Воспитательная программа "Здоровое поколение"
методическая разработка на тему

Разработанная программа «Здоровое поколение» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, педагог-организатор, педагог-психолог, медицинский работник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 9 г. Чехова Лысов Дмитрий Игоревич

Воспитательная программа "Формирование здорового образа жизни"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная программа «Здоровое поколение» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, педагог-организатор, педагог-психолог, медицинский работник.

Цель: Формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Задачи:

  • Формировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
  • Вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
  • Закреплять гигиенические навыки и привычки.
  • Приобщать к разумной физической активности.
  • Обучать умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
  • Информационно - просветительская работа среди детей и родителей.
  • Формировать культуру общения родителей и детей.
  • Формировать у родителей установки на здоровый образ жизни.

№ модулей и разделов.

Наименование модулей и разделов.

Теория кол-во часов.

Практика кол-во часов.

Модуль _.

Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни.

Раздел 1. 5-ый класс.

Раздел 2. 6-ой класс.

Раздел 3. 7-ой класс.

Раздел 4. 8-ой класс.

Раздел 5. 9-ый класс.

10 ч.

9 ч.

8 ч.

8 ч.

8 ч.

7 ч.

8 ч.

9 ч.

9 ч.

9 ч.

 

Всего 85 ч.

43 ч.

42 ч.

Модуль __.

Методические приёмы работы с родителями по формированию культуры общения родителей и детей, формированию у родителей установки на здоровый образ жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей.

30 ч.

4 ч.

 

Всего 34 ч.

30ч.

4 ч.

Содержание программы.

Модуль _. Методические приёмы работы с учащимися по формированию навыков здорового образа жизни.

Раздел 1. 5-ые классы.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Воспитание волевых качеств.

Сущность волевых качеств. Необходимость выработки у себя волевых качеств, самовоспитания.

2.

Прежде чем сделать- подумай.

Сущность процесса обдумывания своего поведения. Нравственная оценка результатов своих поступков.

3.

Привычки и здоровье.

Полезные и вредные привычки. Режим дня и личная гигиена.

4.

Вредные привычки.

Лекция "Вредные привычки". Сочинение сказок о вредных привычках.

5.

Курение и здоровье.

Анализ результатов исследовательской работы среди родителей. История появления табака в Европе.

6.

Курение и здоровье.

Лекция "Влияние курения на здоровье. Органы дыхания. Нервная система. Сердце. Пищеварение".

7.

Саморегуляция.

Тест "Волевой ли вы человек?" Саморегуляция поведения.

8.

Причины курения.

Стадии приобщения к курению. Никотиновая зависимость. Синдром отмены.

9.

Я умею говорить "нет". (занятие - практикум)

Ролевые игры. Основные способы и приёмы отстаивания собственной позиции. Правила отказа.

10.

Я умею говорить "нет". (занятие - практикум)

Ролевые игры. Правила поддержки. Отличия правил отказа от правил поддержки.

11.

История курения в стихах и песнопениях.

Театрализованное представление об истории и вреде табакокуренипя.

12.

10 советов, которые составляют основу здорового образа жизни.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению правил здорового образа жизни.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Отработка практических методов и приёмов сплочения группы для преодоления психологического дискомфорта.

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Свободное сочинение сказки "Плохие привычки". Формирование умения отстаивать своё мнение.

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Формирование навыков отказа. Сигареты и мои планы. Игра "Прилёт инопланетян". Заключительное слово.

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Формирование умения обращаться к знакомым и незнакомым людям с просьбой. Формирование умения отказывать.

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Развитие индивидуального и группового самосознания. "Кто я?" Каким я хочу быть.

Раздел 2. 6-ые классы.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Табакокурение.

Лекция: "Никотин - самое доступное психоактивное вещество". Исследовательская работа: "Причины курения ".

2.

Последствия курения для человека.

Анкета "Школа и курение подростков". Социальные последствия курения для общества и семьи.

3.

У меня такой характер.

Лекция: "Характер, его черты и особенности".

4.

Психология привычки.

Психологические механизмы формирования привычек. Тест "Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?"

5.

Психология привычки.

Анализ результатов теста "Почему вы курите?" Пути избавления от вредных для здоровья привычек.

6.

Вещества, вызывающие зависимость.

Мифы о пользе курения. Мозговой штурм, прогнозирование. Индивидуальные факторы риска.

7.

Как отстоять свою точку зрения?

Формы воздействия на человека. Правила убеждения. Ролевые игры. (занятие-практикум)

8.

Как отстоять свою точку зрения?

Правила формулировки отказа другому. Ролевые игры.

(занятие-практикум)

9.

Алкоголь и его последствия.

История появления алкоголя. Алкоголизм - безнравственное явление нашей жизни. Последствия употребления алкоголя.

10.

Вот задача для ребят - кто же в этом виноват?

Ролевая игра - представление. Определение реального виновника употребления алкоголя.

11.

Правила жизни.

Лекция: "Духовные потребности и цели человеческой жизни".

12.

Здоровое питание.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию личной позиции по отношению к курению.

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию умений социальной коммуникации. Ролевая игра "Как заводить друзей".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию умения свободно присоединяться к той или иной группе и по необходимости покидать её без проявления стрессового состояния.

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию креативности личности. Проигрывание известных сказок.

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Тренинг по формированию уверенности в себе. Разбор ситуации. Упражнение "Теперь и потом".

Раздел 3. 7-ые классы.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни

Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Способы повышения самоуважения.

2

Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни

Ролевая игра "Самоуважение и самоутверждение". Связь самоуважения и здорового образа жизни. . (занятия-практикумы)

3.

Анатомические и физиологические аспекты курения.

Анкета "Что вы знаете о вреде курения". Влияние табачной смолы на дыхательную систему человека.

4.

Физиологические последствия курения.

Эксперимент: "Влияние табачной смолы на живую ткань и физиологические последствия курения".

5.

Курение как угроза здоровью.

Анализ исследовательской деятельности учащихся: "Заболевания, вызываемые курением. Последствия курения у женщин".

6.

Кратковременные и длительные последствия курения.

Анализ результатов исследовательской деятельности: "Кратковременные и длительные последствия курения".

7.

Вы рискуете своими лёгкими.

Игра-шоу.

8.

Портрет курильщика. (занятие-практикум)

Анкета "Портрет курильщика". Анализ результатов анкетирования. Распространённость курения.

9.

Кого же обвинить и как нам быть?

Ролевая игра-представление. Определение реального виновника курения.

10.

Пьянство и алкоголизм - явления безнравственные

Причины употребления алкогольных напитков. Пьянство и алкоголизм. Анкетирование.

11.

Человек, продли свой век! (игра-представление)

Анкетирование. Анализ результатов анкетирования.

12.

Правильное питание: режим, продукты.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению режима питания.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Мышка без норки". Защита фантастических проектов. Заключительное слово.

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Самоописание". Упражнение "В мастерской скульптора". Упражнение "Теперь и потом".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Игра - драматизация на куклах. Групповое обсуждение "Подумай о других".

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Сыграем спектакль". Обсуждение отрывка из книги Б.М. Теплова "Ум полководца". Обсуждение пословиц.

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Конкурс ораторов". Упражнение "Невербальная коммуникация". Упражнение "Мощная бомбардировка".

Раздел 4. 8-ые классы.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Культура наших потребностей.

Разнообразие человеческих потребностей. Тест "Достаточно ли ты активен?" Тест "О чём говорят ваши инициалы?"

2.

Наше здоровье и болезни.

Психические и физические возможности человека. Сохранение здоровья. Тренинг социальных навыков. Тест "Добры ли вы?"

3.

Принятие решения и влияние среды.

Манипуляции и психологическое давление группы. Самооценка. Приёмы манипулирования. Самоманипуляции.

4.

Принятие решения. (занятие-практикум)

Упражнение "Что мне нравится в себе самом". Связь между курением и недостатками характера.

5.

"Курильная опера".

(ролевая игра)

Ролевая игра "Пробка", обсуждение. Пять техник конструктивного сопротивления. Пассивная защита.

6.

Здоровье и выбор образа жизни.

Игра "Остров мечты". Факты в защиту жизни: курение и рак, табак и сердце.

7.

Здоровье и выбор образа жизни.

Шкала здоровья. Курение и болезни. Гангрена ног. Табак-пособник язвы. Курение и потомство.

8.

Как бросить курить? (занятие-практикум)

Ролевые игры. Составление программы избавления от курения. Советы психолога Юрия Горного.

9.

Алкоголизм и его социальные последствия.

Лекция: "Разрушительное действие алкоголизма на все сферы жизни человека". Викторина.

10.

Эта "белая смерть".

Опасные последствия первого употребления наркотических веществ.

11.

Новые "мании" и проблемы.

Киберзависимость и игромания. Причины возникновения зависимостей и пути их преодоления. Тест на игроманию.

12.

Современное питание. Заблуждения и мифы.

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению правил здорового питания

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Весёлые животные". Упражнение "Я - старший". Игра "Полёт в космос".

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Зеркало". Упражнение "Новое и хорошее в моей жизни сегодня". Упражнение "Исполнение желания".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Ролевая игра "Интервью". Планирование "С чего начать". Упражнение в парах "Придумайте стимул".

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Коллективное составление правил дискуссии. Ролевая игра "Убеждение".

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Цветок". Обсуждение связи хронофагии и курения. Упражнение в парах "Скажите другим "нет".

Раздел 5. 9-ые классы.

Тема занятия.

Содержание.

1.

От пороков до недугов.

Порочность лени и бездеятельности, зависти и ненависти, ревности, трусости, пьянства, гнева и злости, лживости и клеветы, грубости, курения, наркомании.

2.

Секреты продления жизни.

Слагаемые здорового образа жизни. Мнения великих людей по вопросам сохранения здоровья и долголетия.

3.

Психология влияния группы.

Ролевая игра "Влияние сверстников". Лекция: "Конформизм и его разновидности. Причины подчинения человека".

4.

Компания "Нет - курению!"

Составление плана мероприятий школы по борьбе с курением. Создание рубрики "Письмо сверстнику".

5.

"Да здравствует чистый воздух!"

Физические последствия отказа от курения. Практические советы тем, кто решил бросить курить. (занятие практикум)

6.

Письмо сверстнику.

Обсуждение вариантов ответов на письма курящих сверстников. Написание писем курящему сверстнику.

7.

Психология воздействия рекламы.

Механизмы воздействия рекламы на человека. Факторы воздействия: познавательный, эмоциональный, поведенческий.

8.

Реклама курения.

Приёмы рекламы курения и уловки рекламодателей. Реклама и закон.

9.

Истоки здоровья.

Лекция подготовленная учащимися: "Социальная ценность здоровья и в чём она заключается".

10.

Факторы развития пьянства и алкоголизма.

Психические и биологические факторы, влияющие на предрасположенность организма к пьянству и алкоголизму.

11.

Хозяин судьбы.

Аналог телеигры "Кто хочет стать миллионером".

12.

Основные принципы здорового питания.

Лекторий, проводимый учащимися. Практическая работа по составлению принципов здорового питания.

13.

Тренинг здорового образа жизни.

Проективная деловая игра, создание клипа "Мы выбираем здоровый образ жизни".

14.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Самопознание". Работа по группам "Связь эмоций и здоровья".

15.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Оживление портрета". Ролевая игра "Попустительство и вмешательство".

16.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Здравствуйте". Мозговой штурм (разработка бизнес-плана "ЗОЖ".) Упражнение "Мудрость".

17.

Тренинг здорового образа жизни.

Упражнение "Скульптура в подарок". Рецепты улучшения душевного состояния. Работа по подгруппам "Угадайка".

Модуль __. Методические приёмы работы с родителями по формированию культуры общения родителей и детей, формированию у родителей установки на здоровый образ жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей.

Тема занятия.

Содержание.

1.

Вредные привычки и их последствия.

Лекция: "Вредные привычки и их последствия. Причины появления вредных привычек у детей".

2.

Ведём детей по ступенькам нравственности.

Практикум для родителей.

Лекция: "Основные нравственные аспекты семейного поведения". Инсценировка по мотивам сказки "Каждый своё получил".

3.

Курение и его последствия.

Лекция: "Последствия курения, опасность пассивного курения". Тест "Подвержены ли вы стрессу?"

4.

Курение, алкоголизм и развивающийся организм.

Проблемы курения и алкоголизма в современном обществе. Причины и мотивы приобщения к ним подростков. Разрушительное воздействие табака и алкоголя на развивающийся организм.

5.

Круг общения подростка и его влияние на формирование нравственного поведения.

Лекция: "Специфика общения подростка со сверстниками и взрослыми. Окружение подростка, образ его мыслей, поведения".

6.

Нравственные законы нашей семьи.

(форум детей и родителей)

Лекция: "Значимость нравственного воспитания детей в семье". Отрицательные моменты собственного воспитания - обмен мнениями.

7.

Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.

(практикум)

Сообщение психолога по теме: "Роль, предопределяемая для ребёнка взрослыми". Тест "Какой вы воспитатель?" практикум "Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали".

8.

Курить или не курить?

Табакокурение: историческая справка. Влияние курения на организм человека.

9.

Подросток и наркотики.

Лекция: "Причины и последствия наркомании".

10.

Психофизическое развитие подростков.

Выступление психолога и классного руководителя. Памятки для родителей.

11.

Досуг современного подростка.

Анкета "Где, с кем и как ты проводишь свободное время. Лекция: "Досуг современного подростка".

12.

Проблемы и успехи семейного воспитания.

Лекция: "Методы и приёмы семейного воспитания. Причины неудач семейного воспитания".

13.

Знание - основа воспитания.

Лекция: "Особенности формирования личности подростка".

14.

Дисциплина и управление детьми.

Обмен опытом по проблемам воспитания. Отрицательные последствия манипулирования.

15.

Средства и методы воспитания.

Лекция: "Методы и приёмы семейного воспитания".

16.

Вредные привычки и их последствия.

Вредные привычки и их последствия. Причины появления вредных привычек у детей и подростков.

17.

Вредные привычки подростков и их профилактика.

Лекция: "Вредные привычки, механизм привыкания". Анкета "Шкала алкоголизации".

18.

Проблема взаимоотношений родителей и подростков. Авторитет родителей.

Лекция: "Проблема родительского контроля. Типичные конфликты между родителями и подростками. Последствия ошибок семейного воспитания".

19.

Алкоголь - наш общий враг.

Лекция: "Опасные последствия алкоголизма, причины привыкания".

20.

Женский алкоголизм.

Лекция: "Важность влияния здорового семейного микроклимата на процесс антиалкогольного воспит.".

21.

Наркомания: признаки, причины, последствия.

Выставка рисунков "Мы выбираем жизнь". Выступления специалистов.

22.

Наркомания - шаг в бездну.

Лекция: "Симптомы употребления наркотиков. Проблемы, связанные с употреблением наркотиков".

23.

Уберечь детей от киберзависимости и игромании.

Лекция: "Новые зависимости и возникшие в связи с этим проблемы.".

24.

Здоровый образ жизни.

Лекция: "Информация по проблемам здорового образа жизни. Методика семейного воспитания ".

25.

Подросток в мире вредных привычек.

Работа с отрывками из произведения Д. Лондона "Джон - Ячменное зерно" (чтение, высказывание мнений). Ролевые игры.

26.

Телевидение и пятиклассник.

Лекция: "Достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором. Влияние телепередач на формиров. характера и познавательной сферы учащихся".

27.

Компьютер в жизни школьника.

Лекция: "Опасности увлечения компьютером. Значение компьютера в развитии интеллекта".

28.

Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Лекция: "Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.".

29.

Курение и статистика.

(обмен мнениями)

Анализ фактов и статистика по проблеме. Чтение сочинений учащихся "Монолог курильщика".

30.

СПИД - реальность или миф?

Лекция: "История СПИДа и общемировые тенден-ции. Стадии ВИЧ-инфекции, пути распространения".

31.

Наркомания. Что о ней нужно знать?

Показ видео сюжетов. Выступление специалиста-нарколога. Обмен мнениями родителей.

32.

Целенаправленная организация свободного времени в семье.

Лекция: "Свободное время и его роль в развитии познавательной активности, художественного и технического творчества, физических качеств подростка".

33.

Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки.

Лекция: "Типы подростков - правонарушителей. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Бездуховность жизни семьи как одна из причин правонарушений".

34.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка.

Лекция: "Авторитет, виды авторитета". Рекомендации по формированию авторитета родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательная программа "Новое поколение"

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания "Новое поколение" является воспитание духовно-нарвственного развития ребенка, т. е. форирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинн...

Программа воспитательной работы "Поколение NEXT"

Программа воспитательной работы расчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс). Определены цели задачи, этапы программы....

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Авторская воспитательная программа "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4089614","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...