Организация самоуправления в классе
материал по теме

Кобринская Ольга Павловна

Данный материал представляет  некоторые рекомендации из опыта работы воспитателя по организации самоуправления в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоуправление. Из опыта работы Кобринской О.П.

Самоуправление – необходимый компонент современного воспитания.

Его цель в современных условиях – адаптация воспитанников   к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

           Самоуправление способствует личностному росту воспитанников, развитию их ответственности и самостоятельности.

           Наиболее успешным, на мой взгляд,  является  разно уровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности воспитанников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

       Самоуправление способствует раскрытию воспитанников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и  страны

       Высшим органом самоуправления является собрание воспитанников класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.

 Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играет классный руководитель, который заинтересован, в том, чтобы его воспитанники стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее.

Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не воспитанники  для самоуправления, а самоуправление для воспитанников; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни классного  коллектива   и помогает создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений.

Приведу пример коллективного планирования. Для него я использую

методику «Древо желаний».

Воспитанникам  раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

     - в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;

     - в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь;

     - какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы мне, классному руководителю, а я использует эти пожелания при планировании воспитательной работы в классе.  

      Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе – организация совета дела (инициативной группы).

В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.

Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.

Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы.

Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.

Кадеты включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного.

В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все воспитанники.

После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной оценки проведённого дела.

        Таким образом, смысл кадетского самоуправления заключается не в управлении одних воспитанников другими, а в обучении всех кадет основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Очень часто я повторяю своим воспитанникам следующие слова, которые, к сожалению, не знаю, кто написал:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

 Будь маленьким деревцем в долине.

 Но только самым лучшим деревцем.

 Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

 Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

 Если не можешь быть кустиком.

 Если ты не можешь быть китом,

 Будь самым красивым окунем в озере!

 Если ты не можешь быть капитаном,

 Кто-то должен быть и матросом.

 Для всех найдётся работа на корабле жизни,

 Только найди своё дело.

 Если ты не можешь быть солнцем,

 Будь звездой на небе,

 Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!

:  Организация   ученического самоуправления:

1.      Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2.      Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3.      Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4.      Вырабатывает правильное отношение к критике.

5.      Создает условие для проявления и развития способностей каждого кадета.

6.      Дает возможность четко и  качественно организовать работу в классе, училище.

 

         Смысл кадетского самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

             

                                       3.Структура кадетского самоуправления.

 

Первый уровень

Классное, ученическое самоуправление

Собрание класса

Совет учащихся класса

Классные ученические комиссии:

1.Наука и образование (учком)

2Порядок.(староста)

3.Спорт и здоровье.

4.Досуг.

5.Пресс-центр.

6. Экология и мы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоуправление. Из опыта работы Кобринской О.П.

Слайд 2

коллективное планирование организация в классе временных советов дел поочерёдное выполнение обязанностей дежурного коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Самоуправление - это стиль жизни классного коллектива

Слайд 3

в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь какие мероприятия надо провести в классе обязательно М етодика « Древо желаний ».

Слайд 4

Совет дела (инициативная группа), создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих. Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия. Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и материалов, которые необходимы для реализации программы. Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения. Кадеты включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и совет дела помогают им в реализации намеченного. В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все воспитанники. Организация совета дела ( инициативной группы ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоуправления в классе. Акция

материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...

Организация самоуправления в классе.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формиров...

Организация самоуправления в классе.

Презентация классного часа. Конкурсная работа: "Я- классный руководитель". Этот классный час - результат длительной подготовительной работы....

Статья "Роль деятельности классного руководителя при организации самоуправления в классе"

Статья о проблемах  при организации самоуправления в классе...

Организация самоуправления в классе

Конспект классного часа "Выбор актива класса"....

Благодарность родительскому комитету и родителям в организации самоуправления в классе

Документ Microsoft Word - благодарность  классного руководителя  родительскому комитету и родителям в организации самоуправления в классе. Статья в районной газете  "Бурлинская газ...

презентация Проблемный семинар для классных руководителей «Организация самоуправления в классе»

Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающ...