ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
статья на тему

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотическое воспитание19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи

– задача первостепенной важности…

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному, переходит в любовь к своему

государству, к своей истории,

его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству.    

  Д.С. Лихачев

Сегодня проблема патриотического воспитания  является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных. Президент РФ В.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Следовательно, необходимо формировать  гражданское и патриотическое самосознание личности, распространять знания об истории и культуре. Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе. Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях ФГОС
в развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС ООО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС ООО акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое    воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.                                                               В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики  организации воспитательного  процесса в современной школе.  Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.  В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:                     - готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";

- укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

- позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:                                                                                                                - сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых                                                              национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

- готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

- развитие патриотизма и гражданской солидарности;

- укрепление целостности российского народа,  поддержание межэтнического мира и согласия;

- повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

-  укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества; сформированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода; законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

- преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставиться задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. То есть учащиеся в школе должны приобретать не только определенную сумму знаний, но и формировать собственную систему гражданских ценностей, соотнося её с общечеловеческими.

        Стремление к переходу на качественно новый уровень образования, основная цель которого образование, удовлетворяющее индивидуальности личности каждого ребенка с учетом его потребностей, интересов, склонностей состоит в сочетании приспособления и обособления учащегося в условиях конкретного общества. Значимым фактором при решении данных задач является школьное историческое образование.

В связи с этим особенно важно сочетать общеисторический материал с уникальным историко-культурным наследием родного края.  Изучение краеведения в школе – важнейший компонент исторического образования, основа для формирования самосознания человека. Кроме того, рассматривая роль краеведческого образования в системе школьного образования необходимо отметить, что оно играет важную роль в воспитании и обучении школьников как граждан России. На уроках учащиеся получают первые знания о своей малой родине, учатся её любить. Патриотизм – это не просто декларация своих чувств.

Полученный результат позволяет сделать ряд выводов о возможности и необходимости проведения самостоятельной работы и использовании краеведческого материала, как основного пути развития навыков самообразования. Активность ребят на уроках возрастает, изменился рабочий настрой класса, ребята стали уверенно чувствовать себя на уроках. Учащиеся не только учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам. Происходит развитие умственных способностей учащихся, дальнейшая активизация их самостоятельного творческого мышления, растет стремление к самообразованию и самосовершенствованию. При постоянном проведении на уроках самостоятельной работы с использованием краеведческого материала результаты усвоения учебного материала значительно выше, чем при обычном преднамеренном заучивании. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранее полученные знания, соблюдение определенной этапности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению.

Серия работ с использованием местного материала позволила установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...