Главные вкладки

    Классный час "Моя малая Родина"
    классный час (7 класс) на тему

    Борисенко Виолетта Николаевна

    Формирование представлений обучающихся о малой Родине

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_malaya_rodina.docx24.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Борисенко Виолетта Николаевна

    ГКОУ РО  Матвеевo – Курганcкая школа - интернат

    Классный час «Моя малая Родина»

        Цель: формирование представлений учащихся о малой Родине.

    Задачи:

    1. способствовать формированию у обучающихся, воспитанников понимания значения выражения: малая Родина;
    2. способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизм , формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся, любви к своей стране и малой родине;
    3. развивать   речь,  желание  больше узнавать о своем крае.

    Ход классного часа.

    I. Организационный момент.

    Начинается классный час с включенного видеоролика и чтения стихотворения З. Александровой «Родина»:

    Если скажут слово «Родина»,
    Сразу в памяти встаёт
    Старый дом, в саду смородина,
    Толстый тополь у ворот.
    У реки берёзка – скромница.

    И ромашковый бугор…
    В лужах первые кораблики,
    Над скакалкой топот ног
    Или степь: от маков красная,
    Золотая целина…
    Родина бывает разная,
    Но у всех она одна.

    II. Сообщение темы.

    У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…

    Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

    - А как называется наша страна?

     Правильно, Россия или Российская федерация.(показать на карте) Это первое и главное значение этого слова.

    -  Как вы думаете, какая у нас тема занятия?

    Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о поселке Матвеев Курган.

    Малая Родина –

    Островок земли.

    Под окном смородина,

    Вишни расцвели.

    Яблоня кудрявая,

    А под ней скамья –

    Ласковая малая

    Родина моя!

    - И малая Родина у  каждого своя.

    - Ребята расскажите о своей малой Родине. ( Обучающиеся, воспитанники  рассказывают о своих селах, деревнях, городах).

    - А теперь давайте поговорим о нашем поселке. Ведь мы с вами в нем живем и учимся, и он тоже наша малая Родина.

    III. Беседа о поселке.

     Мы  живем в прекрасном месте. У излучины реки Миус, на живописных полях раскинулся наш посёлок - Матвеев Курган. О его прошлом сложены сказания, есть и легенда о его основателе - атамане Матвее. Был он, по преданию, человеком сильным и гордым, поэтому на его могиле насыпан курган.

    Как и почему наш поселок был назван Матвеевым Курганом? Откуда такое странное название? Ведь слово «курган» в русском языке по своему этимологическому (смысловому) значению тоже самое, что слово «могила». (Как тут не вспомнить другой известный курган, также расположенный в нашей местности – Саур -Могила).

    Значение же имени Матвей в переводе с древнееврейского - человек Божий.

    Если понимать смысл названия поселка буквально, получится - «Могила Человека Божьего». А могилы Божьих людей на Руси всегда были святыми, чудотворными местами. Любопытно и такое «совпадение», что первым, освобождая наш поселок от гитлеровцев, в него, на танке, ворвался сын не Ивана, не Федора, а именно Матвея - Александр (Дословно, с древнегреческого: «Защитник людей») Матвеевич Ерошин. Вот и попробуй потом не увидеть в таком «совпадении» если не руку Провидения, то хотя бы что-то удивительное.

    Никто не знает, кем же на самом деле был легендарный Матвей, именем которого названо было сначала место его упокоения, а потом и поселок, выросший возле него. Есть только легенды и гипотезы. По одной из них Матвей - разбойник, по другой - обычный, просто очень удачливый, человек, по третьей, официально задокументированной – действительно, Человек Божий, живший в миру.

    Но практически все они сходятся во мнении, что последним местом успокоения Матвея стал высокий курган над Миусом, на одной стороне которого сейчас стоит Матвееве - Курганская ЦРБ, а на другой находится здание бывшей аптеки и магазин «Мебельный». Но, кем бы ни был Матвей, в любом случае, то, что выбрал он себе могилой именно такое место, говорит о многом в его характере. Вид с Кургана, даже в его современном, «застроено - замусоренном» состоянии открывается впечатляющий. И можно только догадываться, как он впечатлял, когда не было ни мусорных свалок, ни домов, ни железных дорог. Когда вокруг, на холмах, шумели леса, река была глубже и шире, а трава в низине укрывала всадника на лошади с головой.

    Кстати, там же, на восточной стороне возвышенности, тогда бывшей более высокой, еще с дореволюционных времен существовало кладбище, где хоронили всех жителей Матвеева Кургана. Оно было срыто только в 60-70 годах прошлого века. Вместе с ним исчезла и могила Матвея. Потому сейчас о нем, нет никаких документальных свидетельств, кроме книги из «Собственной Его Императорского Величества библиотеки», которая называется «Курган Матвеев». Она была издана в Санкт-Петербурге в 1860 году.

    И поэтому  наш посёлок носит такое название. Недавно, в центре поселка, на том месте, где находился легендарный курган, заложен памятный камень с именем атамана.

    А еще в глубоком прошлом, наш посёлок стоял невдалеке от проезжего тракта, и защиту, и отдых, и припасы предоставлял он проезжающим людям. Места были богаты рыбой, кормились жители Матвеева Кургана рыбной ловлей. Говорят, что даже царь Пётр I посетив наши края, остался доволен и природой, и богатством поселения.

    Во время Великой отечественной войны посёлок был фронтовым. Не  раз переходил он к немецким войскам, с надеждой ожидая освобождения. И когда настал это день, все жители праздновали победу. В память об этих событиях в нашем поселковом музее есть большая экспозиция, а на Аллее Славы в центре есть портреты с именами героев военного времени.

    Но не только воевали жители посёлка. Главное богатство, из-за которого враги хотели захватить его - это плодородные земли. На полях выращивали и овощи, и зерно. Все это шло на фронт, передавалось бойцам. И как знать, может и наши земляки, воевавшие в те грозные годы, ели хлеб, выращенный на родной земле.

    Остались в прошлом грозные военные годы. Жизнь поселка продолжается, взрослые его жители трудятся на полях и предприятиях, а дети ходят в школу.

    - Ребята, а в нашем селе есть достопримечательности?

    - Какие достопримечательности вы знаете?

    (Беседа с обучающимися, воспитанниками).

    IV. Итог классного часа.

    Для многих людей образ Родины неотъемлемо связан с большим домом, в котором человек получает путёвку в большую жизнь.

    Как вы думаете, что это за дом?

    Это, конечно, школа.

    Из стен нашей школы много вышло   выпускников, все они получили путевку в жизнь. Среди них ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Так давайте же и мы с вами будем хорошо учиться, и делать краше свою малую Родину.

    Я хочу, чтоб наш поселок

    Рос и процветал.

    Никогда войны и горя

    Больше не узнал.

    Чтобы солнышко вставало,

    Пели соловьи,

    За околицей журчали

    Весело ручьи.

    Строились дома, заводы,

    Зреет урожай.

    Так живи родной поселок

    Расти и процветай.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"

    Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....

    Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

    Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

    методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

    Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

    Классный час "Талакан - моя малая Родина"

    Классный час рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. В сценарии классного часа раскрывается история поселка Талакан, отражены этапы строительства Бурейской ГЭС....

    классный час "Моя малая родина"

    В разработке классного часа вы узнаете об истории возникновения села, о людях, проживающих в нем....

    Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

    В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

    Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

    Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...