Классный час "Выбор професссии"
методическая разработка (9 класс) на тему

Анастасия Калинина

Как сложно детям сделать выбор своего будущего-ведь от выбора профессии очень многое зависит. Классный час на тему выбор профессии поможет подросткам обпределиться с направлением выбора своей прфоесссиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Модуль  № 4 .

Контрольная работа №2

Методическая разработка:

Классный час – дискуссия  на тему

 «Какие бывают профессии».

Разработала:                                                                     педагог-организатор

МОУ «Куриловская гимназия»

Калинина Анастасия Игоревна.

Москва 2017 год.

Аннотация:

В данной методической разработке  представлен классный час в виде дискуссии о профессиях, дано разъяснение и рекомендации для подростков о выборе специальности, о важности и полезности любой профессии.

В  разработке классного часа уделяется внимание выбору самого ребенка, его характеру и социальной активности, что поможет в дальнейшем подростку определиться в какой сфере ему необходимо искать себя, своё призвание.

В методической разработке также представлен тест для выявления сферы  будущей профессии, который поможет определиться как минимум с направлением будущей трудовой деятельности.

Цель: направить подростков в определении с выбором профессии, помочь осознать, какие знания и умения пригодятся в жизни, ценить и уважать любой труд.

Содержание:

  1. Введение. Стр.3.
  2. Основная часть. Стр.5.
  3. Заключение. Стр. 10.
  4. Рефлексия. Стр. 10.
  5. Список литературы. Стр. 11.

  1. Введение.

Все профессии нужны…

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Галактионова К.

- Одной из важных задач 14-15 летнего возраста является выбор будущей профессии. Уже после 9 класса ребята сделают свой выбор: определятся, будут ли они продолжать обучение в школе, либо поступать в средне-специальные учебные заведения, а может быть,  кто-то уже пойдет работать.

Уже к моменту перехода в 9 класс  вы должны быть готовыми к взрослой жизни, определиться хотя бы с направлением, по которому хотите дальше развиваться, осознать, что вас увлекает и с чем бы вы связали свою будущую профессию.

- Ребята, давайте порассуждаем, как лучше выбрать профессию? От чего нужно отталкиваться, как вы сами считаете? Может быть, нужно выбирать ту профессию, которая в моде сейчас? А может кто-то считает, что  при выборе будущей профессии нужно отталкиваться от ваших интересов?

(Ответы детей).

- За последние годы в нашей стране появилось множество новых, неизвестных ранее профессий: копирайтер и рерайтер, web-дизайнер и медиапланер, промоменеджер и мерчандайзер, продюсер и арт-директор, логистик и тренинг-менеджер, супервайзер и спичрайтер.

А какие модные профессии вы знаете? Может те, что на слуху? То, что мы видим и слышим с экрана ТВ, с монитора компьютера, с экрана смартфонов и планшетов?

Давайте попробуем обсудить множество профессий. Как вы считаете,  любая ли профессия нужна?

Слышала от некоторых детей, что дворники и слесари не нужны… А вы как считаете? (Ответы детей).

Казалось бы - мелочь. Ну что дворник-дворник подмёл и всё… А слесарь закрутил болтик на капающем кране… Но ведь если дворник не подмел улицу, то на улице грязно, а если без слесаря сам закрутишь кран, а вдруг не правильно (или не тот), может случиться потоп?

Все профессии, важны. Даже те профессии, которые мы с вами, возможно и не замечаем. Или не придаем значения труду некоторых людей. Ведь без тех людей, чей труд нам кажется, совсем незаметным и незначительным порой, не сложилась бы наша обычная жизнь…

«Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу».
Уильям Федер

Лифтёр, дворник, портной, повар…  Любая профессия – это прежде всего труд, это старания.  Благодаря многим «незаметным» людям с их «небольшим» вкладом и состоит наша общая жизнь, повседневная рутина.

  1. Основная часть.

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Апшерони А.

- Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие - база вашей дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии.

- Ребята, давайте подумаем, как же выбрать профессию по душе. Так, чтобы потом не разочароваться, проучившись на специалиста и проработав пару лет?

- Как выбирать то, что будет вашей работой, заработком в будущем?

(Ответы детей.)

- Знаете, есть такое высказывание «Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платит  Кэтрин Уайтхорн

- Вы согласны с данным высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

(Ответы ребят. Обсуждение).

- Профессия - дело индивидуальное. Предположим, человек еще не сделал свой выбор. Вариант «институт рядом с домом» достаточно рискован. Во-первых, можно иметь смутное представление о предстоящей профессии. Например, архитектор, кроме истории искусств архитектуры, дизайна, изучаются техническая механика, архитектурно-строительная физика, сопромат и другие не очень веселые дисциплины. Во-вторых, профессия может просто не понравиться, не подойти по характеру. Например, не всякий человек согласится иметь нестабильный заработок, как у людей «свободных» профессий: реставраторов, художников, копирайтеров,  рекламных агентов, агентов по продаже товаров, спичрайтеров, моделей.

Один из самых трудных вопросов – это правильно выбрать профессию. Быть может этот тест вам поможет в этом.

Существует пять типов профессий:

  1. Если главный, ведущий предмет вашего труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» - «человек — природа».
  2. Если главный, ведущий предмет вашего  труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии - это будет тип «Т» - «человек - техника».
  3. Тип «3» - «человек — знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
  4. «Ч» - «человек — человек». Для этого типа профессии главным  предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей. Т.е. общение с людьми.
  5. Тип «X» - «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.

- Итак, начнем. Если соглашаетесь, пишете единицу, если нет – ноль.

  1. Легко ли я вступаю в общение с новыми людьми (Ч)
  2. Охотно ли помогу что-нибудь мастерить (Т)
  3. Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (Х)
  4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (П)
  5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить (З)
  6. Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь.(Ч)
  7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями).(П)
  8. Делаю мало ошибок в письменных работах. (З)
  9. Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. (Т)
  10. Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства. (Х)
  11. Охотно читаю о растительном (или животном) мире. (П)
  12. Активно участвую в художественной самодеятельности (Х)
  13. Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. (Т)
  14. Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это. (З)
  15. Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими. (Ч)
  16. Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой. (Т)
  17. Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди. (Х)
  18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными). (П)
  19. Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. (Ч)
  20. Почти никогда ни с кем не ссорюсь. (Ч)
  21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. (Т)
  22. Без особого труда усваиваю иностранные слова. (З)
  23. Я часто помогаю незнакомым людям. (Ч)
  24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием (Х)
  25. Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их.(П)
  26. Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов. (Т)
  27. Мне обычно удается убедить сверстников или младших
    в целесообразности того или иного плана действий.(Ч)
  28. Охотно наблюдаю за животными или растениями.(П)
  29. Люблю читать литературу, которую многие считают
    скучной(научно-популярную,    литературно-критическую, публицистику).(З)
  30. Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия, делать как они (Х)

- Теперь подсчитаем баллы и определим, к какому типу вы более склонны.

«П» - агроном, ботаник, садовод, зоотехник, пчеловод, коневод, рыбовод, зоолог, энтомолог, ихтиолог, ветеринар, биохимик, эколог, генетик, лесник, климатолог, геолог, кондитер, океанолог, пекарь, сыродел, обр. рыбы, мелиоратор, животновод.

«Т» - электромонтер, слесарь, радиоинженер, проходчик, горный инженер, трубоукладчик, бурильщик, машинист, каменщик, плотник, технолог, инженер, железнодорожник, водитель, матрос, пилот.

«3» - лингвист, телефонист, машинистка, корректор, нотариус, историк, кассир, бухгалтер, математик, экономист, астроном, физик, фармацевт, конструктор, штурман, инженер-программист, химик, дефектолог, библиограф, почтальон.

«X» - архитектор, дизайнер, скульптор, художник, гравер, искусствовед, модельер, швея, стеклодув, гончар, огранщик, ювелир, переплетчик, фотограф, печатник, артист, композитор, дирижер, музыковед, режиссер, киновед.

«Ч» - учитель, тренер, мед. сестра, врач, арбитр, милиционер, криминалист, следователь, прокурор, адвокат, библиотекарь, гид, методист, воспитатель, продавец, официант, администратор.

- Ребята, этот тест всего лишь показывает ту профессию, к которой вы наиболее склонны. Но как вы считаете, тест вам помог разобраться хотя бы с направлением будущей профессии? Вы согласны с результатами теста?

 (Обсуждение теста).

Вот вам ссылка на сайт, который профессионально помогает определиться с будущей профессией. Дома попробуйте в интернете найти этот сайт. Там много полезных тестов по выбору профессии и склонности к определённому роду деятельности. https://www.ucheba.ru/prof/proforientation/professions

- Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Показываю карточки со словами: ХОЧУ МОГУ НАДО)

- Как объяснить все эти слова?

хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

могу - это все, что мне по силам, по способностям;

надо - это все, что нужно для общества, страны.

- Ребята, как бы вы объяснили эти слова, как они связаны с выбором профессии?

 (ответы детей).

Вместе эти слова составляют формулу осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Соотношение между “хочу” и “могу” - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

  1. Заключение.

- Выбор профессии - жизненно важный вопрос. Он сравним со вторым рождением. Обдумать вопрос будущей профессии нужно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.

Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!

- Дорогие ребята, какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний.

  1. Рефлексия.

- Ребята, какие у  вас остались чувства, эмоции после классного часа?

Вы сделали для себя какие-то открытия, выводы?

Помогла ли вам данная дискуссия понять в какую сторону нужно двигаться в выборе будущей профессии?

  1. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. http://www.liveinternet.ru/users/wenera2010/post170941322 (тест)
  2. В. Л. Леви. «Искусство быть другим. Общение. Понимание». Изд-во: Клуб 36,6.  Москва. 2015 г.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996 г.
  4. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Под ред. Ананьева Е., Белоусовой В. Москва. Аванта+, 2003 г.
  5. «Думайте сами, решайте сами». /Методический отдел ШМЦБ//. – с.Шатрово. – 2007 г.
  6.  Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2000 г.
  7. Сайт, который поможет с выбором профессии. https://www.ucheba.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...