Внеклассная работа
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Сергеева Татьяна Ильинична

Материалы для внеклассной работы: разработки по ЗОЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Через профилактику курения к профилактике наркомании. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по профилактике курения

Внеклассная работа

Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья: прежде всего, от курения. Ибо хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространённости курения.

Всерьёз задуматься об этом меня заставила неожиданная откровенность моего первоклассника. Непосредственность и доверие учителю позволили ученику С. рассказать о том, что они с другом М. взяли у бабушки («У неё много в антресоли лежит...») пачку сигарет и, спрятавшись в кустах, попробовали курить. На мой вопрос: «Понравилось»? Ответили дружно: «Нет!», чем усыпили мою бдительность. Но в другой раз этот же ученик так же доверительно и уверенно заявил: «Когда вырасту взрослым, как папа, тогда буду курить!» Неожиданно для меня, остальные дети поддержали: «Конечно, когда взрослый то можно курить»! А на вопрос, какой вред приносит курение людям, ученики не дали четкого ответа.

Действительно, большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению».

А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, не правильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а так же недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание насколько  эта привычка для здоровья реально опасна.

Итак, никотиновая зависимость школьников – это проблема школы.

Значимость этой проблемы возрастает, если рассматривать курение как своеобразную инициацию перед употреблением более сильного психоактивного вещества. Работа по профилактике курения – это, по сути, работа по профилактике употребления наркотиков подростками.

Обозначив проблему и обсудив её на педагогическом совете школы, решили создать свою программу по профилактике курения. За основу взяли «Программу профилактики курения в школе» под редакцией Касаткина В.Н. (Казань, 2001 год).

Инициативная группа, руководство которой я взяла на себя, определила цели, задачи, составила трёхгодичную программу, наметила профилактические мероприятия.

Воспитательная работа

Классные часы, инсценирование сказок, интеллектуальные игры, ток-шоу.

Встречи с врачом-наркологом, работниками ПДН, участковым милиционером, работниками ФАП и другие.

Проведение консультаций желающим бросить курить.

Индивидуальная работа с родителями и на родительских собраниях.

Участие учителей биологии, химии, литература, математики, ИЗО, СОЗ, физической культуры, ОБЖ, истории, начальных классов.

В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение – это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше – с начальных классов.

Основная задача моя, как учителя начальных классов, – профилактика аддитивного поведения учащихся, профилактика первичного поискового полинаркотизма (переходная стадия наркомании), т.е. формирование у ребёнка навыков самосохранения (не быть пассивным курильщиком, не выпить неизвестное лекарство), эмоциональное неприятие «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели, формирование собственной жизненной позиции.

На уроках  включила такие темы:

«Какой вред здоровью приносит курение»;

«Внешний вид курильщика»;

«Сколько лет живёт курильщик»;

«Почему не курят спортсмены».

Формы работы на уроках

Обсуждение отрывков из известных литературных произведений Марк Твен «Том Сойер» мультфильма «Ну, погоди!», связанные с курением.

Вернисаж плакатов «Нет курению!».

Очень эффектно действует на детей наглядный опыт с «курительной машиной».

Интервью с курящим человеком.

Сочинение «Сказка о вреде курения».

Разучивание песен о вреде табака.

В младшем школьном возрасте у детей богатое воображение. Наряду с положительными представлениями и образами жизненных связей наблюдается и отрицательное. Как ещё помочь младшему школьнику реализовать и осознать себя в самых разных своих проявлениях, сформировать жизненную позицию, позволяющую выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогату» общения в виде сигареты. Как научить отстаивать свою точку зрения в ситуации, активизируя при этом двигательную активность, естественную потребность младшего школьника.

Прочитав всю имеющуюся литературу, побеседовав с педагогами, занимающимися по данной проблеме, в том числе получив личную консультацию кандидата биологических наук, доцента ИПКРО РТ Галеевой С.Г., организовала работу детского объединения по валеологии от Центра по внешкольной работе.

В программу объединения, которую составила, входят следующие мероприятия:

1. Мероприятия, направленные на повышение ризистности и расширения адаптационных возможностей организма.

Закаливание – ходьба босиком, полоскание горла прохладной водой.

Массаж биологически активных точек.

Дыхательная гимнастика.

Фитопрофилактика.

2. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления.

Гимнастика для глаз.

Обучение грамоте в режиме дальнего зрения.

3. Мероприятия, направленные на снижение и улучшение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС.

Проведение мышечной релаксации – расслабление мышц кисти рук, ног, шеи, лица.

Воздействие цветовых гамм.

Использование функциональной музыки, элементов звукотерапии, аромотерапии.

Психотелесное ориентирование тела.

4. Мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения школьника.

Диагностика предрасположенности к аддитивному поведению.

Профилактика знания, включающие игры-тренинги.

Творческие работы.

Разучивание песен.

Инсценирование сказок.

5. Мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся.

Упражнения на развитие мускулатуры, укрепления сердца, лёгких, нервной системы и других органов.

Упражнения для укрепления мышц спины и профилактики нарушения осанки.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Подвижные игры.

Тесты для определения двигательных навыков.

Примерный план двухгодичного объединения по валеологии

1 часть. Упражнения, направленные на повышение ризистности и расширение адаптационных возможностей организма

Закаливающие процедуры – полоскание горла прохладной водой.

Дыхательная гимнастика по Стрелниковой с включением ТСО-ингалятора с ароматом хвойного настоя и ритмическая музыка.

Точечный самомассаж.

II часть. Основная

Мероприятия, направленные на профилактику аддитивного поведения школьника.

Обсуждение:

• «Кого называют пассивным курильщиком»?

• Дискуссия: «Что нужно делать, если взрослые рядом курят»?

• Групповая игра-тренинг: «Прошлое, настоящее, будущее...»

Мероприятия, направленные на повышение двигательной активности учащихся.

• Комплекс упражнений для создания и укрепления «мышечного корсета».

• Шестиминутный бег на выносливость.

• Подвижные игры: «Метко в цель», «Рыбаки и рыбки».

III часть. Мероприятия, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС

Игра на внимание «Красные, зелёный, жёлтый».

Упражнения на расслабление мышц кисти рук, рук, ног, шеи, лица под музыку «Шум моря».

Фиточай с шиповником.

Так же во внеклассных формах работы использовала чтение и обсуждение сказок: «У Эрфа внутри», «Возвращение Гулливера на родину». Дети с большим энтузиазмом инсценировали «Сказку о вреде курения», «Сказку о пользе утренней зарядки».

Вся проведённая работа снимается на видеокамеру, отражается в стенных газетах и журналах, в заметках учащихся и учеников в районной газете «Светлый путь». Своеобразным итогом служат интеллектуальные игры для учащихся и родителей: Ток-шоу «За чистоту родного языка», «Что? Где? Когда?».

Профилактика курения ведётся в тесной связи с родителями. Чётко обозначив курение как проблему, стараясь повысить чувствительность, восприимчивость родителей к проблеме курения, не только рассказываю о плановом комплексе последовательных мероприятий с детьми, направленных против курения, но и самих родителей вовлекаю в эти мероприятия. На родительских собраниях выступают сами родители, учителя, медицинские работники, библиотекарь, милиционер. Стало традицией ежегодно проводить конференции для пап. За последние 2 года провела такие конференции, как «За чистоту русского языка» (о сквернословии), диспут о пользе физического здоровья и вредных привычках, в виде интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Молодость и здоровье нам с бабулей подспорье», «Старты вместе с папой», «Игры доброй воли». Планирую в этом году провести ток-шоу для пап «Курение это хорошо или плохо?»- по принципу телепередачи «Большая стирка».

Вышеназванная система мер, применяемая в начальной школе, предполагает его продолжение в средних и старших классах на уже более разностороннем о высоком уровне . Но это уже прерогаватива узких специалистов.

К всему сказанному и перечисленному хочется добавить, что если школа сумеет преодолеть первую ступень на пути к ЗОЖ, т.е. предупредить увлечение детей курением, то и отпадёт проблема профилактики наркомании.

Результатом системной работы по предупреждению курения и пропаганды ЗОЖ в нашей школе являются:

уменьшение числа больных детей и уменьшение пропусков занятий по болезни;

возрос интерес учащихся к учёбе;

укрепляется дисциплина и нравственная атмосфера ученического коллектива;

увеличивается число желающих заниматься в оздоровительных кружках – валеологии, аэробики, танцевальный, волейбол, национальная борьба, музыкальная гостиная;

не наблюдаются демонстративно курящие учащиеся на территории школы, в туалетных комнатах нет окурков;

среди педагогического коллектива и обслуживающего персонала нет ни одного курящего.

Таким образом, благодаря целенаправленной работе возрос престиж физически здорового ученика без вредных привычек.

Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе помогут многим людям обойти эту форму зависимости.

Помочь сформировать у учащегося негативное отношение к курению с успехом может интеллектуальная игра.

Что? Где? Когда?

Ителлектуальная игра по профилактике курения

Вступление ведущего

Хорошо изестно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространенности курения.

Красивым и здоровым хотят быть все. Однако, далеко не все спешат расстаться с привычкой курить или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?” мы хотим затронуть эту тему.

Итак, мы начинаем.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

На нашем игровом поле вопросы разной степени сложности. Сложность вопроса определяют баллы на пакете. А какой вопрос выпадет – укажет игровой волчок. Сегодня играют: команда «Антикур» и команда «Фильтр». Кто начнет первый раунд, определят зрители, когда команды представят свои визитки.

(Команды представляют свои визитки)

Аплодисменты зрителей подскажут мне, кто будет играть в первом раунде. Напоминаю, что ход команда сохраняет в случае правильного ответа. Если ответ будет неверным или неполным, ход перейдет к другой команде. В нашей игре работает крупье:

Крупье

Леди и джентльмены,

Мадам и месье,

Стоит перед вами

Известный крупье.

Игру начинаем

Для умных детей.

Сюда приглашаем

И наших гостей.

Думайте, спорьте,

Решайте, друзья,

Итак, начинаю

Игру с вами я.

Раунд 1

В декабре 2000 года городские власти Нью-Йорка впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, в баре, в ресторане. За курение в общественном месте наказывают виновного лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов. Так что заядлые курильщики вынуждены были приспосабливаться и находить выход, позволяющий им пользовать свои слабости, не нарушая закон.

Вопрос: Какой выход нашли заядлые любители курения?

Ответ: Заядлые курильщики расположились в дешевых кафе, ресторанах, барах, находящиеся на верхних этажах высоких зданий, небоскребах.

Раунд 2

О пагубном влиянии курения на ЦНС и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И. Гете: «От курения тупеешь, оно не совместимо с творческой работой».

Эту точку зрения подтверждает уже много веков бытующая английская пословица:

«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает …».

Вопрос: Закончите английскую пословицу.

Ответ: Мудрая английская пословица гласит: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг».

Раунд 3

В нашем загадочном черном ящике нехитрая вещица, которая была неизменной спутницей Шерлока Холмса. Известный киноартист Ширвинд собрал коллекцию этих вещиц. Делают ее из дерева, из слоновой кости, из металла, из пластмассы, украшают драгоценностями. Но используется она только тогда, когда набита.Тот, кто использует ее, думает, что получает удовольствие. Однако, удовольствие это мнимое.

Вопрос: Что в черном ящике?

Ответ: Трубка для курения.

Раунд 4

Блиц-турнир (по 30 сек. на вопрос).

Производство безоопасных спичек содействовало развитию и распространению курения. Спички, использовавшиеся ранее, были настолько опасны, что никто не носил их с собой. А сигареты зажигали от камина или лампы.

Вскоре после того, как были изобретены безопасные спички, которые бесплатно прилагались к сигаретам, потребление сигарет удвоилось.

Вопросы

Кто изобрел первые в мире фосфорные спички, француз Шарль Сориа, или немец Камерер?

Какое дерево для спичек считается самым лучшим?

До какой температуры нагревается спичечная головка во время вспышки?

Ответы

Впервые в мире спички, фосфорные, изобрел в 1881 году 19-летний француз Шарль Сориа. Но за неимением средств он не смог получить патент ..., а через год его изобретение «уплыло» к немцу Камереру.

Лучшее дерево для спичек – осина.

Невероятно, но факт: до 1500 градусов!

Раунд 5

Телефон… Радио… Телевидение… Что дальше?

Телефон по праву заслужи первое место в этом ряду. Хотя бы по тому, что был изобретен первым.

«Телефон» – в переводе с греческого – «звук на расстоянии», и, хотя аппарата в отдаленные времена не существовало, да и не могло существовать, сам телефон как таковой был.

В частности, у царя персов Кира. Еще в 530 году до н.э. У него существовала такая система: на определенном расстоянии, в пределах хорошей слышимости, были расставлены люди с зычными голосами. Они-то и передавали сообщения по цепи. С помощью таких крикунов персам удавалось в течении одного дня передать важные сведения на расстояние, равное 30-дневному переходу.

А теперь каждая команда попробует передать «телефонограмму». Но не зычными голосами, а шепотом на ухо друг другу по принципу игры «глухой телефон». Выиграет та команда, которая не перепутает ни одного слова и запишет мне на листке.

Шептограмма уж готова,

Ни одной в ней запятой.

В ней всего четыре слова:

«Не курить! Куряке-бой!»

Раунд 6

Этот продукт жалуют в Европе со времен открытия Америки, с конца XV века. Этот продукт быстро становиться желанным, важным источником прибыли.

Производители превозносили лечебные качества продукта, как средства, смягчающего стресс, снимающего напряжение, дающего энергию, как дезинфицирующее средство против микробов.

И лишь во второй половине XX века признано, что употребление этого продукта не дает здоровья, а ухудшает его. В цивилизованном мире ведется борьба с употреблением этого продукта. На каждой упаковке надпись, что Минздрав предупреждает об опасности для жизни.

Однако селекционеры вывели также такие сорта этой культуры, которые с успехом применяются в декоративном садоводстве.

Вопрос: Назовите это декоративное растение, семена которого у вас на столе.

Ответ: Душистый табак.

Раунд 7

Блиц-турнир (на решение каждого вопроса по 30сек.).

Вопрос от учителя физкультуры из области спорта.

Известно, что курильщику тяжело заниматься спортом. Но регулярные занятия спортом – верная дорога к здоровью. Это знали люди с античных времен. Уже в то время в Древней Греции в местности Олимпия проводились Олимпийские игры. Эти соревнования организуются с тех пор, один раз в 4 года. Победитель Олимпийских игр – самое почетное звание для спортсмена.

Вопросы

Какова максимальная продолжительность Олимпийских игр, летних и зимних?

Кто из известных античных учетных побеждал на Олимпийских играх?

Ответы

Продолжительность летних Олимпийских игр не должна превышать 15 дней, зимних – 10 дней.

Знаменитый греческий философ и математик Пифагор побеждал в Олимпийских состязаниях кулачных бойцов.

Раунд 8

«… требуется, чтобы на каждой упаковке табачных изделий имелись предупредительные надписи о вреде курения табака и информационные надписи о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

Запрещается розничная продажа табачных изделий и курение в организациях здравоохранения, образования, культуры, на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте…

Не допускается продажа табачных изделий лицам моложе 18 лет.

Вопрос: Строки, из какого документа прозвучали выше? Какой даты?

Ответ: Закон «Об ограничении курения табака», принятый и подписанный президентом Российской Федерации В.В. Путиным 10 июля 2001 года.

Раунд 9

Каждый год затраты на медицинскую помощь курильщикам, вполне сознательно подвергающих свое здоровье жестокому испытанию на прочность, уходит свыше 200 миллиардов долларов. Эту весьма приличную сумму было бы куда как практичнее «перебросить» на финансирование системы охраны материнства и детства – в выигрыше бы осталось все человечество. Но этого не произойдет, пока миллиардная армия курильщиков не найдет в себе силы и здравого смысла для отказа от пагубной привычки.

С целью объединения усилий всего человечества в борьбе с табаком Всемирная Организация Здравоохранения уже на протяжении многих лет проводит глобальную акцию…

Вопрос: Назовите, какую глобальную ежегодную акцию проводит Всемирная Организация Здравоохранения. И в какой день (назвать дату).

Ответ: 31 мая – Всемирный день без табачного дыма.

Раунд 10

Табачная зависимость, согласно Международной классификации болезней, приравнена к наркомании. Мало того, эксперты утверждают, что никотиновая зависимость сильнее, чем алкогольная, а употребление табака вызывает больше случаев смерти и инвалидности, чем любая отдельно взятая болезнь.

Набор болезней, возникновение которых связано с курением, поистине впечатляет: рак легких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт и др.

Серьезно повредить свое здоровье рискуют курящие табак; те, кто жует табак. Так же рискуют заболеть…

Вопрос Кто еще серьезно рискует заболеть?

Ответ Две третьих ядовитых веществ, образующихся при курении, попадает не в организм курильщика, а в воздух. Следовательно, заболеть рискуют некурящие, вдыхающие дым, так называемые пассивные курильщики.

Раунд 11

Зеро (ноль очков, а на вопрос ответить).

Есть страна, в которой за курение в общественном месте наказывают виновного лишением свободы сроком на один год.

Вопрос: Назовите эту страну.

Ответ: США.

Раунд 12

Это техническая культура. Стебли ее являются сырьем для получения лимонной кислоты. Некоторые виды ее разводят как декоративные растения. А хозяйки иногда кладут ее в шифоньер для хранения вещей. Однако, более широкое и распространенное ее применение известно всему миру.

Вопрос: Определите, о какой культуре идет речь, выберите ее из трех чашечек и назовите ее применение.

Ответ: Речь идет о махорке. Всему миру она известна. Особенно в качестве применения ее измельченных листьев для курения.

Музыкальная пауза.

(Поет К. Шульженко)

Часто вспоминая свои я выступления,

Начинаю строго себя я упрекать,

В том, что позволяла дымить себе на сцене

И любила, грешная, самосад сажать.

Давай забудем про сизый дым родной,

Курить не будем, дружочек мой.

(Поет М. Боярский)

Опять скрипит мой голос – сел от курева давно,

И ветер бередит на сердце рану.

Что шляпа, трубка – старый имидж – все равно.

И не найти покоя Д’Артаньяну.

Пора – пора – порадуемся на своем веку.

Курительную трубку в Казанке утоплю.

Пока – пока – совсем еще не растерял здоровье,

Судьбе своей скажу я: «Ай – лав – ю!»

(Поет Э.Пьеха)

Как же мне не веселиться.

Не раскрыть вам свой секрет,

Почему на этой сцене

Молода я много лет.

Почему я не старею,

Не полнею никогда.

Потому что отказалась

От вина и табака.

Пап-пап – папарабу …

Заключительное слово ведущего

Спасибо за игру. Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только развлекательный характер, но и информационный.

Здоровье – одно из главных из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, современным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения к регулярным занятиям физической культурой, правильному питанию, соблюдению ЗОЖ, отказу от разрушителей здоровья, прежде всего от курения.

Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут свое продолжение в вашей жизни.

Будьте здоровы и счастливы!

Приложение

Визитка команды Антикур

Командир. Вас приветствует команда…

Все. Антикур!

Командир. Наш девиз: ...

Все.

Мы не курим и не пьем,

Мы здоровье бережем.

Командир. Ты уже вырос?

Все. Ага!

Командир. Если не куришь...

Все. Не начинай.

Командир. Если начал…

Все.

Бросай!

Бросай курить, бросай!

Здоровый образ жизни начинай!

Песня

Синий дым клубится,

Синий дым плывет.

Тлеет сигарета

И к себе зовет.

У-у-у

А глаза давно уже слезятся.

Ищу я лишь ее, мечту свою

И только лишь она мне нужна.

Ты, доктор, знаешь все,

Ответь же мне:

Она, зачем мне она…

Облака качнутся,

Поплывут назад.

Голова кружится,

Не могу стоять!

У-у-у

На кого же мне облокотиться?

Капля никотина –

Это все же яд.

Помните об этом

Много лет подряд

У-у-у

Позаботьтесь о своем здоровье.

Визитка команды Фильтр

Командир. Вас приветствует команда…

Все.Фильтр!

Командир. – Наш девиз: ...

Все.

Фильтр честью дорожит

И здоровью не вредит.

Командир. Наши правила: ...

Все.

Фильтруй свои привычки!

Пропусти через фильтр свои поступки.

Дыши только фильтрованным воздухом!

Запусти свой фильтр здоровья.

Песня «По секрету всему свету»

1.

Я, я, я

Секретов не держу.

Всем, всем

Про куренье расскажу.

Я, я, я

Не шкаф и не музей –

Хранить секреты от друзей.

2.

Кто, кто

Кто не курит и не пьет,

Тот, тот, тот

Здоровье бережет.

Мы, мы

Мы хотим вам дать совет,

Как быть здоровым много лет.

Припев:

Ля-ля-ля. Жу-жу-жу

Ля-ля-ля. Жу-жу-жу

По секрету всему свету

Про куренье расскажу.

Жу-жу-жу!

3.

Я, я, я

Секретов не держу,

Всем, всем, всем

Про куренье расскажу.

Да, да

Куренье – вред,

Мои друзья!

Не тратьте вы

Здоровье зря!

Поделиться  



Предварительный просмотр:

     ТАЛАНТ МИЛОСЕРДИЯ

Святая Русь – это прежде всего святые, которых Бог прославил в русской земле. В духовной жизни и брани побеждают не числом. Каждое время призывает новых подвижников веры и благочестия. Многих Господь призывает на служение: святителей, преподобных, исповедников, блаженных. Но всегда, во все времена, были мученики, своей смертью засвидетельствовавшие самоотверженную любовь к Богу и ближнему.                Все русское благочестие основано на идеалах, созданных русскими святыми, от горения их духа возгоралось и духовное пламя в сердцах многих русских людей. Поэтому Русь и стала Святой. Святость не просто праведность. Это  такая высота праведности, при которой люди наполнялись благодатью Божьей так, что она текла от них и на тех, кто с ними общается.                «Откройте свои души, чтобы солнце милосердия их согрело»,- эти слова великой  преподобномученицы  Елизаветы Феодоровны очень важны для нас и сегодня. Сегодня, когда падает нравственность и растет преступность, когда дети забывают о престарелых родителях, когда матери бросают малолетних  детей на произвол судьбы, когда молодежь погибает от алкоголя и наркотиков, когда  вокруг много нуждающихся в сочувствии и помощи .

Милосердие означает сострадание,  сочувствие, желание помочь человеку бескорыстно. Милосердие проявляется в гостеприимстве совершенно незнакомым людям,        оно проявляется в потребности делать добро. Призвание женщины,например, – любовь. Любить и жертвовать собой. Это основание и сущность ее бытия. Поэтому  она прославляется поэтами, писателями, художниками. Жертвенная любовь дает женщине мужество, которого у нее часто больше, чем у мужчины. Апостол Павел говорил: «…Любовь – это радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

        На рубеже XX-XXI веков в России произошло знаменательное событие – русской православной церковью  были прославлены тысячи мучеников и исповедников, пострадавших в годы богоборчества и гонений на церковь. Их нам дал Господь для поддержки в грядущие трудные времена. Но многие из нас  до сих пор не видят протянутую к нам Господом руку помощи и поддержки. Мы живы до тех пор, пока милосердие сохраняется в народной душе.         Милостыню может творить даже тот, кто не имеет материальных возможностей. Люди, совершающие дела милосердия, переполнены любовью к людям, и любовь эта идет от любви к Богу. Милосердный человек жалеет людей, прощает обиды, перестает видеть недостатки других, а видит только их достоинства. Самопожертвование – высшая степень милосердия.

        Вся жизнь великой княгини Елизаветы Феодоровны стала непрерывным восхождением к мученическому венцу.

Она родилась в семье великого герцога Людовика 4 и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Мама Елизаветы старалась вложить в своих детей твердые основы христианства и любви к ближнему. Каждую субботу с букетами цветов дети ходили в больницу, разносили их по палатам и беседовали с больными.         Так постепенно прививалась им любовь и сострадание ближнему..        

Это была очень дружная семья. Первая беда постигла ее, когда трехлетний Фридрих выпал в окно и на глазах у матери разбился о каменные ступени. В 1878 году  от дифтерита умерла четырехлетняя Мария. Это горе окончательно подорвало здоровье герцогини Алисы, и она скоропостижно скончалась в возрасте 35 лет.                

        Принцессе Елизавете в этот год исполнилось 14 лет. И в этом возрасте она уже ставит на первое место не себя, а своих близких.

        В 1884 году принцесса гессенская Елизавета сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем, с кем она познакомилась еще ребенком, когда он приезжал в Германию со своей матерью Марией Александровной. Выйдя замуж и переехав в Россию, молодая великая княгиня постепенно прониклась красотой православного вероучения, и через 7 лет по собственному сердечному призванию ,несмотря на протесты родственников, решила присоединиться к православной церкви. Это произошло в 1891 году в Лазареву субботу.

        Вскоре Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. После переезда в Москву Великая княгиня занялась благотворительной деятельностью: посещала больницы, детские приюты, тюрьмы, организовала женские мастерские.

В жизни Великой княгини Елизаветы Феодоровны было много переживаний, страданий. Все эти испытания воспитали в ней сердце сострадательное, остро чувствующее чужую беду и горе. Именно страдания делают человека более отзывчивым на скорби других людей. Бог попускает страдания тем, кого избрал быть служителями своими. Это один из главных законов духовной жизни. Чем глубже человек способен понять подвиг и жертву Христа, тем больше дается ему пострадать.

Страдания – знак избранничества Божьего. Противостоит состраданию жестокость. Жестокость – это презрение ближнего, самомнение, попрание собственной совести, нанесение обиды ближнему. Жестокость разрушает добро и милосердие.

Иерусалимский храм во имя Марии Магдалины в  Гефсимании. В 1888 году Великая княгиня Елизавета со своим супругом Великим князем Сергеем Александровичем присутствовали на освящении этого храма, который был сооружен в память государыни Марии Александровны, супруги императора Александра II. Тогда Великая княгиня Елизавета Феодоровна, пораженная красотой и покоем этого места, выразила желание о том, что хотела бы по смерти почивать здесь. Ее заветным желанием было совершить длительное паломничество по святым местам. Но неотложные дела мешали надолго покинуть Россию для святого града. Никто тогда не предвидел, что она придет в Иерусалим, в полюбившийся ею храм для вечного упокоения в Гефсимании, в том месте, где молился Господь.

18 февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович был убит террористами. Он отправился в губернаторский дворец на совещание. Вскоре после того как он отъехал от Николаеского дворца, раздался сильный взрыв. А потом наступила зловещая тишина. Когда Елизавета Феодоровна подъехала к месту взрыва, там уже начала собираться толпа. Молча и без слез склонилась она над останками своего мужа. Ни на кого не глядя, ничего не осознавая, она начала собирать останки Сергея Александровича на принесенные носилки, потом их прикрыли солдатской шинелью. Носилки с останками Великого князя отнесли в церковь Чудова монастыря и поставили перед входом. В храме стоял полумрак. Елизавета Феодоровна опустилась  по  на колени. Священник служил первую заупокойную панихиду по новопреставленному рабу Божиему Сергию.

Убийство мужа Великая княгиня пережила с большим мужеством и величием. На третий день после его смерти она поехала к убийце в тюрьму, чтобы призвать его к покаянию. Сама она простила убийцу и просила Государя помиловать его.

Вскоре на месте убиения Великого князя Сергея Александровича был воздвигнут крест-памятник работы Васнецова, но он был разрушен большевиками. А ровно через 80 лет по благословению Патриарха  Всея Руси Алексия II крест-памятник был воссоздан в Новоспасском монастыре. Сюда же, в усыпальницу семьи Романовых, были принесены и останки Великого князя Сергея Александровича.

После гибели мужа  Великая княгиня Елизавета Фодоровна, совершившая уже много дел милосердия, решает до конца посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Теперь у нее остается одна радость – приобщиться Богу и других привести к нему. На свои средства она основывает обитель милосердия, по строю жизни напоминающую монастырь, где она ведет вместе с другими сестрами аскетичную жизнь подвижницы. 

Знаменательно, что обитель,которую создала Великая княгиня Елизавета, посвящена святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была бы стать домом Святого Лазаря, друга Божия, в котором часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы-служение Господу через ближнего.

По признанию Михаила Нестерова, расписавшего Покровский храм Марфо-Мариинской обители, Елизавета Феодоровна имела очень скромное мнение о себе. Единственным своим талантом она считала готовность отдать свое сердце другим, но именно эта чистота помыслов и чувств Великой княгини оборачивалось восстановлением образа Божия в людях, обращала обитель Великой матушки в пристань спасения и утешения многих. Самые светлые и счастливые воспоминания всех насельниц обители единодушно утверждали, что встретили святого человека. На свои средства Великая княгиня Елизавета Федоровна  купила в Москве на Большой Ордынке в тихом Замоскворечье городскую усадьбу, состоящую из большого сада и четырех домов. В главном большом двухэтажном доме были устроены столовая для сестер, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения. Другой дом был оборудован для больницы, которая состояла из четырех палат, отдельных комнат для тяжело больных, для операционной и перевязочной. Часть этого дома была перестроена под церковь. Рядом с больницей были аптека и амбулатория для обслуживания приходящих пациентов. Тут же,  рядом с храмом, находился дом настоятельницы. В отдельном доме была квартира для духовника,  на втором этаже  классы школы для девочек Марфо-Мариинского приюта и библиотека. Вокруг зданий и храма Елизавета Феодоровна устроила прекрасный сад, где гуляли выздоравливающие пациенты, играли дети приюта и отдыхали после трудового дня сестры обители. Были посажены душистые цветы, главным образом, белого цвета.

9 февраля 1910 года за всенощным бдением епископ Трифон                    ( Туркестанов ) посвятил 17 насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. На следующий день святитель Владимир благословил Елизавету Феодоровну стать настоятельницей. Великая княгиня Елизавета Федоровна  сказала в то время: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более высокий мир, мир бедных и страдающих».

В  Марфо-Мариинской  обители Великая княгиня Елизавета Феодоровна вела подвижническую жизнь. Спала на деревянной кровати без матраса  часто не более 3 часов, пищу употребляла весьма умеренно, строго соблюдала посты, ночью вставала на молитву, потом обходила все палаты больницы. Несмотря на усталость, ее лицо всегда сияло тихим благодатным светом.

7 мая 1918 года на Светлой седмице в день Иверской иконы Божией матери Марфо-Мариинскую обитель посетил Святейший Патриарх Тихон. Он

 совершил Молебен и остался в обители до 4 часов дня.  Для Елизаветы Феодоровны это было последним ободрением и напутствием перед ее крестным путем на Голгофу. Проводив Патриарха, сестры оставили на время свои переживания, но их матушка-настоятельница, хотя и старалась казаться бодрой, в душе своей  ощущала томление в ожидании надвигающегося, неизвестного, страшного. Через полчаса после отъезда Патриарха Тихона к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами, и Елизавете Феодоровне было приказано немедленно ехать с ними. Великая княгиня попросила чекистов дать ей два часа времени, чтобы сделать необходимые распоряжения по обители, назначить себе заместительницу и попрощаться с сестрами, но ей дали только полчаса на сборы. Она собрала сестер в церкви обители. Узнав, что увозят их настоятельницу,  сестры  рыдали, бежали со всех сторон: кто из общежития, кто из больницы, кто со стороны сараев. А Великая княгиня стояла на амвоне очень бледная, но без слез. Она повторяла: «Не плачьте – на том свете увидимся». Елизавета Феодоровна поблагодарила сестер за их самоотверженную работу, а отца Митрофана  просила служить в обители до тех пор, пока это будет возможным. Рыдали все, понимая, что видят свою настоятельницу в последний раз. Она навсегда покидала любимую обитель, которую сама создала, пройдя через большие трудности, где творила столько добра, где своими великими замыслами и трудами основала много благотворительных учреждений и спасла от физической и моральной гибели тысячи людей.

        Страшной была участь Великой княгини Елизаветы Феодоровны и других членов семьи Романовых . Адское злодеяние произошло в ночь на 18 июля, когда Православная церковь празднует память Преподобного Сергия Радонежского. Это был день Ангела покойного супруга  Елизаветы Феодоровны Великого князя Сергея Александровича. Для осуществления своего зверского плана чекисты выбрали в окрестностях Алапаевска заброшенный железный рудник. Одна из шахт рудника была шестидесяти метров глубиной. В эту яму палачи и  стали сбрасывать свои жертвы, избивая их прикладами. Первой столкнули в зияющую черноту Великую княгиню. Она громко молилась  и крестилась, говоря: «Господи, прости им, не знают, что делают!». Узники пели «Херувимскую», одну из главных молитв Божественной Литургии. Это устрашило палачей, они забрасывали шахту гранатами, горящей серой, заваливали землей, бревнами. Чекисты пытались скрыть следы своего преступления.        

Великая княгиня Елизавета упала не на дно  шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли князя Иоанна с перевязанной головой. Это Святая Великая княгиня, сильно ушибленная и с повреждениями в области головы, сделала ему в темноте перевязку, разорвав свой апостольник. Около тела Елизаветы Феодоровны позже обнаружили три  неразорвавшиеся  гранаты. Алапаевские мученики умерли от жажды, голода и ранений, полученных при падении.  

Три долгих года гробы с телами преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары через Сибирь, Китай, Австралию двигались к месту последнего упокоения, в Иерусалим, в монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Туда, где в далеком уже времени ее молодости, из ее сердца вырвались слова: «Как бы я хотела быть похороненной здесь!»

В ноябре 1981 года святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна была причислена к лику святых Русской Православной Церковью Заграницей. Она явила собой пример высокого подвижничества, большой духовности и молитвенности. Она проявила поистине сверхчеловеческую стойкость и мужество во время посланных ей Богом испытаний и страданий. Взяв на себя тяжелый крест, она пронесла его через мучительные гонения и молилась за своих палачей в страшную минуту своей смерти.        

Святая мученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна прошла по Русской земле как светлый луч добра и милосердия, оставив после себя неизгладимый след в истории российского подвижничества и мученичества. Она поступила так, как заповедал нам Господь Иисус Христос в святом Евангелии: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною»(Лк.9.23).  

Возрождена Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке, теплятся лампады, зажигаются свечи, читается неусыпаемая Псалтырь. Кротко и с любовью смотрит на нас святая Елизавета. И всегда у иконы и гробницы, в любое время года много цветов. И всегда – белые, нежные, чистейшие лилии! Такие, как ее бессмертная душа.

Хотелось бы, чтобы образ преподобномученицы Елизаветы Феодоровны  яркой звездой сиял в сердцах  каждого из нас и звал на путь милосердия и сострадания. Возможно, эта работа заставит кого-то задуматься о жизни и пересмотреть ее. Может, кого-то остановит от неправедного поступка или, наоборот, сподвигнет на доброе дело.

Святая  преподобномученица  Великая княгиня Елизавета, моли  Бога о нас!

Список литературы:

«Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна», Любовь Миллер, изд. «Паломник», Москва, 2011г.

«Школа  Святости. Очерки о русских святых»  В.Н.Крупин, изд. Новоспасский монастырь, Москва, 2009г.

Духовно-нравственная культура в школе, ч.1под ред. иеромонаха Киприана (Ященко), изд. Институт экспертизы образовательных программ, Москва, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...