Классный час на тему: Толерантность. Проблема терпимости в классе.
классный час (7 класс) на тему

Классный час способствует формированию толерантных отношений среди одноклассников. Помогает находить проблемы и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

 Толерантность. Проблема терпимости в классе.

        Цели: 

  1. воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  2. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
  3. формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма.

Развивающие: учить учащихся анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения, развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Воспитательные: воспитывать чувство  коллективизма, сплоченности, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование: медиапроектор, презентация к классному часу, раздаточный материал (анкета, памятки),

Форма мероприятия: «круглый стол».

Ход классного часа

1 Слово учителя

- Добрый день. Наш разговор сегодня я хотела бы начать со стихотворения Е.Евтушенко «С. Преображенскому» (Людей неинтересных в мире нет). Вы послушайте и определите, о чем оно.

- Какое пронзительное стихотворение. О чем же оно?

Поэт говорит о ценности каждого человека, о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения друг к другу. В жизни каждому из нас часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. Но, оказывается, все эти проблемы можно решить, если научиться быть терпимыми.

Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

- Почему нужно быть терпимыми?

-Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость- способность терпеть что- то или кого- то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого- либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Работа в группе.

- придумайте и нарисуйте символ толерантности.

Можно ли жить мирно и не ссориться?

– Как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.

– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

Но не все люди являются толерантными, следовательно, есть противоположные им. Они называются интолерантные. А какими чертами они обладают, вы попробуете сами выяснить.

Давайте поработаем в парах.

- Возьмите конверт, в котором лежат характеристики толерантной и интолерантной личности и попробуйте распределить их.

1. Знание самого себя.

Толерантные люди 

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди. 

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность.

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении.

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора.

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

 А интолерантый путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством

дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.  

Но не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. Важно то, есть ли стремление к толерантным отношениям.

Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

 Толерантность- это поддержка и понимание различий.

У толерантности, и у терпимости есть своя обратная сторона. Какая это сторона? Какие формы ее проявления вы знаете?

Предрассудки, войны, конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь понять причину ошибки мудрецов.

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так все одну и ту же вещь могут слышать и видеть по- разному.

Ток- шоу: Мобильный телефон в школе. Учитель выбирает 7 добровольцев из класса. Задача учителя состоит в том, чтобы дирижировать группой. Когда он показывает на ученика, тот должен начать говорить. Цель группы- поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точку зрения.

Точки зрения:

  1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников
  2. Я полностью одобряю использование мобильного телефона в школе
  3. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более насущные темы
  4. Я не могу еще составить своего мнения по этому вопросу
  5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора
  6. Я очень умный человек и хотел бы получить научные данные о предмете разговора
  7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь…

Из- за чего разгораются конфликты?

Невозможность получить то, что хочется или необходимо: различные точки зрения, наличие третьей стороны.

К каким результатам приводят конфликты?

Три результата конфликта:

  1. Победа- поражение
  2. Поражение- поражение
  3. Победа- победа.

Обсуждаем правила управления конфликтами.

Проведение инсценировок. Работа в группах.

Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем создать правила толерантного общения. У вас на столах есть листочки и фломастеры. Подумайте и запишите на  листочке. Пишите крупно, чтобы было видно с доски.

( самостоятельная работа – 2-3 мин)

- Какие правила необходимо знать, чтобы быть толерантным? (учащиеся отвечают и вывешивают свои листочки на доску)

Это правила для всех, но наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  ссор, ругани. А что для этого нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю  оформить дерево толерантности 8 класса. На листочках от этого дерева напишите, что нужно сделать, чтобы превратить наш класс в толерантное общество.

Самостоятельная  работа

Толерантен ли я?

 лист бумаги разделите на 2 части: в одной напишите, какие черты толерантной личности  у вас есть, а на второй  - черты интолерантной личности. Прочитайте 2 колонку, оторвите и выбросите в ведро .

Пусть эти качества никогда больше не проявляются в вашем поведении.

В заключение хочется сказать, что мы не сможем в одночастье сделать толерантным свое поведение или поведение других людей, однако важен даже самый маленький шаг  этом направлении. Важно не то, что мы говорили и чем занимались сегодня, а то, что вы вынесете из него в реальную жизнь, как измените отношения с окружающими вас людьми.

- Какие выводы после нашего разговора вы можете сделать?

- Скажите, где в своей жизни вам понадобится материал сегодняшнего разговора?

Я думаю, он не пройдет бесследно для вас.

А сейчас я предлагаю встать в круг, положить руки на плечи друг другу, поднять правую ногу, вытянуть ее к центру и сделать шаг вперед. Мне очень хочется, чтобы вы вот так тесным кругом шли по жизни с окружающими вас людьми, не причиняя им неудобств и разочарований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

"Вместе - лучше!" Классный час по теме: "Толерантность", 7-й класс.

Классный час «Толерантность». Цели и задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков. 2. За...

Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса

Классный час  по  теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...

Классный час на тему «Толерантность всегда и во всем», 7 класс

Цели:1. Создать условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).2. Преодолеть и п...

Классный час на тему «Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия». 10-11 классы.

классный час посвященный толерантной и антолерантной личности, для учащихся 10-11 классов....

Классный час на тему «Толерантность» 5 класс

Классный час на тему «Толерантность» 5 класс...