«Личностно – ориентированное воспитание школьников». Изучение личности классного коллектива.
статья на тему

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать  его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, мне приходилось уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают  в становлении и развитии детского коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannoe_vospitanie_shkolnikov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Личностно – ориентированное воспитание школьников».

Изучение личности классного коллектива.

Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его.

Личностно-ориентированный подход представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированные подходы. Все  эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечёт изменение всего целого.

Психолого – педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально – психологических  особенностей ученика и социально –психологических характеристик  детского коллектива с целью оптимизации воспитательного процесса.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать  его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, мне приходилось уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают  в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, я учитывала следующие:

-особенности возраста учащихся класса,

-степень сформированности детского коллектива,

-степень доверия друг другу детей и ко мне как классному руководителю.

Работая с диагностическими методиками, я придерживалась следующих правил:

-результаты(любые) должны служить не во вред, а во благо уч-ся класса,

-по результатам  диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе,

-необходимость педагогической диагностики должна  учащимся разъясняться.

Я остановлюсь на вопросе «Изучение личности классного коллектива».

Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Всё это невозможно без индивидуальных, дифференцированных подходов  в системе воспитания. Исходя из этой цели, основными задачами классного руководителя я считаю:

-Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребёнка, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика,

-Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребёнка с целью подбора для него определённого вида деятельности, где его может ожидать успех.

Все эти задачи можно выполнить, проводя диагностику классного коллектива.

Я работаю классным руководителем в данном классе с 5 класса. Начиная с 5 класса, я стала изучать детей и детский коллектив в целом. Для этого использовала разнообразные диагностические методики. Одна из них – это наблюдение.

Наблюдение даёт возможность изучить каждого уч-ся в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Этот вид диагностики я использовала, чтобы сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых поступках. С помощью наблюдений изучала познавательный потенциал каждого ребёнка , для этого посещала уроки, проводила анализ текущей и итоговой успеваемости.

 Также использовала проективные тесты , которые позволили мне изучить отношение уч-ся к миру, самому себе и т.д.    В начале работы с данным коллективом провела диагностику, где выявила тип темперамента каждого уч-ся. В начале и в конце учебного года провожу диагностику , выявляющую уровень воспитанности. Кроме обыкновенных тестов провожу рисуночные тесты по проблеме взаимодействия в детском коллективе: «На перемене», где уч-ся рисовали свой класс на перемене и определяли местоположение каждого ученика и подписывали его имя. Рисуночный тест «Кораблик» Уч-ся предлагалась отправиться на лайнере  в кругосветное путешествие. Для этого необходимо нарисовать корабль и расположить весь класс в каютах по два человека  и  обосновать своё мнение. Такие диагностики позволяют выявить неформальных лидеров в классе и взаимодействие уч-ся между собой, и сразу видна проблема общения ребят друг с другом.  В 9 классе провела тесты, которые помогли выявить профиль обучения, жизненные ценности, качества личности, мотивы в выборе профессии, профессиональную направленность каждого ученика.

Кроме наблюдения и тестов провожу анкетирование, уч-ся пишут мини сочинения.

Все эти методики позволили мне изучить детский коллектив, отношение детей  к коллективу, к родителям.

Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника, я изучила личные качества каждого уч-ся класса, их способности, их взаимоотношения.  Учёт индивидуальных особенностей уч-ся  помогает мне в планировании и организации классных дел. Также всё это мне позволило бесконфликтно работать в данном классе на протяжении 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...

Личностно-ориентированный подход при изучении физики.

В  данной публикации рассматривается как  на  практике осуществляется личностно- ориентированное  обучение по физике....

Личностно – ориентированное обучение школьников на уроках географии путем активизации познавательной деятельности

Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:- гибко адаптироваться к и...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

В настоящее время в России идет становление новой системы обра­зования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про­странство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в п...

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....