Система воспитательной работы для 5-9 классов
материал на тему

Муравьева Екатерина Николаевна

Для коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitatelnoy_raboty.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное учреждение

"Школа 56"

"РАССМОТРЕНО"                               "СОГЛАСОВАНО"                             "УТВЕРЖДАЮ"

   на заседании МО                           Заместитель директора                                   Директор

   председатель МО                                        по ВР                                                     школы

"____"_________2016 г.                  "____"_________2016 г.               "____"_________2016 г.

_________А. В. Шульга                    _________Д. Е. Бритов          _________Н. В. Малыгина

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

"Лестница жизни".

5-9 класс

Классный руководитель:

Муравьева Е. Н.

г. Нижний Новгород

Пояснительная записка.

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития обучающиеся коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.

Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и коррекционно-педагогическую работу.

Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.  

   Работа с детьми, имеющих различные интеллектуальные нарушения, безусловно, подразумевает знание индивидуальных особенностей этой категории обучающихся. В основу коррекционной воспитательной работы положена личностно-ориентированная педагогика, основные тезисы которой нацеливают классного руководителя на развитие возможностей и способностей конкретного ребенка, востребованности его обществом, формирования моделей коммуникативного поведения.
Данная программа - это регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее. При поддержке классного руководителя школьники обретают опыт различных отношений: групповых, межличностных, деловых, избирательных и т.п. Если эта поддержка педагогически обоснована, то этот опыт будет построена на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважения.

А так же, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети, а дети с нарушениями интеллекта, у которых, как правило, имеются отклонения в развитии всех познавательных процессов, испытывают его вдвойне. За счет разнообразия организуемой в школах воспитательной деятельности (познавательные экскурсии, кружки, студии, секции) педагог может создавать условия для расширения круга общения детей и развития их творческих и познавательных способностей. В-третьих, это решение задачи психологической защиты детей с ограниченными возможностями здоровья от негативного влияния некоторых взрослых, семьи, социума.

Актуальность и целесообразность воспитательной программы. Значительный разброс возможностей индивидуального развития чрезвычайно затрудняет выработку единых по содержанию программ воспитания и обучения, ориентированных на общие показатели, как это принято при сохранном психическом и физическом развитии детей в границах одного и того же возраста. При воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо содержательно структурировать коррекционно-воспитательную работу применительно ко всем обучающихся. Здесь актуально и важно понимание того, что никакая стандартная программа не может охватить всего многообразия индивидуальных проявлений ребёнка. Программа определяет лишь направления педагогической деятельности, ориентирует классного руководителя на возможные средства, содержание работы, но их выбор или изменение следует рассматривать как творческую инициативу в конкретных педагогических обстоятельствах, способствующих поступательному развитию особых детей .

Цель и задачи воспитательной программы. Воспитание детей с нарушениями в развитии рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром. Цели и задачи коррекционного воспитания многообразны, обобщённо их можно определить следующим образом.

Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

hello_html_m4d466bb7.pngОхрана жизни и здоровья, широкое использование здоровьесберегающих технологий на основе индивидуальных показаний физического развития личности.

hello_html_m4d466bb7.pngФормирование и закрепление в индивидуальном сознании ребёнка представлений относительно: «Я», «Другой», «Я и другой», «Я и другие люди».

hello_html_m4d466bb7.pngРазвитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, зависимости от окружающих людей.

hello_html_m4d466bb7.pngРазвитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне.

hello_html_m4d466bb7.pngФормирование прикладных, трудовых, творческих умений.

hello_html_m4d466bb7.pngФормирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром.

Названные выше цель и задачи определяют векторы направлений коррекционной работы и реализуются в ходе специально подобранных и организованных групповых и массовых воспитательных мероприятий.

Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на срок 5 лет для возрастной группы 5-9 класс.

Направления воспитательной работы

Нравственно-патриотическое воспитание

Цель:  максимально возможная  интеграции учащихся в общество, формирование ролевого поведения, способствующего самоконтролю и самообслуживанию, адекватным связям с окружающими.

Задачи:

  • Формирование у учащихся уважительного отношения к старшим, младшим и  сверстникам,  педагогам, родителям;
  • Приобщение к культуре, языку, традициям и обычаям своей страны;
  • Формирование чувства гордости за отечественную историю, народных героев;
  • Воспитание у учащихся потребности в принятии системы школьных правил и требований;
  • Способствовать положительному восприятию значимых сфер общественной жизни (школы, семьи);
  • Развивать коммуникативные навыки и способствовать соблюдению этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с взрослым;
  • Воспитание положительных качеств характера.

Формы реализации направления:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • организация праздников по правовой, государственной и школьной тематике;
  • изучение истории своей Родины и своего края на доступном уровне;
  • родительский лекторий.

Здоровьесбережение

Цель: воспитание у учащихся понимания важности сохранения здоровья, формирование основ ЗОЖ.

Задачи:

  • Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
  • Формирование понятия гигиены и осознания её значения в жизни человека;
  • Формирование навыков самообслуживания,  связанных с соблюдением личной гигиены;
  • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • Формирование положительного отношения к соблюдению режима дня, привычке здорового питания, занятиям физическими упражнениями.

Формы реализации направления:

  • спортивные праздники;
  • уроки ЗОЖ;
  • дни здоровья;
  • предметные утренники, спортивные викторины;
  • тематические классные часы по спортивной тематике,
  • конкурсы рисунков, посвященных тематике здоровьесбережения;
  • беседы с медицинской сестрой;
  • консультирование родителей.

Художественно-эстетическое воспитание

Цель: создание условий  для творческой самореализации учащихся,  разностороннего и свободного развития личности, формирования её духовной культуры.

Задачи:

  • выявление творческого потенциала каждого ученика;
  • развитие способностей учащихся в различных видах досуговой деятельности;
  • воспитание эстетических чувств по отношению к окружающему миру;
  • знакомство учащихся с произведениями искусства, народными промыслами и ремёслами;
  • создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации направления:

  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • выставки изделий, изготовленных собственными руками;
  • дни творчества;
  • досуговая деятельность учащихся;
  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение театров, музеев, выставок;
  • театрализованные представления;
  • фестивали, презентации.

Экологическое воспитание

Цель: формирование начал  экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.

Задачи:

  • воспитание у школьников любви к природе и бережного отношения к ней;
  • формирование экологических знаний;
  • формирование потребности в соблюдении нравственных принципов природопользования;
  • воспитание экологических чувств и ЗОЖ.

Формы реализации направления:

  • Экологические акции;
  • Экологические утренники;
  • Экологические викторины;
  • Выставки поделок из бросового материала;
  • Тематические классные часы;
  • Посещения террариумов и зоопарков, зоовыставок.

Ожидаемые результаты реализации задач и основных направлений воспитательной программы

Предполагаемые результаты реализации программы определены для классного руководителя, так как необходимо учитывать, что динамика овладения необходимыми навыками учащимися данной категории крайне низка, формирование способностей и качеств характера отличается своеобразием в силу имеющихся у них специфических нарушений интеллектуального, когнитивного, эмоционального развития. Таким образом, не представляется возможным предъявление строгих требований к обязательной реализации всего содержания программы. Напротив, руководствуясь основным смыслом коррекционной педагогики – гуманным, личностно-ориентированным подходом к ребёнку с проблемами в развитии, классный руководитель вправе выбирать, изменять, дополнять содержание программы, проявлять творческую инициативу, ориентируясь на конкретные педагогические обстоятельства и особые нужды детей.

Работа с родителями

Цели и задачи работы с родителями обучающихся:

  • изучить воспитательные возможности семей;
  • формировать активную педагогическую позицию родителей, повышать воспитательный потенциал семьи;
  • вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями;
  • активно вовлекать родителей в жизнедеятельность класса.

Индивидуальная работа с обучающимися

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, условий и процесса их развития.

Психолого-педагогические диагностики и мониторинг:

  • составление индивидуальных характеристик воспитанников;
  • оформление «Карты увлечений» и интересов школьников и их родителей.
  • Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
  • Изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников.
  • Совместное определение с воспитанником и их родителями перспектив его развития.
  • Индивидуальные беседы и консультации.
  • Создание ситуации успеха.
  • Психолого-педагогические диагностики.
  • Тематические классные часы.
  • Индивидуальные беседы и консультации.

Работа с учителями-предметниками, работающими в классе:

  • организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;
  • осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья обучающихся;
  • знакомство учителей с условиями жизни детей и взаимоотношениями в семьях;
  • индивидуальные беседы ученика, учителя-предметника и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;
  • выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место.

Механизм реализации программы

"Лестница жизни" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.

5-й класс

Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.

  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
  • Развитие навыков взаимодействия.
  • Раскрытие творческих способностей учащихся.
  • Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
  • Формирование ценностных представлений и отношений.
  • Организация досуговой деятельности.

6-й класс

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Коллективное планирование .
  • Развитие чувства коллективизма.
  • Поощрение инициативы.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Формирование навыка коллективного анализа.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.

7-й класс

  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

8-й класс

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

9-й класс

  • Содействие в творческой самореализации учащихся.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991
  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/под ред. И.М. Бгажноковой, 2007
  3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004
  4. Примерные программы обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития, Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, 2007

Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Система воспитательной работы класса

В 2011-2012 учебном году после многолетнего перерыва меня назначили классным руководителем 5 класса. Размышления о том, как же построить воспитательную работу в классе, изучение материалов интернета и...

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...