Классные часы по Вилю Козыханову
методическая разработка (7 класс) на тему

Михайлова Марианна Анатольевна

Предварительный просмотр:

БЛАГОРАЗУМИЕ И ГЛУПОСТЬ

Цели:

1. Доказывание того, что живя лишь благоразумно, можно достичь своей цели в жизни.

2. Добиться понимания того, что человеческая глупость является одной из основных причин, причиняющих ему неудобства в жизни.

ХОД УРОКА

I. Постановка учебной задачи. (Проверка в группах.)

  • Перечислите качества (черты характера), свойственные для умного человека? (Смотрите книгу "Подарок парям", Уфа, 1992, составитель -A3 Рахимов.)
  • Умный человек (благоразумный) живет целеустремленно. Умеет хранить тайны. Дружит с такими же умными людьми. Умеет вовремя остановиться, взять себя, в руки. Не болтает лишнего за праздничным столом (выпивая вино).Вспомним поговорки и пословицы, связанные с умными людьми, с их поведением.
  • Пусть будет небольшой, но свой ум. Теряя деньги, ум свой не теряй! Золото находят при помощи ума, а не ум при помощи золота. Умный не начинает свой разговор со слова "я". И другие...

Какое слово противоположно по смыслу к слову "умный"?

  • Глупый, неумный, дурак, дуралей, бестолковый, тупой, ненормальный и т.п.
  • Какие пословицы и поговорки знаете о таких людях?
  • Глупый сперва сделает, а затем лишь подумает (Инд.).
  • Глупого хвалить -делу навредить. (Балкар.)
  • Умный обвинит себя, а глупец -других людей. (Каракалпак.)
  • С глупым и за стол не садись, а с умным даже камни ворочай! (Уйгур.)
  • Нетерпеливый (безвольный) умным не станет. (Инд.)
  • Итак, значит о чем же мы сегодня поговорим?

-        О благоразумии (умных людях) и глупости.
Самооценка.

II. Решение учебной задачи.

1        задание. (Проверяется в группах).

  • Способен ли умный человек совершить глупость?
  • Да. Даже конь о четырех ногах спотыкается и т.п.
  • Или же наоборот: глупец способен на умное дело?
  • Бывают и такие случаи в жизни. К примеру, если глупый промолчит при обсуждении важного вопроса и т.п.
  • Если умный человек случайно совершит ошибку, то многие этого не заметят, а если ошибется глупец - то обращают внимание все. Почему же?

Ответы. Самооценка.

2        задание. (Проверяется в группах.)

  • Древние арабы советовали каждому человеку опасаться четырех вещей, чтобы не стать глупцом. Как вы думаете: чего же надо опасаться? (Используя вышеуказанную литературу.)
  • Самовлюбленности, эгоизма, самодовольства;
  • Поиска чужих ошибок (копания в чужих ошибках);
  • Сверхжадности, чрезмерной глупости;

-        Опасаться советов глупых людей (тех. кто ниже тебя по своему уму).

Самооценка.

3 задание. (Самостоятельная работа.)

Исходя из всего вышесказанного и рассмотренного о поведении умных и глупых людей, составить план самовоспитания по развитию в себе благородных качеств и искоренению из своего характера отрицательных черт поведения.

Пример предполагаемого плана:

1.        Стараться много читать и выписывать лучшие качества положи
тельных персонажей из прочитанных книг, уметь (научиться) анализировать отрицательные черты литературных персонажей.

  1. Научиться анализировать свои отрицательные качества характера, вскрывать их причины и стараться освободиться от них.
  2. Не поддаваться пессимизму. Все дела совершать обдумывая. Взять в спутники себе юмор, чувство юмора.
  3. Всегда прислушиваться к советам, считаться с мнениями и младших (стоящих ниже по своему образованию и т.д.)

5.        Опасаться понапрасну не обижать других людей. Прежде чем указывать кому-либо на допущенную ошибку, стараться поставить себя на его место.

  1. Свое мнение высказывать открыто и прямо.
  2. Составить режим дня, стараться выполнять его и ежевечерне перед сном анализировать сделанное за день.
  3. Постоянно, систематически заниматься спортом.
  4. Воспитывать в себе силу воли.

Ш. Рефлексия.

Какие уроки для себя извлекли вы из сегодняшнего занятия? Как достигли этого понимания? Полезен ли этот урок для вас?



Предварительный просмотр:

ВЕРНЫЙ ДРУГ - ЖИВОЕ СОКРОВИЩЕ

Цель: Воспитание в учащихся умения по-настоящему дружить, чтобы их жизнь была красивой.

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания.  
  2. Постановка учебной задачи.

Карим и Камиль - неразлучные друзья. Они вместе ходят в школу и возвращаются из нее. Они и к урокам вместе готовятся. Вместе бывают и на улице. Когда, наигравшись, устают, идут перекусить то к одному, то к другому, затем играют в денди, смотрят телевизор. "Вот это друзья!" -говорят о них товарищи.

Но после одного события отношения между ними стали прохладными, словно между ними пробежала черная кошка. Они даже при встречах стали притворяться, что не замечают друг друга. Новый учебный год Карим встретил в другой школе. Вскоре и Камиль был вынужден сменить школу. Многие извлекли для себя поучительный урок из этого события. А все это произошло нежданно-негаданно.

Когда до конца учебного года оставалось около полутора месяцев, Карим попал в больницу. "Придется пролежать мальчику не менее месяца, - сказали врачи, - он простудил легкие".

Услышав это известие, классная руководительница Расима апа попросила всех своих учеников задержаться после уроков.

-        Надо посовещаться, - сказала она.

Учащиеся знали, о чем будет предстоящий разговор. Они видели, что утром приходила в школу мать Карима и Расима апа долго с ней беседовала.

Классная руководительница сразу же перешла к делу и сказала:

-        С завтрашнего дня мы должны постоянно по очереди посещать Карима в больнице, иначе он отстанет по учебе. Итак, кто пойдет к нему первым?

Все, конечно же, повернулись в сторону Камиля, потому что он считался другом Карима. Однако, тот не спешил поднимать руку и проявлять какую-либо инициативу. В классе установилась гнетущая звонкая тишина, которую нарушила Расима апа.

-        Камиль, ты почему молчишь? Ты желаешь пойти завтра к своему другу в больницу? - спросила она мальчика.

Камиль нехотя встал с места и, отводя глаза в сторону, ответил:

-        Мне надо идти в спортивную секцию, у нас тренер очень требовательный.

От кого - от кого, но только не от Камиля ожидали такого ответа. Все думали, что Расима апа возмутится и начнет ругать мальчика. Но классная руководительница не показала виду, что очень изумилась такому ответу, хотя чувствовала себя будто облитой ушатом ледяной воды... Она окинула пристальным взглядом притихших учеников и заметила, что на самой задней парте поднял руку недавно пришедший в эту школу мальчик по имени Гаяз.

  • Что ты хочешь сказать, Муллаянов? - спросила Расима апа.
  • Я завтра пойду, - ответил мальчик.
  • Но ты ведь в класс-то пришел еще только три дня назад, так что и Карима толком не знаешь, - возразила было классная руководительница, однако Гаяз прервал ее словами:
  • Ну и что? Познакомимся в больнице. Там моя мать медсестрой работает. Мы с ней очень быстро найдем Карима. Прошу мне поверить...

Эта искренняя просьба, сказанная от всей души, быстро успокоила загудевший подобно растревоженному пчелиному улею, класс.

Взволнованная случившимся Расима апа только и сумела произнести:

-        Спасибо тебе, Гаяз, ты настоящий человек!

Вопросы для обсуждения в группах:

  • О чем идет речь в этом рассказе?
  • О настоящей и мнимой, ложной дружбе.
  • Значит, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
  • Об измене, лживости Камиля и настоящей, искренней дружбе Гаяза.

Самооценка.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах.)

  • Что же такое "дружба"?
  • Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов и т.д.
  • Как мы понимаем слово "настоящая дружба"?

В самом прямом, буквальном смысле слова: искренняя, бескорыстная, сердечная...

Какие вы знаете пословицы, поговорки, рассказы, песни и стихи о дружбе, о друзьях?

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Неверный человек не имеет и друзей.
  • Бездушный человек не может стать другом, не способен дружить.
  • Друг познается в беде.
  • Друг скажет искренне и прямо, а враг с улыбкой и витиевато.
  • Настоящий друг и через сто лет останется другом.
  • Только друга, давшего добрый совет, можно считать настоящим другом. (Молд.)
  • Верный друг - живое сокровище (Швед.)
  • Друзья за доброту подарков не требуют. (Польск.)
  • Друзей дает счастье, а несчастье испытывает. (Немец.)
  • Старый друг - что оседланный конь. (Персид.)

Из книг: "Два капитана" Каверина, "Кортик" Рыбакова, "Тимур и его команда" Гайдара и других.

Из песен: Пахмутовой, Тухманова, Вас им а Ахметшина и других.

-        Кого из своих знакомых вы считаете настоящими друзьями?
Ответы.

Самооценка.

2 задание. (Самостоятельная работа.)

Прочитайте сто пятое наставление из "Книги о воспитании" Каю-ма Насыйри и сформулируйте качества, необходимые для настоящего друга.

Сто пятое наставление: "Один мудрец сказал сыну: "О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом - слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадежен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний - один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст тебе, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью, -испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса, - с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия".

IV.        Рефлексия.

О чем шел разговор на сегодняшнем уроке? Что нового вы почерпнули из него? Есть ли польза от урока?

V.        Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему: "Настоящие друзья нашей семьи".



Предварительный просмотр:

ВМЕСТЕ С ПАПИРОСОЙ СГОРАЕТ И КУРЯЩИЙ ЕЕ

Цель: Добиться понимания учащимися того, что курение вредно для их здоровья.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания. П. Постановка учебной задачи.

  • Что такое "привычка"?
  • Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь обычными в жизни, постоянными. (Привычка - вторая натура. Пословица.)
  • Какие привычки бывают у людей?
  • Положительные (хорошие) привычки и отрицательные (плохие) привычки.
  • Перечислите положительные привычки.
  • Умение держать свое слово. Умение ценить вещи и время. Уважительное отношение и к старшим, и к младшим. И так далее...
  • Какие отрицательные качества вы знаете?
  • Пренебрежение мнением товарищей. Непослушание родителей. Курение и распитие спиртных напитков. Сквернословие.
  • Какие из только что перечисленных вредных привычек наиболее распространены среди людей?
  • Курение, пьянство, сквернословие.
  • Что повторяется почти ежечасно?
  • Курение.
  • Значит, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-        О вреде курения для людей, тем более, для молодежи.
Самооценка.

Ш. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах.)

  • Что же такое "курение и табак"?
  • Курение - это употребление вещества, дающего при горении ароматический дым.
  • Табак - это: 1. Травянистое растение из семейства пасленовых, обычно с крупными листьями. 2. Высушенные и изрезанные или растертые листья этого растения, употребляемые для курения, нюхания. 3. Декоративное травянистое садовое растение с крупными цветками. Курительный табак европейцами был назван "табаком" потому, что привозился ранее из провинции Табаго. Табак впервые, 15 марта 1493 года, из Южной Америки в Европу привез испанский мореплаватель и путешественник Христофор Колумб, а в Россию табак попал от английских торговцев в 1593 году.

Дополнительные сведения. В первые годы табак применялся не только для курения, но и для лечения, как лекарство. Из него делали настойки, экстракты, таблетки. При неверном употреблении табака наблюдались случаи отравления. Это вынуждало государственных руководителей вести борьбу с чрезмерным курением, а иногда и вообще запрещать курение. К примеру, при царствовании Михаила Федоровича, курильщиков очень жестоко казнили: их избивали палками и кнутами, отрезали ноздри и уши, отправляли в ссылку. Однако эти строгие меры борьбы с вредной привычкой заметных результатов не давали, а торговля табаком приносила большой доход казне.

Царь Петр Первый в 1697 году официально разрешил торговлю табаком и курение. В середине XIX века начали делать папиросы, а во второй половине XX века стали изготавливать сигареты.

  • Что называется никотином?
  • Наркотическое вещество, имеющееся в табаке. Оно вредно для организма.

Дополнительные сведения. Никотин назван так по имени французского дипломата Жана Нико, который первым в 1560 году завез во Францию табак. Если в стеклянный сосуд с дымом всего лишь от одной раскуренной сигареты поместить голубя, то он отравится и умрет.

Воробей умирает всего лишь от запаха никотина, если понюхает намазанную им палочку.

  • Какие пословицы и поговорки вы знаете о табаке и курении?
  • Вместе с папиросой сгорает и курящий ее. Табак не кончается, а курящий скончается. Табак научит нищенству. Дружба-дружбой, а табачок - врозь! Дело - табак!..
  • Как видите, пословиц и поговорок о табаке мало. Чем это можно объяснить?

-        Тем, что курение - чуждое для мусульман и христиан занятие.

  • Почему эта вредная привычка быстро переходит (пристает) к людям?
  • Потому, что в табаке есть наркотик, одурманивающий человека. Человеческий организм, особенно молодой, очень быстро поддается и приучается к нему: привычка переходит в пристрастие, которому не может противостоять еще не полностью окрепший, юный организм.
  • Вспомните курящих из числа своих знакомых, друзей и родных. Довольны ли они своей привычкой курить? Не хотят ли они избавиться от этого?

Ответы.

  • Какими доводами, примерами вы можете обосновать вредность курения для организма?
  • По подсчетам исследователей, курение укорачивает жизнь человека на целых 5-15 лет. Всего лишь одна сигарета лишает жизни уже на 7 минут, при этом нарушается работа сердца и прогрессируют болезни желудка и внутрикишечные.

Дополнительные сведения. Витамин С - является одним из основных природных элементов, укрепляющих здоровье живого организма. Он предохраняет и лечит от цинги, предупреждает отток крови от капилляров, непосредственно питающих живые клетки тела. Если отойдет от них кровь, то возможно кровоизлияние в мозг или закупорка кровеносных сосудов, что приведет к смерти человека. Если же произойдет закупорка кровеносных сосудов на ногах, то начнется страшная болезнь, называемая гангреной, вследствие чего просто-напросто приходится отрезать ногу и человек станет инвалидом.

Табак же лишает действия витамина С на организм, тем самым "крадет" защитные функции организма и укорачивает жизнь... Канадский ученый доктор Маккорник очень тщательно изучает действие на организм витамина С и приходит к выводу, что курение одной сигареты примерно соответствует уничтожению витамина С, которое имеется в одном апельсине (съедаемом человеком, конечно). Лабораторные исследования подтверждают следующее: если человек выкуривает одну пачку сигарет (20 штук), то для восстановления необходимого количества витамина С в организме, ему требуется съесть не менее 20 апельсинов.

  • К большому сожалению, привычка курить стала часто наблюдаться и за женщинами, что вообще недопустимо. Почему, как вы думаете?
  • Потому, что девушки - будущие матери. От курящих женщин рождаются больные, неполноценные дети.        
  • Какие неприятности приносит курение, кроме прямого, непосредственного вреда организму?
  • Является причиной различных бед. Например, неосторожное курение в лесу приводит к губительным пожарам. Засыпание в постели с непотушенной сигаретой во рту тоже приводит к гибели людей; вследствие возникновения пожара и взрыва газа, забытого выключить. Если курильщик, к тому же является и пьяницей, то вероятность трагедийных ситуаций увеличивается вдвое...
  • Приносит ли курение вред производству, работе людей?
  • Да, конечно. Работа страдает, так как, по исследованию ученых, более 7 процентов рабочего времени теряется на перекуры.
  • Какой вред от него для семьи?
  • Ударяет по семейному бюджету, так как для покупки курева уходит немало денег: каждый курильщик ежемесячно "сжигает" не менее 25-30 тысяч рублей.
  • Сравните эту сумму денег со стоимостью подписки газет и журналов, которые дали бы человеку духовную пищу.

Ответы, рассуждения. Самооценка.

2 задание. (Обсуждается в группах, записывается план.) Каким образом можно излечиться, освободиться от этой пагубной привычки курения?

Пример ожидаемого плана:

  1. Воспитание в себе силы воли.
  2. Жить по строгому, постоянному режиму.
  3. Постоянно заниматься физкультурой и спортом.
  4. Заниматься физическим трудом.
  5. Хотя бы на время быть подальше (не общаться) от курильщиков.

Дополнительные сведения. Вот какие советы предлагает Поль Бретт в своей книге "Как сохранить сердце здоровым?":

1. Перво-наперво убедите себя в том, что курение является пагубной привычкой.

а). Несколько раз повторите сами себе: "Курение вредно" и в то же время думайте о том, что курение - ваш враг, который медленно убивает ваш организм;

б). Опять многократно повторите: "Все сорта табачных изделий для меня пагубны, я откажусь от них, я брошу курить!"

в). Снова несколько раз повторите: "Я не буду курить. Я смогу не курить!"

г). Не употребляйте алкогольные напитки, соленые и жирные продукты.

Самооценка.

IV.        Рефлексия.

О чем шел разговор на сегодняшнем уроке? Какие выводы вы из него сделали? Полезно ли он для вас прошел?

V.        Домашнее задание.

  1. Есть ли в вашей семье курящие? Страдают ли они от этого? Напишите сочинение о бросившем курить человеке на тему: "Как я спасся от этой пагубной привычки".
  2. Если есть в вашей семье курящие, то проведите с ним беседу и напишите сочинение на тему: "Вред нашей семье от курения".



Предварительный просмотр:

ВОЛЕВОЙ ЧЕЛОВЕК - УЧТИВЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Цель: Воспитание у учащихся силы воли, волевого характера.

ХОД УРОКА

I.        Проверка домашнего задания.

II.        Постановка учебной задачи.

Сегодня - воскресенье, выходной день. Не надо идти в школу. Однако Ильдар встал, как обычно, в семь часов утра.

  • Что случилось? - спросила мать, наблюдая за быстро умывающимся в ванной сыном. - Куда это ты с утра собираешься? Сегодня ведь не учебный день.
  • Да, конечно. Так-то оно так, - согласился мальчик, - но я обещал сделать одно дело. И я обязан его исполнить именно сегодня.
  • Что это ты там обещал, если не секрет, конечно? - поинтересовалась мать.
  • Обещал отремонтировать велосипед Фархату. Так что, сегодня надо во что бы то ни стало сдержать обещание!
  • Правильно, сынок. Конечно, надо отремонтировать, да и братишка обрадуется.

Ильдар не считает себя ленивым мальчиком, но до сих пор ему не хватало времени, чтобы взять, да и отремонтировать велосипед Фархату. Все время мешали какие-нибудь дела: то на занятия секции борьбы надо идти, то стенгазету надо выпускать, то в гости на день рождения

надо идти...

Только было взялся он за ручку двери, чтобы выйти из дома, как зазвонил телефон. "Кто же это может быть в такую рань? Наверное, Ренат из соседнего дома, куда-нибудь приглашает пойти", - подумал Ильдар. И не ошибся в своих догадках.

  • Вчера папа из Турции приехал и классную видеокассету привез, - сказал он, - так что, приходи смотреть.
  • А что же, нельзя это на вечер отложить что ли? - ответил Ильдар.
  • В том-то дело, что нельзя. Мы после обеда в деревню уезжаем, а вернемся оттуда только завтра, - настаивал Ренат. Ну что ты замолчал. Давай, собирайся и беги ко мне! Потом и в магазин за жвачкой сходим. Папа мне денег дал...
  • Ильдар задумался. Да, конечно, очень хочется посмотреть видеофильм, привезенный из Турции. Однако, как представил умоляющие глаза своего братишки и его поломанный велосипед, так сразу принял твердое решение: видеокассета подождет. Вообще-то, в таких случаях он вспоминает совет отца: "Прежде чем приступить к работе, подумай о том, что важнее всего? Кто из выполненной работы выиграет? А если ты кому-либо обещал что-то сделать и оставляешь это на потом по каким-либо пустяшным причинам, то ты уже не джигит, а "тряпка"...

Все окончательно прикинув, он ответил в телефонную трубку:

  • Нет, Ренат, извини, но у меня есть обещанное дело.
  • Ну, тогда пеняй на себя! Подумаешь, важное дело у него нашлось... -отреагировал приятель на другом конце телефонного провода.

Ремонтирование велосипеда заняло довольно много времени. Так что, из сарая Ильдар вернулся только в сумерках. Но настроение было приподнятым: он сдержал свое слово - отремонтировал-таки велосипед братишке Фархату и чувствовал себя так, будто гора с плеч свалилась.

Дверь открыл отец. А из соседней комнаты навстречу прибежал и братишка и тотчас спросил:

  • Ну как там мой велосипед?
  • Все в порядке, можно седлать хоть завтра!

Довольный поведением сына, отец положил руку ему на плечо и сказал:

-        Вот это по-нашему, по-мужски! Иногда приходится делать и не совсем приятные дела...

Вопросы для обсуждения в группах:

  • За что похвалил отец сына? Какое чувство воспитал в себе этот мальчик?
  • Силу воли.
  • Значит, о чем же мы будем сегодня разговаривать?
  • О воспитании в себе силы воли.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. (Выполняется в группах.)

  • Как вы понимаете слова: "сила воли"?
  • Это способность человека, которая отражается при претворении им в жизнь своих целей и задач, это целеустремленность и настойчивость в выполнении своих дел, умение собирать себя в кулак при необходимости.
  • Кого из обладающих сильной силой воли среди близких, друзей, родственников вы знаете? Чем, какими чертами характера отличаются они от других людей?
  • Они твердо стоят на своем, держат свое слово, умеют выполнять данные обещания, не изменяют своих взглядов из-за каких-то мелочей, прикладывают максимум усилий для достижения своих целей.
  • Какие интересные персонажи с сильной силой воли вы можете привести (в пример) из прочитанных литературных произведений, народного творчества и кинофильмов? Чем они привлекают ваше внимание?

Ответы.

  • Какие поговорки и пословицы о силе воли вы знаете?
  • Умеющий побороть самого себя - победит любые невзгоды. Если научишься подчинять себя самому - станешь самым сильным человеком. (Китай.) Не говори много людям - говори много себе самому. (Немецк.) Пренебрегающему советом - помочь невозможно.  (Немецк.) Умеющий держать язык за зубами - человек самый сильный.  (Серб.) Даже прощая других - не прощай самого себя. (Япон.)

Самооценка.

2 задание. (Самостоятельная работа.)

Как воспитать в себе силу воли? Запишите в тетради планы самовоспитания.

Пример ожидаемого плана:

1. Тщательно изучить и проанализировать свои недостатки. 2; Основательно подумать, прежде чем приступить к работе.

  1. Составить режим дня и ежедневно перед сном анализировать его выполнение.
  2. Не приниматься за непосильную работу, а начатую работу всегда доводить до конца, до завершения.
  3. Приучить себя жить по правилу: "О том, чего не знаешь - расспрашивай у других, а тому, что знаешь - учи других".
  1. Постоянно заниматься спортом, ежедневно делать физзарядку.
  2. Составить список литературных персонажей с сильной силой воли. Проанализировать: как они добились воспитания в себе такой силы воли.

3 задание. (Обсуждается в группах.)

-        Как вы понимаете изречение: "Волевой человек – внимательный человек."

Ответы.

  • Как называется качество человека, противоположное воле?
  • Безвольность, невыдержанность, неустойчивость.
  • Как живется таким людям? Усложняет ли жизнь отсутствие силы воли? Приведите примеры.
  • Трудно, конечно. С такими людьми не считаются. Из таких людей рождаются предатели, продажные души, трусы, лжецы и другие недалекие люди...

IV.        Рефлексия.

Что мы сегодня изучали на уроке? Что надо делать, чтобы стать человеком с сильной волей (волевым)? Какие выводы сделали для себя? Считаете ли полезным этот урок?

V.        Домашнее задание.

Кто из членов вашей семьи, вашего рода обладал и обладает сильной силой воли? В чем секрет их такой силы воли? Напишите рассказ об этом.



Предварительный просмотр:

ВСТРЕЧАЮТ ПО  ОДЕЖКЕ...

Целы 1. Воспитание вкуса в одежде и бережного отношения к ней.

2. Убедить детей в том, что важное значение в облике человека имеет и его внешний вид.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания. П. Постановка учебной задачи.

  • Представьте себе, что вы встретились с человеком, которого ранее не знали, а теперь должны познакомиться. На что вы, прежде всего, обращаете внимание?
  • Конечно же, на внешний вид. На его одежду.
  • А еще на что?
  • На его лицо, манеру держаться.
  • А если быть поточнее?
  • На его внешнюю красоту.
  • Какую пословицу можно припомнить по этому поводу?
  • Человека по одежке встречают, а по уму провожают.
  • Значит, о чем же будет наш сегодняшний разговор?
  • Об одежде человека, о его внешней красоте.

Ш. Решение учебной задачи.

1        задание. (Обсуждается в группах.)

  • Что означает "внешняя"?
  • Внешняя - наружная, находящаяся вне, за пределами чего-нибудь. А также выражающийся только в наружном виде, не соответствующий иногда внутреннему состоянию; заметный только на первый взгляд.
  • Что такое "красота"?
  • Красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху: все красивое, прекрасное.
  • Что же такое - "вид", "облик"?
  • Вид - внешность, видимый облик. Облик - внешнее очертание, наружность.
  • Что означает слово "одежда"?
  • Одежда - совокупность предметов, которыми облекают, покрывают тело. Одежда сшивается из тканей, мехов, кожи и т.д.
  • Как вы думаете, почему человек был вынужден одеться, ходить в одежде?
  • Скорее всего потому, что вынужден был защитить свое тело от влияния природных стихий - от холода, жары, ветра, дождя, пыли и другого.
  • А еще почему?
  • Для защиты от ударов, порезов и т.п.
  • Итак, для чего служит одежда, прежде всего, в жизни человека?
  • Для защиты тела, оберегания его здоровья. К тому же, красивая одежда и украшает человека. Летом одежда легкая, а зимой - теплая.
  • Но ведь есть и народы совсем не надевающие одежды. Чем это можно объяснить?
  • Например, в Африке, природные условия не вынуждают защищать себя посредством одежды от катаклизмов погоды. При этом, надо помнить и низкий уровень их нынешнего развития.

Самооценка.

2        задание. (Обсуждается в группах.)

  • Какие пословицы и поговорки знаете вы о внешнем виде и одежде человека?
  • Красота дерева - в листьях, а человека - в одежде. Дерево - украшение земли, а одежда - украшение мужчины (человека). Одежда джигита облагораживает, как конь батыра возносит.

Самооценка.

3 задание. (Обсуждается в группах.)

-        Какие виды одежды вам известны?

-        Рабочая одежда (связанная с профессией), домашняя одежда, спортивная одежда, сменная одежда, форменная одежда (воинская, милицейская, лесничества, налоговой инспекции), школьная форма и другие.

-        В чем польза такой специализации одежды? Какое место занимают они в нашей жизни? Приведите конкретные примеры, докажите целесообразность этого.

Ответы.

-        У великого русского писателя А.П.Чехова есть такие слова, превратившиеся в афоризм: "В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли!" Какого человека имел ввиду Чехов, давая такое определение красоты?

  • Он имел ввиду, конечно же, требовательного к самому себе и высококультурного, одевающегося со вкусом, трудолюбивого, благородного человека. Только такой человек считает себя достойным уважения.
  • Как вы понимаете умение одеваться со вкусом?
  • Это - умение одеваться, учитывая время года, сезон, в соответствии с возрастом и со своей внешностью, по существующей моде и в духе времени.
  • А если вы не умеете сами выбрать одежду?
  • Тогда надо обращаться за помощью к друзьям и близким.
  • Какие требования С древних времен предъявлялись к одежде и одеванию?
  • Рекомендовалось одевать только ту одежду, которая тебе нравится самому и тебе идет, иначе можно стать посмешищем для других.
  • Почему?
  • Потому что только в удобной и приятной одежде чувствуешь себя хорошо, непринужденно.
  • Какие пословицы и поговорки есть по этому поводу?
  • Опрятная одежда - человек красив, грязная одежда - человек грязен. Чистота человека прибавляет уважения к нему. Плохая одежда красавицу старит, а старуху превращает в ведьму.
  • Что еще, кроме одежды, украшает внешний облик человека?
  • Его лицо.
  • Как можно сделать лицо красивее?
  • При помощи косметики.
  • А еще как?
  • Хорошей прической.
  • Какие требования предъявляются к волосам?

- Прежде всего, они должны быть чистыми.
Самооценка.

4 задание. (Обсуждается в группах.)

  • Как вы понимаете поговорку: "Одежда бережет одежду"?
  • Надо бережно относиться к своей одежде, к своему гардеробу.
  • Какие еще поговорки и пословицы вы знаете по этому поводу?
  • Умей правильно одеваться, а более - правильно ухаживать за одеждой своей. Если одеваться бережно, то будешь всегда одеваться красиво. Одежда заботу любит.

Самооценка.

5        задание. (Обсуждается в группах.)

  • Ум - духовное богатство, очень необходимое в жизни. Но и все-таки, "встречают по одежке"... Значит, в жизни и внешний вид, и внешний облик человека имеет немаловажное значение. Как вы считаете?
  • Если человек имеет приятную наружность, приветливое лицо и одет со вкусом, то он и в душе оставляет такое же впечатление о себе. Как бы ваши отношения с ним не складывались, в дальнейшем вы всегда будете вспоминать первую встречу с ним. И первые впечатления будут оказывать на вас существенное влияние.
  • Какие песни об этом вы знаете?
  • "Я помню Вас...", "Первая встреча"; романсы "Я Вас любил..." и другие. Особенно явно это прослеживается в любовных песнях.
  • Что может произойти вследствие чрезмерного увлечения своим внешним видом?
  • Зазнайство, высокомерие и т.д.
  • Что может произойти вследствие чрезмерного доверия внешнему виду других людей?
  • Таких простоватых людей могут обмануть, обокрасть, ограбить, изнасиловать и даже убить...
  • Как можно отличить настоящую красоту человека от искусственной?
  • Исходя из его поведения, его поступков и дел. Время - самое надежное и верное испытание для человека и его красоты.
  • Какие пословицы знаете по этому поводу?
  • Хоть и красит одежда человека, но не облагораживает. Красота без ума -ничто. Одежда - это лишь скорлупа для красивых духом.

Самооценка.

6        задание. (Самостоятельная работа.)

Составить план воспитания в себе таких необходимых качеств, как бережное отношение к одежде, внимание к своему внешнему облику.

Пример ожидаемого плана:

  1. Учиться красиво и со вкусом одеваться.
  2. Всегда содержать в чистоте и порядке свою одежду.
  3. Воспитать в себе бережное отношение к одежде.
  4. Научиться одеваться по обстоятельствам: соответственно к предстоящим праздникам, играм, работе, отдыху. Например, спортом заниматься в спортивной одежде.

Самооценка.

IV. Рефлексия.

О чем шел разговор на сегодняшнем уроке? Какие выводы сделали вы из него? Чем он был полезен для вас?

V. Домашнее задание.

Обсудите в кругу семьи: сколько необходимо денег для того, чтобы покупать ежегодно одежду для всех членов семьи?



Предварительный просмотр:

ДИСЦИПЛИНА (ПОРЯДОК) НАЧИНАЕТСЯ С ПОРОГА

Целы Воспитание в детях дисциплинированности, убеждение их в том, что причиной многих бед и трагедий является недисциплинированность.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

П. Постановка учебной задачи.

В марте 19% года в хозяйстве крестьянина села Каенлык у Мина-жева вспыхнул пожар. В это время дома находились только престарелая Малина эби и семилетний мальчик Зиннур. Остальные были на работе. За считанные минуты "красный петух" охватил все придворные постройки - баню, амбар, сарай - и превратил их в горячий пепел. К счастью, огонь не дошел до самого дома и хоть он уцелел...

Приехавшие из районного центра специалисты в течение недели выясняли причины возникновения пожара и пришли к такому выводу: пожар начался вследствии короткого замыкания проводов, неряшливо подвешенных в сарае.

Спустя неделю после этого трагического события, внук Зиннур раскрывает бабушке секрет возникновения пожара:

  • Мне хотелось узнать: загорится ли сено, находящееся в сарае, от пламени простой спички.
  • А почему же ты не рассказал об этом в тот же день? - возмутилась бабушка.
  • Струсил, - признался мальчик.
  • Ну и что? Понял хоть свою ошибку-то?
  • Конечно, - прогундозил мальчик, - я больше не буду баловаться с огнем...

На это Мадина эби заметила, тяжело вздохнув:

-        Хорошо, что хоть понял. Как говорится, "лучше поздно, чем никогда"...

Вопросы для обсуждения в группах:

  • С какой стороны показал себя мальчик, балуясь спичками в сарае?
  • Конечно же, с плохой!
  • Каким словом называют таких людей с плохим поведением?
  • Недисциплинированными.
  • А что означает: дисциплина, порядок?
  • Дисциплина - это обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам. (Воинская, трудовая, школьная дисциплины.)
  • Взгляните-ка на классную комнату. Как стоят здесь парты, столы и другие вещи?
  • В определенном, установленном порядке.
  • Порядок означает следующее:

1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь.(Все в порядке - все так, как следует, благополучно.)

  1. Последовательный ход чего-нибудь. (Рассказать все по порядку. Поставить что-нибудь в порядок дня. Решить вопросы в рабочем порядке. И т.д.)
  2. Правила, по которым совершается что-нибудь. Существующее устройство, режим чего-нибудь. (Порядок выборов в Госдуму. Порядок принятия экзаменов. Ввести новые порядки и т.д.)
  3. Военное построение. (Боевые порядки пехоты. Двигаться походным порядком.)
  4. Числовая характеристика той или иной величины. (Кривая второго порядка. Прошел путь порядка тысячи километров.)
  5. Область, сфера, к которой относится что-нибудь. (Явления одного порядка.)
  6. Слово "порядок" может применяться и в значениях междометия и утвердительной частицы. (Все так, все в порядке. В порядке вещей. Выступление в порядке самокритики и т.д.)...

- Что такое порог?

-        Брус на полу в нижней части дверного проема (в нашем случае имеет переносной смысл): например, переступить порог дома, сидеть на пороге бани.

Учителем задаются вопросы учащимся на понимание сути этих слов.

Дополнения преподавателя:

а). Многие события в жизни начинаются как бы с порога. В таком случае это слово употребляется в переносном смысле. (Перешагнуть порог школы. Ступить на порог новой жизни.) Порог - это преддверие.

б). Есть и географическое значение этого слова: каменистое возвышение поперек речного вала, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство. (Днепровские пороги, например.)

  • Какие пословицы, связанные со словами "порядок" ("дисциплина") и "порог" вы знаете?
  • Порядок начинается с порога!
  • Значит, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-        О порядке, дисциплине и о том, что это начинается с порога.
Самооценка.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах.)

-        Приведите примеры дисциплинированных (высокоорганизованных) людей из прочитанной вами художественной литературы (сказок, рассказов, повестей, стихов и т.д.).

-        Назовите высокодисциплинированных людей среди близких и родных? В чем они для вас являются примером для подражания, в отличии от других?

Ответы.

-        Можно ли назвать дисциплинированными всех умных людей?
Все ли умные люди бывают дисциплинированными?

Ответы.

-        Почему и одушевленные, и неодушевленные предметы должны подчиняться определенному порядку? Например, воздушный, водный, железнодорожный транспорты и т.д.

Ответы.

  • Исходя из вышесказанного, можно ли сделать выводы о необходимости дисциплины и порядка? Прежде всего, для кого нужен порядок и почему?
  • Для человека, конечно же. Для сохранения его жизни и здоровья.
  • Почему порядок, дисциплина должны начинаться именно с самого порога?

Ответы учащихся дополняются учителем.

Умный, дисциплинированный ученик показывает себя только с хорошей стороны и начинает вести себя примерно уже дома. Вовремя и старательно выполняет все домашние задания, чистит свою одежду и обувь, перед уходом из дома проверяет выключение всех кранов и выключателей (газ, свет, воду, окна, форточки, радио.) Перешагнув за порог дома, он начинает выполнять и многие другие правила и порядок вещей, заведенных в обществе. (Правила уличного движения, вежливость с окружающими, уважение к старшим и т.д.) Затем -школа. За ее порогом - свои правила и порядки, свои требования. Только соблюдающий все эти правила человек является дисциплинированным.

  • Что может случиться, если порядок, дисциплина не будут начинаться с самого порога?
  • Не будут выполняться все правила и нормы поведения людей, из-за чего появится неразбериха и хаос в их отношениях, в их действиях, в их работе. Например, если при уходе из дома останутся включенными свет, газовая плита, вода. (Пожар, потоп, взрыв газа и т.п.)
  • Каким требованиям должен отвечать дисциплинированный, организованный человек?
  • Быть аккуратным, точным, обязательным в словах и делах, предусмотрительным, вежливым, уважительным, внимательным... и т.д.

-        Какие примеры недисциплинированности, неорганизованности, беспорядка в школьной жизни вы можете привести? Отчего они происходят и каковы пути их исправления?

Ответы. Самооценка.

2 задание. (Обсуждается в группах.)

- Что нужно предпринять, чтобы в школе царила сознательная дисциплинированность и разумный порядок? Ответы. Самооценка.

IV. Рефлексия.

Чему научились вы на этом уроке, что нового познали? Как дошли до понимания этих вопросов? Почему порядок, дисциплина должны начинаться с порога?



Предварительный просмотр:

ДОБРОЕ СЛОВО - БАЛЬЗАМ ДЛЯ ДУШИ

Целы Показать место СЛОВА в деле воспитания хорошего человека.

ХОД УРОКА

L Проверка домашнего задания.

П. Постановка учебной задачи.

Однажды очень богатый и знатный купец (торговец) собрал гостей на меджлис. Один из гостей предложил хозяину: "Весь город знает о том, что твой слуга является самым ловким и находчивым человеком. Ты пошли-ка его на базар и пусть он принесет оттуда самую прекрасную вещь в мире".

Хозяин позвал к себе Эзопа.

"Ты слышал, Эзоп? - сказал он. - Вот тебе деньги, принеси из базара самую прекрасную вещь!"

Слуга ушел и вскоре вернулся с базара с нужной покупкой. В руках его был поднос, накрытый белой салфеткой. Когда подняли ее, то все увидели лежащий на нем язык.

"Эзоп, да это же простой язык!" - воскликнул ошарашенный хозяин. "А разве это - не самое прекрасное на свете? При помощи языка мы объясняемся в любви, говорим нежности, даем клятву, объявляем об установлении мира и согласия, произносим слово "свобода" и восхищаемся".

Через некоторое время уже другой гость предлагает хозяину:

"Пусть твой слуга опять идет на базар и принесет оттуда самую чудовищную вещь в мире".

Во второй раз Эзоп идет на базар и приходит с тем же самым подносом. Подняв салфетку, хозяин нахмурился: "Эзоп, ты ведь опять принес простой язык!".. "А разве это - не самая чудовищная вещь на всем белом свете? При помощи его мы говорим слова ненависти, изменяем друзьям, объявляем о войнах и говорим слово "раб" другим людям..."

Вопросы для обсуждения в группах:

  • О чем идет разговор в этой древней притче?
  • О способности языка сообщать и хорошие, добрые вести, и плохие, недобрые новости, о способности и обижать, и радовать людей.
  • Как он сообщает это все?
  • Посредством слов.
  • Какими бывают слова?
  • И хорошими, и плохими, как и известия.
  • Значит, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
  •         О словах добрых и о словах плохих.
    Самооценка.

Ш. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах.)

  • Что такое "язык"?
  • Это средство общения, орган человека, образующий звуки речи.
  • Что такое "слово"?
  • Это единица языка, служащая для называния отдельного понятия.
  • Как вы понимаете слово "хорошо"?
  •  "Положительно" - его синоним! Обратное слово к нему - антоним "плохо"...
  • Какие пословицы, поговорки, изречения о языке и слове знаете?
  • Одно доброе слово - от тысяч бед спасает.
  • Доброе слово - мост в душу.
  • Слово рождает слово.
  • Слово и ранит, слово и лечит!
  • Сердечное слово в сердце войдет!
  • Доброе слово камень растопит.
  • Слово и в гору поднимет и с горя спустит.
  • Язык до Киева доведет.
  • Сколько языков знаешь - столько раз ты человек.
  • Доброе слово дом строит, а горькое -разрушает. (Армян.)
  • Злой язык острее бритвы.
  • Злой язык мир разоряет.
  • Сабля погубила одного, а язык - армию. (Азербайдж.).
  • Нежная речь - слаще меда.
  • Не верь словам врага.
  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!..
  • От кого можно услышать добрые слова?
  • Чаще всего от образованных, интеллигентных, воспитанных, порядочных людей.
  • Всегда ли можно говорить только добрые, хорошие слова? Например, когда ты кем-то рассержен и когда не в духе?
  • Даже в таких случаях умные люди не будут говорить злые слова: они лучше промолчат или же постараются высказаться корректно, вежливо, стараясь не ранить чужую душу.
  • К сожалению, во взаимоотношениях людей встречаются и ссоры, и ругань, и плохие слова в адрес собеседника, и колкости друг к другу
  •  Кто обычно употребляет такие слова в своей речи?
  • Непорядочные, невоспитанные, невежественные люди, конечно.
  • Можно ли избежать употребления таких слов? Как именно?
  • Само собой разумеется, что можно. Путь один - самосовершенствование, самовоспитание, стремление обогатить свой словарный запас, для чего нужно много читать и приобщаться к культуре.

2 задание. (Обсуждается в группах.)

Вспомните распространенные среди учащихся ругательные слова и скажите: какими словами можно их заменить, чтобы речь была культурной?

3 задание. (Обсуждается в группах.)

Приведите примеры из жизни, которые подтверждают татарскую пословицу: "Доброе слово - бальзам для души, а слово злое - рана для сердца..."

4 задание. (Обсуждается так в группах.)

Прочитайте и обсудите 89 наставление Каюма Насыйри из его "Книги о воспитании": "О, сын мой, не произноси слов, способных огорчить людей. Ты невзначай обронишь слово, а оно ранит, обидит кого-нибудь. Бойся причинить обиды".

  • Что значит "обидеть человека"? Как вы это понимаете?
  • Обидеть - проявить несправедливость по отношению к кому-либо, незаслуженно унизив, притеснив своим поведением. Иногда - даже незаслуженное преследование за что-то...

Самооценка.

IV.        Рефлексия.

О чем шел разговор на нашем сегодняшнем занятии? Какие поучительные уроки извлекли вы для себя из этого разговора? Полезен ли был он для вас?

V.        Домашнее задание.

Расспросите своих родных: было ли прозвище у вашего рода? Откуда оно взялось и что означало? Напишите об этом сочинение.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ - БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО

Цель: Воспитание в учащихся убеждения в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

П. Постановка учебной задачи.

  • Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?
  • Здоровье.
  • Что значит - быть здоровым?
  • Жить без болезней, вести нормальную физиологическую деятельность организма, быть живым.
  • Что мы говорим, встречаясь и прощаясь?
  • Здравствуйте! Будьте здоровы! Здравия желаю!
  • Что такое "богатство"?
  • Богатство - обилие материальных, духовных или других ценностей. Быть богатым - обладание большим имуществом, в том числе и денежным. Богатство - обилие, достаток, довольство. Противоположное этому - бедность, нищета, недостаток. Богатство материальное, духовное, умственное и т.п.
  • Как вы думаете: связаны ли между собой слова "здоровье" и "богатство"?
  • Конечно же. В народе есть такая пословица: "Здоровье - бесценное богатство!"
  • Итак, значит, о чем же мы будем сегодня говорить?

-        О том, что здоровье является очень нужным, очень важным и
большим богатством, которому нет цены.

Самооценка.

Ш. Решение учебной задачи.

  • задание. Объясните содержание следующих пословиц:
    Богатство - на месяц, а здоровье - на всю жизнь.
  • Корень богатства - в здоровье.
  • Была бы голова цела, а шапка найдется.
  • Нет здоровья -нет и богатства.
  • Нет лучшего друга, чем ученье и нет хуже врага, чем болезнь (хворь).
  • Самое малое счастье мира - роскошь, а самое большое - здоровье.
  • Любящий чистоту - будет здоровым.
  • Свежий воздух -телу отдых.
  • Здоровье -бриллиант, который легко потерять.
  • Здоровый человек и камни рукой расколет.

2 задание. (Обсудить в группах и записать в тетрадях.)

  • Какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?
  • Санитарно-гигиенические требования: всегда и везде соблюдать чистоту, утром и вечером чистить зубы, еженедельно ходить в баню, следить за своими волосами, ногтями, кожей. Всегда одеваться по сезону. Заниматься физкультурой ежедневно, умываться холодной водой. Не употреблять спиртные напитки, не курить. Заниматься спортом и т.д.
  • Кого среди ваших родственников можно назвать долгожителями? Как они этого добились? В чем их секреты?

Ответы.

-        Кого из писателей-долгожителей вы знаете?

  • Гумера Баширова, Льва Толстого, Сайфи Кудаша, Дмитрия Лихачева, Софью Радзиевскую, Анастасию Цветаеву, Сергея Михалкова, Ибрагима Салахова и других.
  • Основные причины (условия) удлинения жизни человека?
  • Жить по режиму, по распорядку. Питание по режиму. Умелое чередование работы и отдыха.
  • Причины, укорачивающие жизнь?
  • Злоупотребление спиртными напитками, курение, употребление наркотиков. Невыполнение физических упражнений. Безрежимное, неупорядоченное питание, нарушение режима отдыха и т.д.

Примечание. В связи с тем, что будет проведен отдельный урок о вреде употребления спиртных напитков и курения, на сегодняшнем уроке необходимо лишь заострить внимание на том, что они очень противопоказаны человеческому организму. Особенно опасно курение для молодых. В газете "Труд" за 6 сентября 1996 года были опубликованы следующие поучительные сведения: "Курение является причиной смерти 60-95 процентов больных раком, 75 процентов страдающих хроническим бронхитом и 26 процентов сердечников... Из-за внезапного увеличения объема употребления спиртных напитков населением, средняя продолжительность жизни россиян за годы "перестройки" стала короче на 6 лет: если в 1985 году она составляла 64$ года, то в 1993 году уже лишь 59 лет.

Самооценка,

3 задание.

Прочитайте 17, 21, 24 наставления из книги Каюма Насыйри "Ки-таб-эт-тэрбия" и сделайте соответствующие выводы, которые запишите в своих тетрадях.

Самооценка.

IV.        Рефлексия.

Чем был полезен для Вас сегодняшний урок нравственности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...