Урок Мужества "Парень из нашего села"
классный час (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кокунова Вера Михайловна

 

   

Аннотация

 

Номинация: Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ

Урок мужества «Парень из нашего села»

Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне.

Без любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Современная молодежь мало знает о Великой Отечественной войне чуть больше о войне в Афганистане и Чечне. Поэтому надо передать нашим детям гордость за своих соотечественников, которые не щадя своего здоровья, а под час и жизни с честью выполняли свой долг перед Родиной, научить хранить в памяти имена своих героев.

Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных средств подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают уроки мужества. Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволило мне вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах учащихся. Подготовительная работа включала в себя:

             1) изучение информации по вопросам: «Афганская война», «Война в Чечне»,   

             2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»

 

Цель: формирование представления о долге, чести, нравственности, патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание чувства ответственности и национальной  гордости за свою Родину.

 

Задачи:

формировать у молодёжи глубокое понимание воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;

 воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества;

формировать у учащихся чувство любви к Родине и гордости за свою страну, рачительное отношение к славному военно-историческому прошлому России;

воспитывать у старшеклассников готовности к защите Отечества и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

 

Область применения: использовать данный материал можно на классных    часах, внеклассных мероприятиях на патриотическую и нравственную тему и на уроках истории.

 

Форма реализации: устный журнал с компьютерной презентацией.

 

Методы реализации:

Информационный – содержание устного журнала подготовлено заранее учащимися и учителем с применением различных источников информации – публицистической и художественной литературы, интернет – ресурсов, материалов домашних архивов.

Репродуктивный – воспроизведение в материалах мероприятия знаний, полученных ранее   от участников афганской и чеченской войны, от учителя на уроках истории.

Исследовательский – через сообщения прослеживается исследовательская работа в домашних архивах, в поисковых сетях Интернета.

Возрастные группы детей: 13 – 15 лет

 

Ожидаемые результаты: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции, эмоциональное восприятие выступлений одноклассников и приглашенных гостей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Усть – Катунская основная общеобразовательная школа»

Урок мужества «Парень из нашего села»

Номинация: Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ

Кокунова Вера Михайловна

МКОУ «Усть Катунская основная общеобразовательная школа»

Классный руководитель в 8 классе

п. Усть – Катунь, Бийский район, Алтайский край

2015г

Содержательная часть

  1. Организационный момент

2.   Вступительное слово классного руководителя.

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем?

(Ответы учащихся)

Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? (Самопожертвование)

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.

(Звучит музыка Шуберта «AveMaria» на протяжении всего мероприятия)

3.   Основное содержание мероприятия.

Представление презентации «Дорогами  войны»

  1. Война в Афганистане

Веснина Катя. (1 слайд) После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха – Закир Шах Мухаммед Дауд. 27-28 апреля 1978 г. был свергнут и убит Дауд. На весь мир было объявлено, что это революция. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.

 

Ковалев Иван. (2 слайд)              

 

И вот 12 декабря 1979 год. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

  

Классный руководитель: (3 слайд) 

  В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.  Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.  В нашем поселке живет человек, который в свои 18 лет как и многие другие парни того времени  попал служить  в Афганистан и воевал там целых 19 месяцев – это Симонов Леонид Яковлевич. О своем папе нам расскажет Симонова Алина (представление презентации «О папе»).

Коныгина Валя. (4 слайд) 

Много для солдат значила дружба, друзья и  поэтому появились такие строки:

На суровой земле афганской

Под чужим неласковым небом

Родилась наша крепкая дружба,

Что в бою выручала не раз.

 Симонов Женя (5 слайд)

Трудной была война…  Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение – вплоть до ракетных установок.

Человек склонился над водой

И увидел вдруг, что он седой,

Человеку было 20 лет.

Над лесным ручьем он дал обет:

Беспощадно, яростно казнить

Тех убийц, что рвутся на восток.

Кто его посмеет обвинить,

Если будет он в бою жесток?

 

Кравчук Леша. (6 слайд)                                                                        

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Классный руководитель: (7,8,9, слайд)

       

  У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.

15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

     2. Война в Чечне

Классный руководитель: (10слайд) 

 

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.

Веснина Катя. (11,12 слайд)

       

                                                                           

 Вот что рассказывает непосредственный участник событий Денис Бахарев – житель нашего поселка, бывший ученик нашей школы: «Оружие у чеченцев в каждом доме есть. Да что там взрослые, попадались нам 10-12-летние пацаны с оружием, которые прямо говорили нам, что стреляли в солдат. Вообще-то человека, который воевал, узнать нетрудно: при проведении зачисток мы сразу осматривали плечи, - если  там есть синяк от приклада, значит стрелял»

Я только раз видел рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

 

Кравчук Леша. (13, 14 слайд) 

В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная.

Вторая часть – подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на войну в свободное от работы время, как на охоту, как правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, кто имеет какие-либо обиды на русских.

Классный руководитель:  (15,16 слайд) 

  Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. По-разному мы к ней относимся. Но все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть там наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

 Ребята, к нам в гости пришел Денисенко Дмитрий Остапович житель нашего поселка, бывший выпускник нашей школы, участник боевых действий в Чечне, который больше года прослужил в горячей точке по контракту.

 Он награжден медалью за участие в боевых действиях на Кавказе. Давайте попросим его рассказать  о своих фронтовых буднях.

  (рассказ участника боевых действий в Чечне Денисенко Д.О.)

 Ковалев Иван. 

 К бессмертному подвигу не как на вершину идут, от ступени к ступени,

 К бессмертью взлетают, подобно пылающим птицам,

 Себя целиком отдавая, а не по частицам.

Подведение итогов.

 

Звучит песня группы «Моральный кодекс», на её фоне повторно перелистываются слайды презентации «Дорогами  войны»

Литература:

       1. Алексеев С.П. «Ради жизни на земле» М., Педагогика 1990г.

       2. «Час мужества» М., Просвещение 1990г.

Используемые ресурсы:

Интернет-ресурсы

    1.http://www.ed.gov.ru/junior/rub/patriot

    2.Википедия – Афганская война (1979 – 1989 г.)

    3.Википедия – Кавказкая война.

 Презентации Power Point «Дорогами  войны»,  «О папе».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорогами войны

Слайд 9

Русские солдаты в Чечне


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Участник Афганской войны 1987 – 1989

Слайд 2

Симонов Леонид Яковлевич Родился в маленькой деревеньке Данихино Пермской области. Рос в большой дружной семье. Когда исполнилось 2 года семья переехала в Узбекистан в посёлок городского типа Эйвалек, расположенный в 60 км от г. Ташкента.

Слайд 3

В 1976 г. пошёл в школу. В школьные годы увлекался спортом: ручным мячом, теннисом, а особенно футболом. В составе школьной сборной по футболу участвовал в районных, областных, республиканских соревнованиях. Часто команда была в числе лидеров. В восьмом классе занимался в секции классической борьбы. Любил играть в шахматы. После окончания 10 класса работал на заводе учеником – фрезеровщика в ремонтно – механическом цехе. Через год призвался в ряды Советской армии. После службы 1990 г. Работал в Сылвенской гидрогеологической партии помощником бурильщика. В это же время закончил геологический техникум в г. Сысерти Свердловской области по специальности машинист буровых установок. 1991г. переехал на Алтай. Проживает в п. Усть – Катунь, женился, имеет 2 дочерей. Сейчас работает в службе безопасности в парк – отель «Ая»

Слайд 4

20 мая 1987 г. призвался в армию. г. Ашхабад Туркменская ССР. Учебка.

Слайд 5

Дальнейшая служба проходила в Республике Афганистан. В провинции Герат в 9 отдельной гвардейской горно – спортивной роте командиром отделения стрелков. Перед отправкой

Слайд 6

Задача подразделения в, котором служил заключалась в сопровождении колонн с техникой, боеприпасами, продовольствием в отдалённые гарнизоны, заставы, блок – посты. Охрану нёс взвод (16 человек). Солдаты были вооружены автоматами, пулемётами, гранатомётами, снайперскими винтовками. Передвигались на БТР. Дорога проходила по перевалам, ущельям, скалистой местности. Перед прохождением колонны по трудному участку «бетонку» нужно было разминировать. Неоднократно колонны подвергались вооружённым нападениям. За время службы в роте погибли два солдата и четверо были тяжело ранены. Вспоминая о службе…

Слайд 7

15 февраля 1989 года – вывод ограниченного контингента Советских войск из Афганистана Полк, в котором проходил службу был расформирован. Оставшийся срок дослуживал на границе с Афганистаном в городе Кушка (Туркмения)

Слайд 8

Награждён памятной медалью «15 лет вывода Советских войск из ДРА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше село прежде и теперь"

Внеклассное мероприятие...

Великая Отечественная война в истории нашего села

Данная исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей...

Достопримечательности нашего села

Презентация рассказывает об исторических достопримечательностях старинной казачьей станицы Травники....

Пресс-конференция «Профессии нашего села».

Разработка внеклассного мероприятия в целях профориентации учащихся 10-11 классов....

экологический проект "Чистое село-наше село"

Цель данного проекта - формирование экологической культуры школьников и жителей села. Проведение акции по очистке села от мусора "Эко-десант"....

Урок "Наше село" (3 класс коррекционный класс VIII вида)

Тема урока:  Наше село.Тип урока: урок новых знаний.Форма урока: урок-путешествие.Цели урока:  сформировать и расширить представления учащихся об истории ...

5кл немецкий язык УМК Бим . Презентация "Как выглядит наше село в разные времена года"(обобщающий урок)

Материал, отражающий НРЭО Чебаркульского муниципального района Челябинской области.Данная презентация по немецкому языку в 5кл для обобщающего урока по теме"Как выглядит город Габи в разные време...