Рекомендации по написанию характеристики учащегося.
статья на тему

Кривошеева Наталья Александровна

Рекомендации по написанию характеристики учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция

1.Начните написание характеристики с общих сведений об ученике. Укажите возраст, менял ли класс, по какой причине. Дайте словесный портрет ребенка.

2.Далее опишите физическое развитие ребенка: общее состояние здоровья, имеются ли хронические заболевания, соответствует ли рост, вес возрастным нормам.

3.Следующий пункт характеристики – условия семейного воспитания школьника. Укажите состав семьи, возраст каждого, профессию, место работы. Опишите жилищные условия: есть ли у ребенка отдельная комната или просто имеется отведенный угол, письменный стол. Напишите про материальную обеспеченность семьи. Также важно сказать и про общую атмосферу взаимоотношений: дружелюбная, конфликтная семья и т.п.

Опишите отношение других членов семьи к школьнику: интересуются его делами, помогают ему или же наблюдается бесконтрольность, полная самостоятельность. А также отношение ученика к членам своей семьи: уважение, желание поддержать или эгоизм, пренебрежение и т.п.

4.Дайте краткую характеристику класса, в котором учится школьник. Укажите количественный и половой состав. Охарактеризуйте успеваемость, дисциплинированность, активность класса в целом.

5.Следующим пунктом характеристики является положение ученика в классе. Опишите успеваемость ребенка, его дисциплинированность, какие поручения выполняет в классном коллективе. Укажите также, какое положение занимает школьник среди сверстников: лидер, принятый или отверженный, изолированный. Отметьте, является ли ученик инициатором, организатором каких-либо общественных дел или же занимает положение созерцателя, исполнителя.

Напишите также про то, как ребенок относится к критике в свой адрес: равнодушно, враждебно, серьезно или благожелательно. Опишите, есть ли наличие или отсутствие близких друзей у данного ученика в классе, какие качества он проявляет по отношению к сверстникам: взаимопомощь, надежность или способность к предательству.

6.Далее охарактеризуйте направленность личности школьника. Напишите про нравственные убеждения ученика: представление о честности, совести, дружбе, порядочности и т.д. Отметьте и отношение школьника к труду: уважает труд или же относится с пренебрежением, какие трудовые навыки сформированы, может ли длительное время заниматься каким-либо делом.

7.Охарактеризуйте отношение школьника к учебной деятельности: ради чего учится, какие предметы нравятся больше всего, а к каким проявляет безразличие. Уточните, есть ли у ученика интерес к спорту, искусству и т.п., насколько развит кругозор, сформированы ли читательские интересы. Отметьте, имеет ли школьник устойчивое профессиональное намерение.

8.Следующий пункт характеристики – самооценка и уровень притязаний ученика. Уточните, является ли самооценка школьника адекватной или неадекватной (завышенная или заниженная). Уровень притязаний проявляется в целях, которых ученик желает достичь, он может быть высокий, средний или низкий.

9.Опишите уровень интеллектуального развития школьника, степень сформированности общеучебных умений и навыков: умеет ли выделять главное, умеет ли писать и читать в нужном темпе, может ли самостоятельно работать с книгой и т.д.

Охарактеризуйте особенности психических процессов ребенка: степень сформированности произвольного внимания, какой тип мышления, восприятия, памяти преобладает и т.д. Отметьте, какие из качеств каждого процесса развиты лучше, а над какими нужно работать.

10.Напишите про особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Уточните, какое настроение преобладает: жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное, подавленное и т.д. Опишите, как протекают эмоции школьника чаще всего: бурно, ярко выраженно или наблюдается сдержанность, владение над собой. Также укажите, как обычно ученик реагирует на стрессовую ситуацию, например, когда его оскорбляют: грубит, плачет, впадает в отчаяние или испытывает неуверенность в себе. Как школьник ведет себя, например, на экзамене, во время публичного выступления: мобилизуется и показывает лучшие результаты или же наоборот.

Оцените, насколько развиты у ученика решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость и другие волевые качества.

11.Определите, черты какого типа темперамента преобладают у школьника. Укажите и то, наблюдается ли усиление каких-то определенных черт характера.

12.Последним пунктом характеристики являются выводы. Обобщите информацию и определите, соответствует ли развитие ученика его возрастным нормам, какие условия положительно влияют, а какие негативно. Дайте рекомендации родителям, учителям, на что необходимо обращать особое внимание при работе с ребенком.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.

                                             Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

1. Анкетные данные

  Фамилия, имя ______________________________________________________________

  Дата рождения ______________________________________________________________

  Школа, класс _______________________________________________________________

2. Сведения о состоянии здоровья.

  1. Часто ли болеет /часто, средне, редко/________________________________________

  2. Хроническое заболевание /какие/  ___________________________________________

  3. особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется: утомляется после длительной нагрузки: неутомим
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины: адекватная смена настроения: стабилен в проявлении настроения
  • преобладает возбуждение: возбуждение и торможение уровновешенны: преобладает торможение.

3. Успеваемость.

/ отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная/

4. Внешкольные занятия / систематические/

    1. Занятия общественно-полезным трудом /каким/______________________________

    2. Занятия художественной самодеятельностью /какой/_________________________

    3. занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах /каких/_________________________

    4. занятия спортом /каким/ __________________________________________________

    5. Занятия организованной работы /какой/ ____________________________________

                                        Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

А. Направленность интересов:

  1. на учебную деятельность
  2. на трудовую деятельность
  3. на художественно-эстетическую деятельность
  4. на достижения в спорте, туризме
  5. на отношения между людьми

Б. Отношение  к делу

  1. Общественная активность
  1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь собственным временем.
  2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего общественного времени.
  3. не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
  4. Редко принимает участие в общественных делах.
  5. Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие

  1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
  2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить её хорошо. Случаи противоположного характера редки.
  3. Редко охотно берется за работу.
  4. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность.

  1. Всегда  хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело.
  2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
  3. Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.
  4. Очень редко выполняет порученное ему дело.
  5. Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Вежливость, тактичность.

  1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
  2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
  3. Часто бывает невежлив и нетактичен.
  4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
  5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Г. Отношение к себе.

5. Скромность.

  1. Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
  2. Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
  3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.
  4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
  5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

6.. Уверенность в себе.

  1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
  2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
  3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается  за помощью, хотя мог бы справиться сам.
  4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
  5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

7. Самокритичность.

  1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
  2. В большинстве случаев правильно реагирует на  справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
  3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
  4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.
  5. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

Д. Волевые качества личности.

8. Смелость.

  1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
  2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник его сильнее.
  3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
  4. В большинстве случаев отступает перед силой.
  5. Всегда отступает перед силой, трусит.

9. Решительность.

  1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
  2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
  3. Иногда колеблется перед ответственным решением.
  4. Редко решается принять какое-либо ответственное решение.
  5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

10. Самообладание

  1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
  2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
  3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
  4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.
  5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Е. Положение ребенка в детском коллективе.

11. Авторитет в классе.

  1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
  2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
  3. Пользуется авторитетом только у части одноклассников / у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д./
  4. Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
  5. В классе авторитетом не пользуется.

12. Симпатия.

  1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
  2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.
  3. Пользуется симпатией только у части одноклассников.
  4. Пользуется симпатией у отдельных ребят.

      5. В классе его не любят.

13. Авторитет во внешкольных объединениях.

  1. Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания ______________/.
  2. Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения /спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания _____________/.
  3. Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений / в спортшколе, клубе _________________________/.
  4. Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется /спортшкола, клуб, ________________________________/.
  5. Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоции.

1. Внимание.

  1. Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
  2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
  3. Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет  их при проверке.
  4. Слушает достаточно внимательно только  в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за внимательности, при проверке не всегда исправляет их.
  5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

2. Память.

  1. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
  2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разбирался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
  3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет  привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
  4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
  5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

3. Мышление.

  1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
  2. Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
  3. Удовлетворительно принимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
  4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения.
  5. Принимает материал, только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

4. Эмоциональная реактивность.

  1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
  2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
  3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
  4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

5. Общий эмоциональный тонус.

  1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
  2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
  3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
  4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
  5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.

6. Эмоциональная уравновешенность.

  1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
  2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
  3. Эмоционально уравновешен.
  4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
  5. Вспыльчив : часто сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.


Предварительный просмотр:

Характеристика на ученика

Раздел 1. Общие сведения об ученике.
Анкетные данные.

Фамилия, имя. Дата рождения.    Школа, класс.    Специализация школы.

Сведения о  состоянии здоровья.

Часто ли болеет (часто, средне, редко).   

Хронические заболевания (какие).   

Особенности функционирования нервной системы:

быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;

стабилен в проявлении настроения;

преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;

преобладает торможение.

Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические).

Занятия общественно полезным трудом (каким).

Занятия  в художественной самодеятельности (какой).   

Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.    

Занятия спортом (каким).   

Занятия организационной работой (какой).

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
Направленность интересов:  

На учебную деятельность;   

На трудовую деятельность;   

На художественно - эстетическую деятельность;  

На достижение в спорте, туризме;

На отношения между людьми.   

Отношения к делу:
•    
Общественная активность.

Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

Редко принимает участие в общественных делах.

Отказывает участвовать в общественных делах.

•    Трудолюбие.

Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

Редко охотно берется за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

•    Ответственность.

Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело.

Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

•    Инициативность.

Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.

Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Почти никогда сам не начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.   

•    Организованность.

Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.

Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

•    Любознательность.

Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

•    Аккуратность.

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по обязанности.

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. 

Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:
•    
Коллективизм.

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».

•    Честность. Правдивость.

Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.

Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

Склонен всегда, говорить не правду.

•    Справедливость.

Активно борется с тем, что считает несправедливым.

Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

Редко выступает против того, что считает несправедливым.

Не добивается справедливости.

Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

•    Бескорыстие.

В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.

Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.

В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

•    Общительность.

Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

Как правило, с удовольствием общается с людьми.

Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

Замкнут, необщителен.

•    Чувство товарищества.

Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

Как правило, помогает товарищам.

Помогает товарищам, когда его просят.

Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

•    Отзывчивость.

Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

Почти не умеет сочувствовать другим.

Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

•    Вежливость, тактичность.

Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

Часто бывает,  невежлив и нетактичен.

Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе: 
•    
Скромность.

Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

•    Уверенность в себе

Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

•    Самокритичность.

Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

•    Умение рассчитывать свои силы.

Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не слишком легкие и не слишком трудные.

Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.

Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

•    Стремление к успеху, первенству.

Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается.

Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

•    Самоконтроль.

Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности
•    
Смелость.

Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

В большинстве случаев отступает перед силой.

Всегда отступает перед силой, трусит.    

•    Решительность.

Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

Иногда колеблется перед ответственным решением.

Редко решается принять какое - либо ответственное решение.

Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

•    Настойчивость.

Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

•    Самообладание.

Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

Часто не может подавить нежелательные эмоции.

Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.
•    
Авторитет в классе.

Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.)

Пользуется авторитетом у остальных учащихся.    

В классе авторитетом не пользуется.

•    Симпатия.

Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.  

В классе ребята относятся к нему с симпатией.

Пользуется симпатией только у части одноклассников.

Пользуется симпатией у отдельных ребят.

В классе его не любят.

•    Авторитет во внешкольных объединениях.

Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).

Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)

Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе, клубе)

Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется (спортивная школа, клуб).

Не является членом никакого внешкольного объединения.

    Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание.

Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1 - 2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. 

Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.   

Общий эмоциональный тонус.

Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

Эмоционально уравновешен.

Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика учащихся классов КО. Практические рекомендации.

В перзентации изложен материал о том, как продуктивно организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями, для лучшего усвоения ими учебного материала....

Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося

Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...

Рекомендации по составлению характеристики учащегося

Рекомендации по составлению характеристики учащегося...

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...

Примерный план написания характеристики учащихся

Классному руководителю всегда пригодится данный план...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ...

Рекомендации по написанию характеристики на опекаемых

Рекомендации по написанию характеристики на опекаемого ребенка....