Изучение межличностных отношений в классе
тест (5 класс) на тему

Изучение  межличностных отношений в классе

Социометрическая методика 

Методика “Мой герой”

Методика «Отметка однокласснику»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_mezhl.docx59.27 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение  межличностных отношений в классе

Социометрическая методика (Д. Морено).

Инструкция:

Ребята! Вам нужно ответить на следующий вопрос: ”Кого из класса ты бы пригласил на свой день рождения?”. Сначала напишите фамилию того, кого бы вы пригласили в первую очередь, и далее того, кого пригласили бы во вторую, в третью.

Педагогу:

Минут через 10 собирает листочки, которые должны быть обязательно подписаны. Если учащийся ни кого не указал, то сдает листок только с указанием своей фамилии. Исследование проводится в классе несколько раз (через 3-4 месяца) для увеличения достоверных ответов. Повторение лучше проводить несколько в другой форме. Например, можно задавать другие вопросы:

  • Кого бы ты хотел иметь соседом по квартире?
  • С кем бы ты хотел пойти в поход?

Обработка результатов:

Данные заносятся в основную таблицу результатов. В левом столбце записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали – только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый ученик в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.

Затем обозначаются взаимные выборы. Если среди тех, кого выбрал участник, есть те, кто выбрал его, то это значит, что у него с этим учащимся взаимные выборы. В таблице они подчеркиваются или обводятся кружком. Далее подсчитываются по вертикали количество взаимных выборов.

Для получения более ясного представления о положении в классе каждого участника на основе данных таблицы составляется карта групповой дифференциации. В простейшем варианте она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам исследования.

В первом круге располагаются учащиеся, получившие 6 и более выборов во втором круге – 3-5 выборов, в третьем круге – 1-2 выбора и в четвертый круг попадают те, кто не получил ни единого выбора. Благоприятное положение в классе наблюдается у учащихся, попавших в первый (“звезды”) и во второй круги, неблагоприятное положение, понижающее силу личности, - у ребят, попавших в третий и, особенно, в четвертый круги. В четвертом круге “отверженные”. На карте мальчики обозначаются треугольниками, девочки – кружками. Пунктирами обозначаются взаимные выборы.

Подводя итоги, дополнительно выясняется следующее:

  1. Что обеспечивает тому или иному учащемуся определенное место в структуре межличностных отношений в классе? (Беседа, данные психологических методик).
  2. Влияет ли положение отдельных ребят на класс в целом? (Беседа, наблюдение).
  3. Являются ли “звезды ” фактическими лидерами данного класса? Какого типа эти лидеры? (Определяется по методике “Наша группа”).
  4. Чем объясняется положение в группе тех, кого никто не выбрал? (Особенности характера, позиция, привычки).
  5. Чем вызвано наличие обособленных группировок? Что в них является объединяющим началом?
  6. Какова роль группировок в жизни класса?


Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Всего

выборов

Из них взаимных

Методика “Мой герой”

Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.

Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.

1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):

- на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?

- есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?

- на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.

3. Сочинение-рассказ (сказка) “Я хочу быть, как...”

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

Методика «Отметка однокласснику»

Оборудование: листы бумаги, на которых записан список класса, матрица.

Инструкция: в вашем классе есть близкие вам люди, которых вы считаете своими друзьями; есть товарищи, с которыми вы часто общаетесь; есть люди, с которыми вы не поддерживаете никаких отношений, и, наконец, есть и такие, к которым вы относитесь отрицательно.

Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений. Выпишите фамилии всех одноклассников и напротив каждой фамилии поставьте отметку, соответствующую вашему отношению к нему:

«5» - он мой лучший друг, я  с ним никогда не хотел бы разлучаться.

«4» - я с ним не дружу, но мне многое в нем не нравится.

«3» - я отношусь к нему безразлично, общаюсь по необходимости.

«2» - мне многое не нравится в нем.

«1» - он мне неприятен, я не хочу иметь с ним ничего общего.

Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о цели исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне ответы каждого. В правом верхнем углу необходимо написать свою фамилию.

    Интерпретация результатов.

В классе 25 человек. Из них __ мальчиков и __ девочек. следствие проведения методики были выявлены следующие результаты:

Фамилия

Количество «5»

Количество

«4»

Количество

«3»

Количество

«2»

Количество

«1»

Средний

балл


Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Обработка полученных данных:


И2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени» (рис. 9).

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I.  Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II.  Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

социометрия 002

 

IV.  Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.______________________________________

Класс   ________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них фамилии трех одноклассников.

1.   Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а) _______________________________

б) _______________________________

в) _______________________________

2.   Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) _______________________________

б) _______________________________

в) _______________________________

3. С кем из своего класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а) _______________________________

б) _______________________________

в) _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Семейные отношения" - 6 класс

Тема урока:  Обязанности детей и родителей Цели урока: -развитие навыков монологической речи по теме «Семья» -актуализация навыков грамматики Preset  Perfect -тренировка навыков перевода...

Урок-игра "Математическая поликлиника" по теме "Пропорции, отношения"" 6 класс

Здоровьесберегающие технологии.  Обобщающий урок по теме: "Пропорции, отношения" 6 класс...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс

Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...

урок математики по теме "Отношения" 6 класс

Урок изучения нового материала по теме «Отношения»  Математика 6 классЦели:Создать условия для осознания и осмысления нового математического понятия «отношение»; показать правила записи и прочтен...

Педагогический совет на тему "Межличностные отношения в классе"

Выступление на педагогическом совете по теме "Межличностные отношения в классе", сопровождающее презентацией....

Всемирные экономические отношения. 10 класс

Презентация - краткий конспект лекции по теме ВЭО в 10 кл....

конспект урока по математике "Отношения", 6 класс

Данный урок проведен с целью формирования навыков решения задач из жизненных ситуаций....