Классный час на тему «Толерантность всегда и во всем», 7 класс
классный час (7 класс)

Дорохина Нина Васильевна

Цели:
1. Создать условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
2. Преодолеть и предупредить социально-эмоциональных проблем у учащихся.
3. Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
4.Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
5.Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
6.Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Задачи:
1. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
2. Развить навыки социального поведения.
3. Выработать принципы толерантного поведения
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, видеоролик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tolerantnosti.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

     
Классный час на тему «Толерантность всегда и во всем», 7 класс

Цели и задачи:

1. Знакомство с определением “толерантность”, его значением.

2. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе и к окружающим, желание и умение прощать.

3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение и уважать чужое.

Ход классного часа.

1. Эмоциональный настрой.

Учитель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые.
- А для чего мы здороваемся? (мы выразили уважение друг к другу)
Я предлагаю сейчас поприветствовать всех присутствующих: 
Сначала вы здороваетесь как японцы (повернитесь и сделайте поклон).
А мальчикам предлагаю поприветствовать друг друга как европейцы (пожмите друг другу руку).
Теперь вы здороваетесь как эскимосы (трётесь носами)
А сейчас поприветствуем наших гостей как школьники ( встают, поворачиваются и здороваются)
Присаживайтесь, пожалуйста.

2. Вступительное слово. Эпиграф:

1 слайд. Наш классный час я хочу начать словами Бернарда Шоу:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу.

2-3 слайд. Учитель: - Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем.

4 слайд. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается рост всевозможных форм антиобщественного поведения.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу.

3. Целеполагание.

 Сейчас вашему вниманию предлагается китайская притча, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья». 

Учитель: - послушайте, пожалуйста, эту притчу и постарайтесь ответить, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе?

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом
 чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумагелюбовь, прощение, терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

В семье должны царить любовь, терпение, прощение.

- Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о дружеских взаимоотношениях в классе)? 

5 слайд. Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Тема классного часа «Толерантность»

6 слайд. Сегодня мы познакомимся с понятием толерантность, его значением, видами толерантности.

Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю. Олеся.
7 слайд. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь. 

4. Знакомство с понятием «толерантность».
 Учитель: У этого определения есть свое значение.

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

8 слайд. Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

9 слайд. Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

10 слайд. Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

11 слайд. Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)12-13 слайды немецкий, французский.
Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

14 слайд. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1995 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.  Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Алина Мусина.

15 слайд. Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности.

Толерантность – это прощение.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение прав других.

Толерантность – это сотрудничество.

Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

Толерантность – это дружба.

Толерантность – это гармония в многообразии.

Толерантность – мир и согласие.

Толерантность – милосердие.

16 слайд. Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном классном часе мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 20)  Радиальная диаграмма

- Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном посёлке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, уважать их культуру, традиции, обряды.

17 слайд. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга» 18 слайд.

сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

показать язык (Тибет);

очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

 Ребята, в нашей школе, классе какой вид толерантности будет наиболее близким?

5. Мы познакомились с понятием толерантность, видами толерантности.

Продолжим наш классный час практическими заданиями.

Учитель: Я хотела бы предложить вашему вниманию маленькую сказку. Подумайте, какой смысл заключен в этой сказке? 

19 слайд. Звучит музыка, рассказывается сказка: «Любовь и Доброта»
      Учитель: Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику: 
      Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. 
      Учитель: Подумал волшебник и сказал: 
      Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет. 
      Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. 
      Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. 
      Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать… 
      Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
      Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы). 
      Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту?

Какой смысл заключен в этой сказке? 

Это прекрасное качество всегда должно быть рядом с вами. И тогда в каждой семье будет мир и благополучие, а в нашем классе не будет ссор, потому что каждый будет добрее друг к другу, более терпим, будет стараться понять другого человека, и у вас появятся настоящие друзья, без которых так трудно прожить в этом мире.

Для вас звучит стихотворение «Доброта».    Мартиросов. 

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

А. Дементьев

Учитель: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот. 

Посмотрите сценку и оцените поступки героев: Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте». Автор (я), девушка (Вика), молодой человек (Максим), мужчина (Миша).

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него ваялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы. 
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. 
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. 
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках. 
- А нам-то что? Он сам виноват. Отпусти мою руку. Ему нужна помощь. 
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? 
- Я вес равно подойду. – Девушка вырвала руку. 
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее. 
- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. 
- Что с вами? – спросила она мужчину, - Что с вашей ногой? 
- Я сломал ее … кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. 
- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». 
- Спасибо, девушка, спасибо. 
- Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал (брезгливо смотрит на мужчину). Девушка поднялась и, приблизившись к парню, сказала: 
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу. 
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. 
- У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите. (Уходит) 
- Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась. 
- Вы обязательно найдете счастье! 
      Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? 
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявление доброты, толерантности.
20 слайд. Распределить в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности. Прикрепите на доску.

Черты:

Терпимость

Бессердечность

Непонимание

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Милосердие

Злорадство

Лживость

Сотрудничество

Доверие

Раздражительность

Зависть

Пренебрежение

Умение владеть собой

Равнодушие

Чуткость

Агрессивность

Эгоизм

Альтруизм

Доброжелательность

 Сейчас проведём игру. Она называется клубочек. 1.«Клубочек» 
Учитель берет клубок в руки. 
Учитель: Передавая этот клубок, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне понравилось, как ты…». Первым произносит фразу учитель, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у учителя. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к учителю, нить замыкается. 
Учитель: У нас получилась территория толерантности. Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям? А слышать о себе приятные слова?
В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом. 
Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам. 
4. Упражнение «Чем мы похожи».

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Слушаем команды ведущего:

Объединитесь те, кто имеет одинаковый цвет волос.

Объединитесь те, кто имеет одинаковый цвет глаз.

Объединитесь те, у кого есть сестра.

Объединитесь те, кто имеет брата.

Объединитесь те, кто имеет имена, начинающие на одну букву.

Объединитесь те, у кого есть бабушки и дедушки.
21 слайд. И закончить сегодня наш разговор хочется обращением Василия Александровича Сухомлинского. Пусть эти слова будут вам напутствием, советом в вашей дальнейшей жизни. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.» 
Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. 
22 слайд. Мы разные – в этом наше богатство. 
Мы вместе – в этом наша сила 
Звучит песня «Пусть миром правит любовь» в исполнении Ф.Киркорова.

Заключительное слово учителя
Молитва о встрече: 

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.

Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи людей. Каждый день мы встречаемся с новыми, незнакомыми лицами. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Учиться всегда пригодится».

Классный час предназначен для учащихся 5 класса.Цель: развитие осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мыш...

"Вместе - лучше!" Классный час по теме: "Толерантность", 7-й класс.

Классный час «Толерантность». Цели и задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков. 2. За...

Классный час на тему: «Она всегда подскажет и поймет».

Цель: воспитание у школьников чувства уважения и любви к самому близкому человеку.Задачи: - место матери в нашей жизни;- укрепление устоев значимости семьи и роли матери – хозяйки, заступниц...

Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса

Классный час  по  теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...

Классный час на тему: Толерантность. Проблема терпимости в классе.

Классный час способствует формированию толерантных отношений среди одноклассников. Помогает находить проблемы и пути их решения....

Классный час на тему "Учиться - всегда пригодиться"

Классный час на тему "Учиться - всегда пригодиться"...