Родительское собрание
материал (8 класс) на тему

Трикоз Елена Федоровна

Ребенок и языковая среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_trikoz.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Родительское собрание

«Ребенок и языковая среда»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

МАОУ «СОШ №7»

Трикоз Е.Ф.

г. Когалым, 2015 год

Цели и задачи:

  1. Предложить учителям и родителям некоторые элементы методики работы по воспитанию негативного отношения к бранным словам.
  2. Формировать элементарное противоядие в душах подростков и их родителей.
  3. Нейтрализовать жаргонную лексику в речи ребёнка.
  4. Содействовать воспитанию чистоты разговорной речи.

Прогнозируемый результат:

  1. Осознание родителями, что присутствие и употребление непристойной лексики тормозит развитие мышления, речи и общей культуры ребёнка.
  2. Желание родителей участвовать в «оздоровлении» речи ребёнка.

Форма проведения:

Беседа, диалог учителя с родителями, дискуссия и выступления родителей.

Подготовительная работа.

  1. С учащимися класса проводится анкетирование с целью выявления среды общения.
  2. Работа по лексикологии.
  3. Выявление эмоционального восприятия слова.  

Оформление:

  1. На доске записана тема родительского собрания «Ребенок и языковая среда"

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы

И страданья,

Наш дар бессмертный – речь.                  

Высказывание И.С.Тургенева

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и прекрасный русский язык…»

  1. Оформлена выставка рисунков ребят.
  2. Наглядный лексический словарь учащихся
  3. Музыкальное оформление: звучат фрагменты из песен «Я знаю три матерных слова» и «Моя мама варит кофе. Подождём твою мать», песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

Звучит звукозапись фрагментов песен «Я знаю три слова…» и «Моя мама варит кофе…»

Наверное, Вас, уважаемые, очень удивило, что звучит песня, в которой некоторые слова «режут» уши? Это вполне объяснимо. Речь пойдёт о языковой среде учащихся, о культуре речи и общения наших детей.

Мы говорим на русском языке. Он очень богат. Л.Н. Толстой в своё время писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…».

Но, к сожалению, в нашем языке кроме красивых и звучных слов встречаются довольно часто «сорняки».

О необходимости работы по формированию культуры речи в настоящее время много говорят и пишут, и для этого есть серьёзные причины.

Родителям были предложены вопросы:

  • Как Вы считаете, ваши дети употребляют в речи бранные слова? Если да, то что является источником их познания?
  • Какой вред детям может нанести обильное употребление этих непристойных слов?

Общие мнения родителей определились в следующем:

  1. Почти все дети класса употребляют в речи бранные слова. Источником их познания является общение с друзьями, семья, школа, печатные издания и телепередачи. В настоящее время бранная речь «льётся» в уши. Эти слова знают все от мала до велика, но официально они являются принадлежностью пассивного словаря человека, хотя жизнь постоянно доказывает обратное.
  2. Употребление непристойных слов тормозит развитие детской речи, не способствует формированию полноценной личности. Ребёнку, слышащему и употребляющему бранное слово, трудно при ответах на уроках подобрать общеупотребительные хорошие слова. Он с большим трудом пересказывает тексты, затрудняется придумать предложение, часто возникают конфликты при общении в семье, друг с другом.

Для продолжения разговора была рассказана история.

По двору идёт старушка и ругает внука – мальчика лет восьми. Он шагает, понурив голову и шмыгая носом. Брань слышна хорошо, и она так не вяжется с благообразным обликом бабушки. Прохожие делают пожилой женщине замечание: «И как вам не стыдно! Ведь с ребёнком же разговариваете!». Старушка не теряется, а переходит в контрнаступление: «Да на оболтуса никакой управы нет! А что он этих слов не знает, что ли?».

Каково восприятие родителей?

- До чего люди дожили, если женщина, которой, казалось бы, самой природой предназначено быть хранительницей нравственности, опускается до подобного сквернословия.

А вот следующая история.

Идёт по улице молодая мама и на чём свет ругает несмышлёныша, используя лексикон подворотни. Не становится ли страшно за малыша, который буквально с «молоком матери» поглощает эту словесную отраву, страх за мать, к которой вернутся эти злые слова, усиленные и смачно одобренные «многоэтажностью» от великовозрастного сына или подросшей дочери? «Оглянись во гневе» - советуют мудрецы. «Проглоти слово» - говорят опытные.

- Не секрет, что наша жизнь день ото дня становится всё сложнее и сложнее. Порой очень хочется после всех неудач и передряг ввернуть слово покрепче. Многие так и делают.

Вот что рассказала одна ученица:

«Я не буду рассказывать о своём классе, где все, за редким исключением, выражаются так, что слышать не хочется. Я расскажу о семье. Родители и со мной и между собой изъясняются весьма упрощенным языком, употребляя выражения, которые режут слух».

-Может ли человек в хорошем настроении, довольный окружающим и собой, браниться?

-Конечно, нет. Бранятся люди, когда сильно обижены, огорчены, разозлены. А если задуматься, не являются ли дети причиной плохого настроения родителей: не помогали, не слушались, забыли сделать порученную работу, просто капризничали.

-Наверно, такое случалось не раз. У всех родители устают, т.к. работают. У них бывают неприятности и огорчения. Они приходят домой и видят дома беспорядок, в этом случае родители «срываются».  

Вся тяжесть положения в том, что во многих семьях употребляют «лихие» выражения. Они стали привычкой. Этого и надо опасаться всем родителям. Если дети с малолетства не приучены пользоваться сложнейшим языковым механизмом, речь их примитивна и груба. Неужели мы хотим воспитать детей, которые потом, чтобы объясниться с окружающими, будут «корчиться» в безъязыкости, людей, которые смогут в различных комбинациях соединить только бранную лексику, не заботясь о том, как их воспримут?

Вот такими оказались результаты работ учащихся класса по лексикологии.

  1. Было предложено ребятам составить словарь вежливых слов. Их словарный запас составил 10-12 слов. Это слова и выражения, употребляемые нами повсеместно (словарь прилагается)
  2. Ученики объяснили лексическое значение слов – баклан, лох, умный.

В основном многие правильно определили значение и сферу употребления данных слов. (образец прилагается).

Думается, что родителям также интересно узнать об эмоциональной лексике ребёнка, какие ассоциации вызывают у них то или иное слово.

  1. Для работы с ребятами были выбраны слова – мать, блин, фиг, голубой, буфера, олень, козёл, хрен, тёлка.

Родители рассмотрели рисунки ребят и отметили, что в основном ребята правильно передали свои ассоциации на листе бумаги. Вот только почему-то в разговорной речи эти же слова они употребляют совсем в другом значении, часто даже не понимая сказанного.

Возможно, многие ребята выражают таким образом эмоции положительные: одобрение, восторг, изумление и даже нежность. При намерении оскорбить нецензурные слова используются не в их прямом значении. Например, недавно ученик назвал девочку из класса стервой. На вопрос: «Что это означает? – он ответил, - что она просто дура».

Другая категория ребят употребляет бранные слова всего лишь по той причине, что такой стиль общения принят в среде их общения, или как средство для создания репутации «человека без предрассудков».

Что же делать? Что противопоставить бранному слову в речи подростков?

Прежде всего – устыдиться самим взрослым своей привычке браниться при детях, да и вообще.

Понять, что грязное слово выедает человека с головой, дурно характеризует его. Оглянуться вокруг и увидеть, как отвратительны носители «словесной дряни», к примеру, многие носители-представители творческой интеллигенции, писатели-сатирики и юмористы.

Мы начали работу за очищение нашего общества от всякой скверны, борьбу с пьянством и наркоманией. Не пришло ли время начать борьбу за очищение нашей речи и речи наших детей от грязной словесности.

Ведь если «слова-сорняки» не исчезнут, то канут в лету все сказки, стихи, рассказы, легенды, песни и останутся в русском языке только плохие, режущие слух, обижающие и унижающие всех людей слова.

Исчезнет наш язык, а если исчезнет язык народа, то исчезнет и сам народ.

Так давайте будем любить и беречь от сорняков наш великий русский язык!

Родителей класса заинтересовала тема собрания. Ими было предложено продолжить работу в данном направлении с учащимися класса и с родителями. Ознакомить с этимологией «слов-сорняков», с их лексическим значением, сферой употребления, воспитывать к слову определенное отношение.

Для совместной работы привлекать родителей, психолога, социального педагога.

Звучит звукозапись песни Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Классный руководитель читает стихотворение Э.Асадова «О скверном и святом».

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным  – давно,

Но в первый раз ведь было кем-то где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной;

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани Площадной!

И пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие, взяли, подхватили.

И понесла сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

А только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова,

И всё же трудно попусту понять,

Что слово «Мат» идёт от слова «Мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Но как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звание людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!  

Тезисы к работе

       Данная работа представлена в виде опыта проведения классного родительского собрания. Предложены некоторые элементы методики работы по воспитанию негативного отношения к бранным словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....