Внеклассное мероприятие. «Трудовое право для подростков».
классный час (8 класс) на тему

Волкова Зинаида Анатольевна

Конспект внеклассного мероприятия по теме: "Трудовое право".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Трудовое право для подростков»

Задачи урока

1. Дать характеристику трудовых отношений с применением норм трудового права РФ.

2. Ознакомить учащихся с основами трудового законодательства в РФ.

3. Дать возможность практически применить и закрепить знания и навыки, полученные при изучении данной темы.

4. Воспитывать чувство гражданственности, способствовать лучшей социализации подростков.

Цели урока:

Сформировать представление учащихся о трудовых отношениях, регулировании труда несовершеннолетних.

1.Знать, с какого возраста и при каких условиях несовершеннолетние могут начать самостоятельную трудовую деятельность;

2.Иметь представление об особенностях правового регулирования труда несовершеннолетних в отличие от труда взрослых людей;

3.Знать, какие гарантии предоставляет Трудовой кодекс работникам, совмещающим работу с обучением;

4.Понимать важность знаний о трудовых правах несовершеннолетних для личного опыта

5.Уметь анализировать правовые ситуации, прогнозировать их развитие при тех или иных условиях

Оборудование:

3) раздаточный материал:

                               задачи, тесты, извлечения из Конституции РФ и КЗоТ

4) мультимедиа (презентация к уроку)

План урока

I. Вступление

11..Беседа о роли труда в жизни человека и общества.

1.2. Законодательное регулирование труда несовершеннолетних работников.

II. Юридическая консультация- практикум. Решение правовых задач.

III. Положение несовершеннолетних в трудовом праве.

1. Условия труда несовершеннолетних.

IV. Заключение.

В жизни каждому выпадает свой путь, своя судьба. Многое зависит от самого человека, от его желаний, планов возможностей. Немало от внешних обстоятельств, от условий его жизни. Окончив 9 класс, девушка или юноша оказываются перед выбором: учиться дальше или начинать самостоятельный трудовой путь. Есть и третий вариант — поступить на работу и продолжать учиться вечером.

Вы прекрасно понимаете, чтобы достойно жить, нужно работать!

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями регулирования законом труда несовершеннолетних. Кто же такие несовершеннолетние? Слайд 1, 2, 3, 6.

Откуда мы с вами будем узнавать о нормах трудового права?

Конституция, КЗоТ,  —  эти документы называются источниками права. Слайд 7.

В данном случае нам предстоит познакомиться с положениями Конституции и Отдельными статьями Кодекса Законов о труде и решать практические задачи.

Как вы думаете, почему мы будем с вами обращаться только к этим документам?

Конституция — это основной закон государства и в ней содержаться общие положения,

КЗоТ— основной свод законов, регламентирующий отношения в сфере трудовой деятельности.

Что бы узнать об особенностях правового положения несовершеннолетних работников, мы должны изучить основные правовые документы.

Перед вами на столе находятся извлечения из первоисточников.

В каком документе указаны наши права? – в конституции

1. Приступаем к изучению статьи 37 текста Конституции.

1.  Внимательно читаем статью №37 Конституции РФ. Определяем на что каждый человек имеет право и составляем кластер «Человек, и в том числе подросток, имеет право на…»

Ст.37.  Работая с текстом, отметьте права и гарантии, подчеркните их, которыми обладает каждый человек согласно Конституции, составьте кластер.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещён.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы...

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Так какими же правами согласно статьи З7 Конституции обладает каждый человек?

(Сравнение кластеров у ребят и на моей презентации. «Имеет право на»…) Слайд 8.

2. Решение правовых задач. Со статьями КЗоТ.

Ребята готовились к этому внеклассному мероприятию и делали презентации. Кирилл подготовил презентацию, где подросткам запрещается работать. Защити презентацию.

Свою работу он закончил кластером. Опираясь на него, давайте решим несколько правовых задач. Слушайте внимательно. Кирилл,  оценивай правильность решения этих задач. Слайд 9.

№ п/п

Задача

Возможный ответ

1.

Сергею 17лет, он хотел устроиться на работу на ликероводочный завод экспедитором. Работодатель не принимает его.

Прав ли работодатель?

КЗоТ Ст.265.

Работодатель прав.

Согласно действующему Трудовому кодексу РФ лицам до 18 лет запрещается производить, перевозить и продавать спиртные напитки, табачные изделия, наркотические и токсические средства.

2.

После окончания школы Саша и Ваня устроились работать в шахту подсобными рабочими. Могут ли они там работать, если им еще не исполнилось 18 лет.

КЗоТ Ст.265.

Согласно действующему Трудовому кодексу РФ лицам до 18 лет запрещается работать под землей. Администрация шахты  может быть наказана за противоправные действия.

3.

Паша и Слава учатся в колледже, им по 16 лет. В ночное время они работают сторожами на предприятии. Права ли администрация завода, принявшая подростков на работу.

КЗоТ Ст.268

Администрация поступила неправильно.

Согласно действующему Трудовому кодексу РФ лицам до 18 лет запрещается работать в ночное время.

4.

Во время летних каникул Екатерина хотела устроиться в танцевальную группу одного из ночных клубов нашего города. Администрация клуба ответила отказом, сославшись на то, что ей еще нет 18-ти лет. Правы ли работники администрации ночного клуба?

КЗоТ Ст.265

Администрация ночного клуба права. Согласно ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещается применение труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, перевозки и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, в том числе работа в ночных клубах).

   3. Юридическая консультация.

   Дима Теплов составил презентацию по теме: «Рабочее время подростков.». Сейчас он защитит ее и  выступит в роли юриста.  

1. Приходит к нему Никита с таким вопросом.

Я обучаюсь в школе. После уроков хочу подрабатывать. Сколько часов в день я могут работать, если мне исполнилось 15 лет?

 КЗоТ Ст.94.

Ответ Димы.

Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность ежедневной работы не может превышать 2,5 часа.

2. К Диме обращается Влад с таким вопросом.

Мне 17 лет. В этом году, я заканчиваю школу и хочу устроиться на работу. Какова будет у меня продолжительность рабочей смены?

Ответ Димы.

Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, лицам от 16 до 18 лет продолжительность смены составляет 7 часов.

3. К Диме обращается 15- летний  Алеша.

Я работаю на стройке штукатуром. Моя рабочая неделя длится 36 часов. Мне кажется, что я работаю больше положенного времени. Так ли это?

Ответ Димы.

Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, лицам от 14 до 15 лет продолжительность рабочей недели составляет 24 часа.

  4. Свою презентацию защищает Влад по теме: «Отпуск подростков».

5. Ребята, внимательно посмотрите на слайд 10 и ответьте на мои вопросы.

Мне 17 лет. Я подал заявление о предоставлении  очередного отпуска в летнее время. Начальник отдела, ссылаясь на то, что во - первых, летом и так много сотрудников находится в отпуске он отпустить меня в очередной отпуск не может.                                                Соответствовало ли закону решение начальника отдела?

 Несовершеннолетний Потапов устроился на предприятие «Луч». В распоряжении о приеме на работу с его согласия было указано условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По истечении 3-х месяцев работника уволили, признав  неудовлетворительным результат испытания.                                                                                                                      Правомерно ли был уволен Потапов? Почему?

 6. Свою презентацию защищает Алеша по теме: «Переноска тяжестей вручную».

7. Свою презентацию защищает Никита  по теме: «Медицинские осмотры».

8. Подойдите к экрану, обобщите полученные знания, отвечая по таблице. Слайд 14.

Глядя на эту таблицу, видим, что не совсем точно определены у нас вопросы нормы выработки и заработной платы подростков. Предлагаю всем поработать с КЗОТом, со статьями  270 и 271.                  Сформулировать ответы:

  1. Какие нормы выработки устанавливаются работникам в возрасте до 18лет?
  2. Как оплачивается труд работников в возрасте до 18 лет?

Ребята, сейчас мы  вами определили основные льготы несовершеннолетних.                       Предлагаю поработать с тестом, отмечая правильные ответы  точками или галочками.

7. Тест по теме: «Льготы несовершеннолетних» Слайд 9, 10, 11, 12, 15.

1. Подростки могут работать на строительстве зданий?

2. Подростки могут работать на строительстве метро?

3. Подростки 16-ти летние могут переносить тяжести в 50 килограмм?

4. Девочки 15-ти летние могут поднимать тяжести в 5 килограмм?

5. Могут быть приняты подростки на работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами?

6.  Могут быть приняты подростки на работу, выполняемую вахтовым методом.

7. Могут быть приняты подростки на работу без медицинского осмотра?

8. Несовершеннолетним предоставляется отпуск длительностью 28 календарных дней?

9. Оплата труда работников в возрасте до 18 лет производится пропорционально отработанному времени?

10. Продолжительность рабочего времени подростков от 16 до 18 лет 36 часов?

За неправильных 2 ответа – оценка 4, за неправильных 4 ответа – оценка 3. сравните с ответами на слайде. Слайд 16.

Вы сегодня хорошо поработали на уроке, многое узнали. Сейчас я хочу задать вам вопрос – хотели бы вы работать?

9. Какие у вас требования к предполагаемой работе? Слайд 17.

Работа должна:

  • - хорошо оплачиваться
  • - удобный график, работа в свободное время
  • - быть интересной
  • - не очень тяжелой
  • - безопасной.

Правильные желания. Но, только, в каком случае, вы можете получить такую работу?

10. Проект резолюции урока. Слайд 18.

  • Подросткам важно знать и уметь пользоваться своими трудовыми правами, как при трудоустройстве, так и после приема на работу.
  • Подросткам нужно получать образование, так как это шанс получить интересную и престижную работу в будущем.
  • Подростку необходимо обладать не только профессиональными, но и коммуникативными навыками.
  • При выборе профессии необходимо познакомиться и учесть положение на рынке труда.
  • Чтобы решать кадровые вопросы государства, нужно привлекать в производство молодежь.

11. Оценивание ответов.

Тест по теме: «Льготы несовершеннолетних»

1. Подростки могут работать на строительстве зданий?

2. Подростки могут работать на строительстве метро?

3. Подростки 16-ти летние могут переносить тяжести в 50 килограмм?

4. Девочки 15-ти летние могут поднимать тяжести в 5 килограмм?

5. Могут быть приняты подростки на работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами?

6.  Могут быть приняты подростки на работу, выполняемую вахтовым методом.

7. Могут быть приняты подростки на работу без медицинского осмотра?

8. Несовершеннолетним предоставляется отпуск длительностью 28 календарных дней?

9. Оплата труда работников в возрасте до 18 лет производится пропорционально отработанному времени?

10. Продолжительность рабочего времени подростков от 16 до 18 лет 36 часов?

Тест по теме: «Льготы несовершеннолетних»

1. Подростки могут работать на строительстве зданий?

2. Подростки могут работать на строительстве метро?

3. Подростки 16-ти летние могут переносить тяжести в 50 килограмм?

4. Девочки 15-ти летние могут поднимать тяжести в 5 килограмм?

5. Могут быть приняты подростки на работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами?

6.  Могут быть приняты подростки на работу, выполняемую вахтовым методом.

7. Могут быть приняты подростки на работу без медицинского осмотра?

8. Несовершеннолетним предоставляется отпуск длительностью 28 календарных дней?

9. Оплата труда работников в возрасте до 18 лет производится пропорционально отработанному времени?

10. Продолжительность рабочего времени подростков от 16 до 18 лет 36 часов?

1. Приходит к нему Никита с таким вопросом.

Я обучаюсь в школе. После уроков хочу подрабатывать. Сколько часов в день я могут работать, если мне исполнилось 15 лет?

 КЗоТ Ст.94.

Ответ Димы.

Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой в возрасте от 14 до 16 лет продолжительность ежедневной работы не может превышать 2,5 часа.

2. К Диме обращается Влад с таким вопросом.

Мне 17 лет. В этом году, я заканчиваю школу и хочу устроиться на работу. Какова будет у меня продолжительность рабочей смены?

Ответ Димы.

Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, лицам от 16 до 18 лет продолжительность смены составляет 7 часов.

3. К Диме обращается 15- летний  Алеша.

Я работаю на стройке штукатуром. Моя рабочая неделя длится 36 часов. Мне кажется, что я работаю больше положенного времени. Так ли это?

Ответ Димы.

Согласно Трудовому кодексу РФ для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, лицам от 14 до 15 лет продолжительность рабочей недели составляет 24 часа.

. Приступаем к изучению статьи 37 текста Конституции.

1.  Внимательно читаем статью №37 Конституции РФ. Определяем на что каждый человек имеет право и составляем кластер «Человек, и в том числе подросток, имеет право на…»

Ст.37.  Работая с текстом, отметьте права и гарантии, подчеркните их, которыми обладает каждый человек согласно Конституции.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещён.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального  размера  оплаты  труда, а также право на защиту от безработицы...

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему,  по трудовому договору  гарантируются  установленные федеральным  законом  продолжительность рабочего  времени,  выходные и  праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по праву "Знаешь ли ты право?"

Разработка внеклассного мероприятия по праву в 8-11 классах. Цели мероприяти: заинтересовать учащихся в изучении дополнительной литературы по правоведению, воспитать чувство уважения к закону, праву....

Внеклассное мероприятие "Наши права"

Презентация может быть использована как внеклаасное мероприятие , так и тема классного часа.Она  знакомит учащихся с основными правами человека в игровой форме, доспутной для младших и средних кл...

Внеклассное мероприятие по правам ребенка.

Внеклассное мероприятиеПрезентация  " Конвенция о правах ребенка"...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

Сценарий внеклассного мероприятия " Трудовое законодательство"

У каждого человека наступает такой период, когда возникает вопрос: куда идти работать. С этим сталкиваются все в свое время. Но что нужно знать каждому из нас для поступления на работу? В каких источн...

Внеклассное мероприятие "Трудовой Турнир"

Конкурсное мероприятие между учителями трудового обучения и учениками. Цели: закреплять на практике полученные знания и умения по трудовой подготовке; показать достигнутые результаты;Развива...

Сценарий внеклассного мероприятия для детей и подростков с ОВЗ «Дарите людям доброту» к всемирному Дню Доброты

Доброта - улыбка, детский смех, это здоровье и успех.Доброта - это всё хорошее, доброе, красивое.Доброта - это отзывчивость, стремление сделать добро другим.Добрый человек - это тот, кто люб...