Классный час. Коммуникативные способности.
классный час (8 класс) на тему

Гаврилова Елена Александровна

Сегодня, особеннно важно знать и развивать свои способности. В этом нелегком деле учащимся должен помочь классный руководитель. Данный классный час направлен на актуализацию и исследование коммуникативных способностей у школьников. Для тестирования были взяты два фактора из методики Фетискина "Исследование коммуникативной социальной компетентности", а также несколько тренингов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._sposobnosti.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: определение уровня развития социальной коммуникативной компетентности и актуализировать ее развитие.

Задачи:

1. Актуализировать необходимость развития социальной коммуникативной компетентности

2. Провести тестирование

3. Провести тренинг

Контингент участников: подростки.

Возраст: 13-15 лет.

Количество участников: 20-25 человек.

Время проведение: 1 час.

Форма проведения: тематическое занятие.

Методическое обеспечение: план занятия.

Ожидаемые результаты:

  1.  Подростки определили свой уровень развития социальной коммуникативной компетентности

План занятия

  1. Орг. момент.
  2. Информация о профессиях и их связи с социальной коммуникативной компетентностью.
  3. Тестирование
  4. Тренинг
  5. Итог.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю поговорить с Вами на очень серьезную тему. На тему будущей профессии. Поэтому предлагаю такой план. Сначала мы поговорим о тех профессиях, что Вам сейчас по душе. О Ваших планах и мечтах, затем о способностях, которые присущи практически всем профессиям. В частности, об умении общаться. Затем займемся тестированием тех или иных аспектов общения, обсудим результаты, сделаем выводы о том, насколько Вы хорошо владеете общением, затем мы займемся тренингами. А в конце подведем итог и выберем тему для следующего классного часа.

  1. Профессии и способности.

- Уже совсем скоро Вам придется выбрать свой дальнейший путь. Вам предстоит решить, чему Вы хотите посвятить свою жизнь. И было бы неплохо начать самосовершенствоваться уже сейчас. Но что именно нужно развивать в себе в первую очередь? Все зависит от выбора профессии. Поэтому, мы рассмотрим пять профессий, которые я подготовил для Вас, а затем, Вы мне расскажите и своих планах. И мы выпишем на доске способности, необходимые для них.

Начнем с такой профессии, как учитель. Говорить о ней можно сколь угодно долго. Это сложная, но важная профессия и Вы все это знаете. Для того, чтобы стать хорошим учителем необходимо обладать массой способностей, многие из которых вырабатываются только с опытом. Но мы рассмотрим несколько. В первую очередь – это коммуникация или общение. Затем креативность или творчество. Ведь учителям приходится придумывать снова и снова, чтобы их ученикам было интересно их слушать. И интеллект, это не одна особенность, а целая группа, в которую включены: способность приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Работник сферы информационных технологий. Не менее простая профессия, и не менее интересная. В первую очередь важны математические способности, ведь именно на этих законах базируются все информационные системы, впрочем, как и наш мир. Коммуникация и здесь важно, ведь работа в команде-это основа такой работы. Трудолюбие важно в любой профессии, но здесь мы выносим это отдельно из-за долгой и кропотливой работы, которая предстоит каждому работнику IT.

Врач – одна из самых сложных, самых ответственных профессий. В первую очередь, необходима коммуникация, ведь врачи, общаясь с пациентами должны быть чувствительны, добры, а самое главное могли получить важную информацию о развитии заболевания. Быстрота реакции – часто доли секунды решают человеческую судьбу. И конечно, выдержка. Еще на стадии обучения будущие врачи испытывают сильнейшие нагрузки, а когда они приступают к работе – становится только сложнее.

Часто молодые ребята уходят в торговлю. Но не смотря на кажущуюся простоту это дело весьма сложное. Важны такие способности, как коммуникация, креативность и организаторские способности.

Переводчик должен обладать хорошей памятью, уметь общаться и знать подходы к людям различных культур, а также владеть группой интеллектуальных способностей. Профессия сложная, но интересная.

На доске Вы видите перечень способностей. Давайте теперь поговорим о Ваших профессиях и запишем на доске недостающие способности.

{Беседа с классом}

Хорошо. Мы видим, что коммуникация, т.е. общение фигурирует абсолютно везде. И это логично, трудно представить себе профессию, где не нужно общаться с людьми. Поэтому необходимо развивать эту способность в себе, и это будет ключом к вашему успеху. Сейчас, я предлагаю проверить такие аспекты Вашей личности, как уровень Вашей общительности и чувствительности.

  1. Тестирование.

  1. Люди были бы счастливее, если бы больше времени проводили в обществе своих друзей:
    а) да;
    б) верно нечто среднее;
    в) нет.

  1. Я участвую в спортивной жизни школы:


а) очень редко;
б) от случая к случаю;

в) довольно часто.

  1. Мне бы хотелось учиться одному, а не вместе с классом:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

  1. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:

а) если я обсуждаю их с другими;

б) верно нечто среднее;

в) если обдумываю их в одиночестве

  1. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:

а) очень;

б) немного;

в)совсем не беспокоит.

  1. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

7. Я лучше усваиваю материал:

а) читая хорошо написанную книгу;

б) верно нечто среднее;

в) участвуя в коллективном обсуждении

8. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:

а) в коллективе;

б) не знаю, что выбрать;

в) самостоятельно

  1. Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим друзьям:

а) да;

б) верно нечто среднее;

в) нет.

  1. Я охотно участвую в общественной жизни школы:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Ответы опрашиваемого надо сравнить с ключом. В случае совпадения буквы, указанной в ключе, и буквы ответа, который выбрал опрашиваемый, за данный ответ начисляется 2 балла.

За промежуточный ответ «б» всегда начисляется 1 балл.

В случае несовпадения буквы ответа и буквы ключа начисляется 0 баллов.

16а

26а

36в

46а

56а

66в

76в

86а

96в

М

Фактор М

Высокая оценка +М — предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.

Низкая оценка —  — зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Тест № 2

  1. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу: а) да;
    б) затрудняюсь ответить;
    в) нет.
  2. Я поддерживаю дома порядок и всегда знаю, что где лежит:
    а) да;
    б) верно нечто среднее;
    в) нет.
  3. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:

а) это верно;
б) не уверен;
в) это неверно.

  1. Выполняя какую-либо работу, я не упокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначи-тельные детали

а) верно;
б) среднее;
в) неверно.

  1. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:

а) часто;
б) иногда;
в) никогда.

  1. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:

а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.

7.  Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил:

а) согласен;
б) не уверен; в) не согласен.

8. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока буду полностью уверен в своей правоте:

а) всегда; б) обычно;

в) только если это практически возможно.

  1. Разговаривая, я склонен:

а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову;
б) верно нечто среднее;


в) прежде хорошенько собраться с мыслями.

  1. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет возможность настоять на своем:

а) да;
б) не уверен;
в) нет.

ключ

17а

27а

37а

47в

57в

67в

77а

87в

97а

Фактор Н

Высокая оценка +Н — контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам. Низкая оценка –Н — импульсивный, неорганизованный.

Тренинг.

Времени у нас остается все меньше, и я предлагаю перейти от слов и тестов к делу. Начнем с первого разминочного упражнения:

Упражнение «Прелестная штучка»

Цель: развитие навыка привлечения внимания собеседника^

Ведущий просит участников показать имеющуюся при

себе вещь, которая им очень нравится, и рассказать о ней и о своем отношении к этой вещичке, о своих чувствах по этому поводу.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: дать возможность участникам группы выразить свои чувства через «Я-высказывание».

Упражнение выполняется в парах. Один член пары завязывает (закрывает) глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что Вы общаетесь с незрячим человеком. Вы имеете возможность в течение 10 минут ознакомить его с окружающим миром через тактильные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв для него мир. Упражнение выполняется молча». В паре партнеры выполняют обе роли. В кругу участники упражнения должны выразить свои чувства и переживания через «Я-высказывания».

Упражнение “Конкурс фантазеров”

Цель: развить воображение и речевые навыки

Одному участнику задается вопрос, на который он не знает ответа. Это может быть шуточный вопрос или просто вопрос на несуществующую тему. Например, “Расскажите содержание журнала “Техники 22 века”, выпуск мая 2145 года”. Участник должен ориентироваться по названию и развивать тему, заранее не зная, какие вопросы ему будет задавать аудитория.


Список литературы:

1. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е,ПМ Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции — М.: Академический Проект; Трикста, 2006. — 112 с. — (Информационные технологии).

2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев

А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА  В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...

Диагностика коммуникативных способностей педагога

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и лич...

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Критерии отслеживания коммуникативных способностей учащихся с ОВЗ

Критерии отслеживания коммуникативных способностей учащихся с ОВЗИсточник-сеть...

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по английскому языку у дошкольников в МОУ ДОД ДТДМ «Истоки»

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического ...