классный час "В мире профессий"
классный час (7 класс) на тему

Иванова Олеся Викторовна

Классный час разработан для учащихся 7 класса, чтобы ребята больше узнали о существующих профессиях, об огромном выборе профессий. Я считаю, что на самом деле профориентация для школьников важна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

636520 п. Сайга, Верхнекетского района, Томской области, ул. Молодогвардейская, 3

тел./факс (8-258)3-61-23                                                                E-mail: Saigaschool 1@ rambler.ru

Номинация:

«Классный час»

Классный час в 7 классе

«В мире профессий»

1398678690_1656975

   

 

                                                        Автор: Олеся Викторовна Иванова

                                  учитель математики МБОУ «СайгинскаяСОШ»

       

Цель – познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни.

                                                         Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1. Вся жизнь человека делится на несколько этапов: детство, подростковый возраст, юность, зрелость. Самым счастливым и беззаботным временем является, несомненно, детство. Классик русской литературы Л.Н.Толстой охарактеризовал этот период жизни человека следующим образом: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

Но наступает момент, когда каждому человеку, к сожалению, приходится прощаться с ним и вступать в следующий период жизни, становиться серьёзнее. Вот и вы сейчас вступаете в более взрослую и серьёзную жизнь, в которой вам предстоит принимать множество важных решений, делать выбор в различных ситуациях.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. СЛАЙД 2.

  1. Постановка цели, объявление темы.

Вскоре вам тоже придётся делать серьёзный выбор. Какой именно?

(свой путь в жизни – профессию). 

Таким образом, тема нашего сегодняшнего классного часа – «В мире профессий». СЛАЙД 3.

Этот выбор будет очень сложным, потому что в мире существует очень большое количество профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия? СЛАЙД 4. ( Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.)

  1. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы. СЛАЙД 5.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

( Выступают представители 1-ой группы )

«Самые модные профессии». СЛАЙД 6.

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

 Время очень быстротечно. Меняется мода, меняются люди, их желания, потребности. Соответственно в разные времена популярными становятся совершенно разные профессии.

 ( Выступают представители 2-ой группы )

«Самые забытые профессии». СЛАЙД 7.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

( Выступают представители 3-ей группы )

«Профессии, которые нужны всегда». СЛАЙД 8.

Учащимся предлагается назвать профессии этой группы и аргументировать свой ответ. 

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Сегодня у нас в гостях врач-педиатр Малыгина Людмила Юрьевна, которую все вы прекрасно знаете. С самого рождения  ваше здоровье берегла  Людмила Юрьевна. И сейчас мы предоставляем вам слово, расскажите нам о том, как важна профессия врача.

Жизнь в современном мире стала очень опасной из-за различных угроз: терроризм, непрекращающиеся войны, частые стихийные бедствия и случающиеся время от времени техногенные катастрофы. В связи с этим наша жизнь стала немыслимой без людей, которые могут в силу своей деятельности защитить нас всех.

( Выступают представители 4-ой группы )

«Самые отважные профессии». СЛАЙД 9.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

         И ещё один гость  у нас сегодня- это командир отделения ОПС-№3, водитель пожарного автомобиля Федюнин Андрей Анатольевич. Мы с вами ходили на экскурсию в пожарную часть, где Андрей Анатольевич и его коллеги очень много рассказывали и  о своей профессии, показывали много интересного и летом даже давали нам мастер класс по работе с оборудованием.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. 

Всё в мире течёт, всё изменяется. То же самое происходит и в мире профессий.

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? 

СЛАЙД 10. ( самые распространенные варианты выбора профессии)

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.
  • Идут за модой.
  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
  • Выбирают «за компанию».
  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
  • Подражают героям кино и телесериалов.

 Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

5. Мини-лекция «Формула профессии»

Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: S =а х Ь)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены на доску и относятся к теме сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?  СЛАЙД 11.

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: =« осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  1. хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  2. могу - это все, что мне по силам, по способностям;
  3. надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

  1. Демонстрация осознанного выбора профессии

«Это мой выбор!»

Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Классный р у к о в о д и т е л ь. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

  1. Тестирование

СЛАЙД 12. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, составьте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Если имеются лишние элементы - их надо убрать, если их не хватает - добавить недостающие.

( У каждого ученика на столе имеются вырезанные фигурки по 10 штук треугольников, квадратов и кругов.) Время выполнения - 30 сек.

(Дети составляют  фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией. СЛАЙД 13.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. СЛАЙД 14.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. СЛАЙД 14.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. СЛАЙД 15.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. СЛАЙД 15.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. СЛАЙД 16.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

  1. Заключительное слово

СЛАЙД 17. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

9. Подведение итогов (рефлексия)

Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали? (Приём рефлексии «Утверждение») СЛАЙД 18.

Примерные ответы детей:

  • Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
  • Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
  • Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
  • Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
  • Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
  • Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

А теперь скажите пожалуйста, с каким настроением вы уходите с классного часа? (Мордашки) СЛАЙД 19.

Спасибо  за внимание!   СЛАЙД 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме"Я в мире профессиий"

Классный час для учащихся 6 классов . Позволит учащимся расширить представления о мире профессий, развить свои коммуникативные навыки, устную речь детей, умение анализировать, делать выводы, обобщать ...

Классный час "Твое место в мире профессии"

Цель: формирование навыков в выборе профессии....

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

Классный час для 6-х классов "В мире профессий"

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой»....

Классный час "В мире профессий" для учащихся 9 класса

Разработка открытого классного часа "В мире профессий" . Цель классного часа: помочь выпускникам 9-х классов найти свое место в жизни....

Классный час "В мире профессий"

Классный час "В мире профессий" для 9 класса. Цель классного часа: формировать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору...