает законы, он получает наказание – моральное, административное, даже уголовное.

Виды административных наказаний

  • предупреждение
  • административный штраф
  • конфискация орудия совершения правонарушения
  • административный арест с18 лет. (15 суток)

Что относится к административным нарушениям

- Незаконный оборот наркотических веществ. (Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства,  освобождается от административной ответственности)

- Употребление наркотических средств.

- Мелкое хищение

- Заведомо ложный вызов специализированных служб.( от 10 до 15 минимальных зарплат)

- Мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка. (от 5 до 10 минимальных зарплат)

- Неповиновение, неуважение к представителям власти. (от 10 до 25 мин. зарплат)

- Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах.(от 3 до 5 мин. оплат)

- Курение в общественных местах.

     За распитие пива в общественных местах несовершеннолетними с родителей взимается штраф от 300 до 500 руб.

А за вовлечение родителями несовершеннолетнего в употреблении пива - штраф 1500-2000 руб.

  За продажу в магазине пива несовершеннолетним – штраф от 20 до 30 МРОТ с должностных лиц, а с юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ. «Федеральный закон от 5 декабря 2005 года № 155»

2.6. Правила для учащихся школы.

Внутри каждой организации могут быть установлены правила для сотрудников. В нашей школе такие правила тоже есть. Какие они?

 Помните о том, что их нужно соблюдать. Нарушение правил влечёт наказание! Нарушение Устава может привести к исключению из школы по достижению 14 лет.

3. Подведение итогов.

Вы воспользовались правом на образование, теперь вы можете воспользоваться и правом на отдых. Спасибо за работу!

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Статьи 18.

1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Статья 19.

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 27.

  1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
  2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

1.        Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

  1. вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
  2. поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
  3. обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей  каждого с помощью всех необходимых средств;
  4. обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e)        принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2.        Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка, и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 29.

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

  1. развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  2. воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
  3. воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  4. подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе.

Статья 31.

  1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 6.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Задание для 1 группы

Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

Задание для 2 группы

Потребности человека с возрастом меняются. И в 11 — 12 лет  у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка.

Анкета

1. Основной закон Российской Федерации.

а) конвенция о правах ребенка      б) Конституция  Российской федерации  

в) уголовный  кодекс.

2.   Основные символы Российской Федерации

3.   Глава государства –

Премьер-министр – 

Губернатор Орловской области –

Глава  Знаменского  района –

Глава администрации Глотовского (Узкинского) сельского поселения –

4.   Граждане Российской федерации впервые получают паспорт:

а)  16 лет                   б) 14  лет                 в)18 лет

5.   Первая строчка гимна Российской Федерации:

6.   До какого времени вы можете находиться на улице без родителей?

а)  20 ч                      б)     21 ч                   в) 22 ч.

7.    Кто несет ответственность за нарушение закона Орловской области  «О мерах по профилактике безнадзорности и  правонарушений  несовершеннолетних в Орловской области»:

а)  учителя                   б) дети                       в) родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме:«Правила поведения в гостях»

Данный классный час рассчитан на учащихся 5-6 классов. Цель: рассказать о том, как надо вести себя, чтобы и самому и окружающим было бы лучше и приятнее жить, помочь понять, как внешние формы поведен...

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...

Классный час "Конвенция по правам ребенка"

     Цель проведения классного часа заключалась в ознакомлении учеников 7 класса с Конвенцией о правах ребенка, обучении учащихся нормам общения, защите прав детей на основе обсуждения инсценировок от...

Классный час "Конвенция о правах ребенка"

Классный час посвящен рассмотрению основных прав ребенка, декларируемых Конвенцией...

Классный час "Как развить правое полушарие мозга"

Как развивать полушария мозга? Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от ко...

Классный час "Всегда ли правы взрослые?"

классный час для старшеклассников...