Правовой калейдоскоп
классный час (6 класс) на тему

Иволгина Надежда Валентиновна

Классный час о правах учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_kaleydoskop.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Классный час в 6 классе

Тема: Правовой калейдоскоп

Цель: знакомство с Международными правовыми документами: декларацией и конвенцией по правам ребёнка, со статьями из декларации, с правами и обязанностями гражданина.

Задачи.

1. Формировать правовую культуру учащихся, нравственные понятия, положительное отношение к законам и их выполнению.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно мыслить и принимать решения в жизненных ситуациях, быть ответственным за свои поступки.

3. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

       Оборудование:

 карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; ТСО - слайды, иллюстрации сказок.

Бумага для записей и рисунков, фломастеры.

Ход воспитательского часа

1.        Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие.

     Работать мы с вами будем по группам,  а для этого я предлагаю каждому из вас выбрать солнышко понравившегося цвета. Теперь прошу вас занять свои места за игровыми столами (образуется четыре группы: синие, красные, жёлтые, зелёные). Сейчас каждой группе  необходимо выбрать капитана команды.

2.        Побуждение.

     Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно:

     «Что люди обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в неразбериху. Люди давно взялись за решение этих вопросов. В обычных беседах, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, в конце концов, им удалось решить ряд вопросов, и на свет появились правовые документы.

     Игра «Я это Я».

     Возьмите листочек и фломастер и нарисуйте смайлик. Наклейте их на один лист. Давайте внимательно посмотрим, что же получилось. Мы видим, что все рисунки разные. Вот такие разные и непохожие друг на друга . Сколько в мире людей, столько и разных личностей и в каждой личности заложены свои качества. Рисунки, которые вы подготовили, лишь подтверждение тому. Все вы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют международные документы, в которых прописаны права ребенка. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с ними – это Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.

(слайды плакатов по правам ребенка)

     Во всех странах мира есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

– Дети, оставшиеся без попечения родителей

– Безнадзорные и бездомные дети

– Дети-инвалиды

– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации.

3.        Осмысление.

     1. Кого считать ребёнком? Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста. С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает правами. Дети имеют такие же права, как и взрослые.

     2. Работа в группах: «Твои права». Сбор ассоциаций к слову «право»…

защита, жизнь ,развитие, помощь, общество, уважение, закон

- А какие права есть у ученика?  Какие права имеют дети? Обсудите в группе.

Ученик имеет право на:

- жизнь и здоровье;

- достоинство личности, честь и доброе имя;

- свободу и личную неприкосновенность;

- получение образования;

- развитие творческих способностей и интересов;

- право на труд;

     Где бы ты ни жил, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека!

     Изучение нескольких статей Конвенции.

     1. В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». А государство обеспечивает в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие.

     Но так думали не всегда. В древности было такое государство – Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

     Правильно ли поступали в Спарте? (Ответы детей фронтально.)

     Например: Знаменитый полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физической культурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос сильный и умный человек, талантливый полководец. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

     2. Ситуация: Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

     Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

     Вы догадались, о каком праве ребёнка будем говорить? Право на имя, отчество и фамилию.

     Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны. Право ребёнка на гражданство

- Гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.)

- Правительство РФ  заботится о вас.

     3. Сказка «Морозко».

     Жил – был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да утихает, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

     Говорит Мачеха: Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз! Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

     Ну что, ребята вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха? Эта жестокая женщина нарушала права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

     4. Задания для каждой группы с иллюстрацией к сказке. Обсуждение в группе.

1 гр. Какое право нарушено в сказке «Лиса и заяц»:

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на справедливый суд;

- право на труд.

2 гр. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на образование;

- право жить с родителями и воспитываться в семье.

3 гр. Какое право нарушил Медведь в сказке «Машенька и медведь»?

- право на неприкосновенность жилища;

- право владеть имуществом;

- никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии;

- право выражать своё мнение.

4.        Рефлексия

     1. Ребята, как вы думаете, от кого зависит то, чтобы наш мир был полон добрых чувств, поступков, дел и отношений? (от нас с вами).

     Я вам предлагаю сейчас своими ладошками закрыть нашу землю от зла, грубости, невежества. (Напишите свои пожелания людям).

       Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!

       За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

       Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правовой калейдоскоп»

Данный материал - методическое пособие по разработке и внедрению учебной программыпо правовому просвещению школьников  Отличительной особенностью данной программы являетсято, что она адаптир...

Сценарий игровой программы "Правовой калейдоскоп"

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной игры, целью проведения которой является формирование правовых знаний учащихся, их правовой культуры. Проведению игры предшествовали многочислен...

"Правовой калейдоскоп"

Классный час проведенный в 8 классе на тему: "Права ребенка в современном обществе"....

Внеклассное мероприятие "Правовой калейдоскоп"

Все учащиеся 9-10 классов делятся на 4 команды, каждая из которых придумывает себе название. Ведущий проговаривает вопрос,  на который участники в течение минуты должны написать ответ. Ведущий го...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

Методическая разработка деловой игры «Правовой калейдоскоп» для профессий среднего профессионального образования «общеобразовательный цикл»

     Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязан...