классный час для 5 класса "Какой ты друг"
классный час (5 класс) на тему

Жукова Римма Валерьевна

Классный час о дружбе для учащихся 5класса, соответствующий ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_5a.docx90.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская  средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулёва»

Классный  час

«Какой я друг?»

                                                                                           Подготовила:

                                                                                                     классный руководитель

                                                                                                 5 А класса Жукова Р.В.

2013

Классный час нравственной направленности посвящен обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для младших подростков. В этом возрасте особенно остро стоит проблема общения со сверстниками. Именно в таком общении подросток осознает себя и как член коллектива, и как личность. Среди вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Как ко мне относятся другие?» - один из важнейших вопросов: «Какой Я друг?»

Задача классного руководителя - дать детям информацию для размышления, помочь в оценке поступков товарищей, создать такие ситуации общения, в которых дети смогут проявить свои хорошие качества и творческие способности.

В ходе классного часа проводится деловая игра, во время которой дети должны сделать аппликации.

Чтобы не сковывать воображения детей, образцы картинок показывать не нужно.

Цели: углубить представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Форма: деловая игра.  

Подготовить 3 короткие сценки (б учеников). При этом реплики учить не нужно. Достаточно просто прочитать каждой паре учеников их сценку (текст - в сценарии), объяснить общий смысл поведения персонажей.

Оборудование:

По ходу сценария три группы детей должны будут делать З несложные аппликации. Для этого необходимо:

а) сделать заготовки из цветной бумаги: прямоугольники, треугольники, круги, трапеции, как на рисунках;

 

7 деталей

Фон - голубой

Квадрат - красный

Круг - желтый Треугольники - зеленые Прямоугольник - коричневый

7 деталей

Фон – синий. Треугольник – белый  Круги - желтые (2 штуки)  Флажок - красный  Трапеции (лодка и шляпа) - любой цвет

7 деталей

Фон - синий Трапеция - черная Круги - белые Треугольник(елка)зеленый Треугольник (нос)красный Прямоугольник - коричневый

б) приготовить клей и кисточку (или клеящий карандаш, или скотч и ножницы), для того чтобы слегка закрепить детали на листе бумаги;

в) приготовить три листа бумаги синего или голубого цвета (основа для аппликации);

г) все заготовки положить в прозрачные файлы и выдавать каждой группе перед выполнением задания;

д) чтобы отобрать детей в группы по 3 человека, нужно заготовить 9 бумажных кружочков из бумаги 3 цветов. Ученики, выбравшие кружочки одного цвета, попадают в одну группу. Кружки можно положить в коробку или мешок и предложить детям вытаскивать по одному. Учитель может сгруппировать тройки любым другим способом, но главное, чтобы в группе оказались случайные ученики, а не те, кто сам объединился.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с ситуациями, цветные фигуры для работы в группах.

На перемене перед классным часом написать на доске тему,

Эпиграф. Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг.

Ш. Руставели

План классного часа

1.Вступительное слово.

2. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.

З. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

4.Интерактивная беседа «Друзья и товарищи».

5. Деловая игра «Учимся сотрудничать».

б. Подведение  итогов (рефлексия) 

Ход  клaсснoro часа

  1. Вступительное  слово: Дорогие ребята, сегодня на классном часе мы будем обсуждать одну очень важную проблему. Прослушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашей беседы.
  2. Чтец:

 Кто верит в дружбу горячо,

 Кто рядом чувствует плечо,

 Тот никогда не упадет,

 В любой беде не пропадет,

 А если и споткнется вдруг,

 То встать ему поможет друг!

 Всегда в беде надежный друг

 Ему протянет руку.

Учащиеся: О дружбе.

К л а с с н ы й    р у к о в о д и т е л ь. Да действительно. А выбрала я эту тему не случайно. Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. А проблема , которую мы будем решать – Какой я друг?

3.Разбор ситуаций. Диалоrи друзей

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша. (К доске выходят два ученика.)

Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

М а ш а. Гулять пойдешь?

Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не полу-

чается! Еще и сочинение по русскому писать!

М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?

Примерные ответы детей:

- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.

- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только

о своих интересах - сейчас хочется гулять.

- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобрал ась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.

( К доске выходят 2 мальчика. )

На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.

С е р г е й. Ой, ампула закончилась!

А н т о н. А у меня запасная ручка есть!

С е р г е й. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!

А н т о н. А что ты мне за это дашь?

С е р г е Й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?

С е р г е й. Да ладно, давай уж!

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?

Примерные ответы детей:

- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.

- Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.

- Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто

так и ничего бы за это не потребовал.

- Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.

- Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.

- Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.

- Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил так поступают настоящие друзья.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?

(Дети отвечают хором, что не хотели бы.)

Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий друг должен быть бескорыстным.

А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.

Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.

К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.

В о в а. Гришка,  мячик принес?

Г р и ш а. Конечно!

В о в а. Давай пас!

Гр и ш а. Лови! (Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.)

В о в а. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.

Кл а сс н ы й   ру ков од и тел ь. Так-так! Кто разбил стекло?

В о в а.  Это он  бросил. Я тут ни при чем!

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Ты бросил мяч?

Г р и ш а. Ну, я.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие!   (поворачивается, отходит в сторону.]

В о в а. Ну, что в футбол играть будем?

Г р и ш а. Да нет, что-то не хочется!( Участники сценки садятся на место.)

К л а с с н ы й   р у к о в о ди т е л ь. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?

Примерные ответы детей:

        - Он расстроился из-за выговора.

- Ему было обидно, что друг его выдал.

- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому

Гриша обиделся.

- Гриша обиделся, потому что ОН один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.

Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно. Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас был такой друг, как Вова?

(Дети дружно отвечают, что нет).  Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.

Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы

решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова на доске.( Заполняют кластер В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п. Учитель записывает ключевые слова на доске. )

Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.

Примерные ответы детей:

- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.

- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.

- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.

- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.

- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.

IV. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»

К л а с с н ы й    р у к о в о д и т е л ь. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?

Примерные ответы детей:

-у человека должен быть только один настоящий друг.

- Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.

- Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей - сколько угодно.

- Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с НИМ нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?

Примерный ответ детей:

- Отношения должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес. И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор в экипаж космического корабля. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.

Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске. Итак, нам нужно 9 человек. Кто хочет пройти испытание? Выбираем 3 тройки.

(Желающие поднимают руки, выходят к доске.) Предлагаю каждому вытащить один кружок из коробки. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе.

(Дети вытягивают кружки. Учитель группирует детей, устанавливает очередность работы. )

Претенденты выбраны. А мы все выступим в роли специалистов, которые будут оценивать, какая тройка оказалась самой сплоченной и дружной. Первая тройка, приглашаю вас занять рабочее место. Засекаю время - начали!

Время истекло. Покажите ваш результат. Дети прикрепляют картинку к доске.

Приглашаем вторую тройку претендентов. Внимание - время пошло!

В течение 5 минут дети пытаются собрать аппликацию.

5 минут прошло, прикрепите вашу картинку к доске. И последняя тройка может занять свое рабочее место. Готовы? Начинаем!  (В течение 5 минут дети собирают аппликацию.)

Испытание закончилось. И третья группа показывает нам свою работу. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?

Примерные ответы детей:

- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.

- Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.

- Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.

        - Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам'

К л а с с н ы й   р у к о в о д и т е л ь. А теперь послушаем мнение специалистов. Ребята, как вы считаете, какая группа была самой сплоченной, дружной и показала лучший результат? Кого можно взять в экипаж космического корабля? Кто показал себя лидером, командиром?

Примерные ответы детей:

- Первая группа работала слаженно, дружно. Они относились друг К другу уважительно, распределили обязанности. У них сразу выявился лидер, он давал команды, и все его слушались. Картинка у них получилась аккуратная и красивая.

- Вторая группа вроде и сделала красивую картинку. В этой группе тоже сразу же появился лидер. Но всю работу делал он один. Остальные вели себя пассивно, не знали, что им делать.

- Третья группа работала хуже всех. Они все время спорили и ссорились. Все хотели быть командирами, никто никого не слушал. И результат у них самый плохой.

К л а с с н ы й    р у к о в о д и т е ль. Итак, строгая комиссия выявила, что команда номер (называет тройку учеников) достойно прошла испытание и будет отправлена на орбитальную станцию «Мир» для выполнения ответственной научной работы.

Подведение итогов (рефлексия)

К л а с с н ы й     р у к о в о д и т е л ь. Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?

Примерные ответы детей:

- Узнали, что такое настоящий друг.

- Научились работать в команде, в коллективе.

- Задумался о том, какой я друг.

- Возникло чувство сожаления, что у меня еще нет настоящего

друга.

- Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.

К л а с с н ы й     р у к о в о д и т е л ь: Ну а теперь мне хочется спросить вас . Смогли ли вы  оценить себя как друга. Подходите ли вы под определение  Настоящий друг и почему. …….. Да видимо сложно себя оценивать.

 Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Данный классный час представляет собой практическое занятие, на котором дети должны учиться строить разумные, доброжелательные отношения в процессе совместной работы. Предполагается, что в течение всего классного часа дети будут рисовать стенгазету. В связи с этой работой появляется множество ситуаций для общения детей, для проявления  их  личностных   качеств.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Кто такой настоящий друг? »

Тема :   «Кто  такой настоящий друг? » Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать ...

Презентация к классному часу "Кто такой настоящий друг?"

Данный материал с музыкальным оформлением оживит классный час...

классный час на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"

классный час для 6 класса на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"...

Классный час "Лучший способ найти друга - самому стать хорошим другом."

Тема: Лучший способ найти друга - самому стать хорошим другом.Я рада вновь видеть ваши глаза, лица. И думаю, что это занятие принесет нам радость общения. Ребята, Перед вами смайлика.Чем они отли...

Тема классного часа: «Понимаем ли мы друг друга?»

Цель: развитие  навыков  коммуникативного общения.Задачи занятия: 1. Развивать умение слушать и слышать друг друга.2. Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой...

Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»

Целью данного классного  часа  является  расширение  представления детей о правилах этикета; развитие  умения правильно оценивать себя и других; формирование  навыков...