Классный̆ час «В жизни всегда есть место подвигу»
методическая разработка (5 класс) на тему

Чиркова Татьяна Юрьевна

Классный час  для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

(2015/2016 учебный год)

Номинация: Организация воспитательного процесса

Название работы: Классный час «В жизни всегда есть место подвигу»

Автор: Гуляева Долгор Матвеевна

Место выполнения работы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35»

Классный̆ час

«В жизни всегда есть место подвигу»

                                                                Гуляева Долгор Матвеевна,

 классный руководитель 6Е класса

Улан-Удэ

2015 г.

Жажда романтики, героизма, подвига – одно из наиболее ярких устремлений подростка. Но тотальная дегероизация российской истории принесла свои плоды: утрата нравственных ориентиров, отсутствие патриотизма, нежелание служить в армии, отрыв от корней, нарушение преемственности поколений и т.д.

Результаты социологических исследований говорят о том, что современные российские подростки не знают героев Отечества, не могут назвать имён или называют в качестве героев голливудских актеров.

Предлагаемый классный час  даёт материал для обсуждения таких понятий как героизм, подвиг, непризнанный подвиг.

Цели: 

расширить представление детей о подвиге и героизме;

раскрыть образ героя на примерах из истории Великой Отечественной войны и современной жизни

формировать позитивную нравственную оценку таких качеств как чувство долга, патриотизм; способствовать развитию критического мышления, умения анализировать события и поступки людей;

формировать активную жизненную позицию; способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.

Форма: Круглый стол

Подготовительная работа:

  1. Просмотр фильма о детстве, о школьной жизни, о друзьях, о службе в армии Алдара Цыденжапова.
  2. Обзорная экскурсия по памятным местам Улан-Удэ.
  3. Подготовить презентацию и распределить материал об Алдаре Цыденжапове среди ведущих (2 ученика).
  4. Подобрать и раздать стихотворения (2 ученика).
  5. Подготовить книжный обзор «Самые нужные книги» (2 ученика)

Оборудование:

  • толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
  • статья «Непризнанные подвиги» из газеты «МК» В Бурятии» от 14-21 января 2015 г.
  • выставка книг: «Слава Алдара», «Герои Великой Отечественной войны из Бурятии», «Главные книги о России», «Шаг в бессмертие». «Афганская война: боевые операции», «10 мифов о Второй мировой»
  • музыкальная композиция Б. Гребенщикова «Под небом голубым»
  • мультимедиапроектор

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Беседа о значении слов: герой, героизм, подвиг.
  3. Герой Советского Союза? Отзыв ученика о статье «Непризнанные подвиги» из газеты «МК» В Бурятии» от 14-21 января 2015 г.
  4. Репортаж о подвигах наших современников
  5. Только ли на войне есть место подвигу? Герой нашего времени. Презентация о герое Российской Федерации Алдаре Цыденжапове.
  6. Книжное обозрение «Самые нужные книги».
  7. Формула подвига (математическая пауза).
  8. Работа над стихотворениями.
  9. Практическая работа.
  10. Заключительное слово.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Классный руководитель: Добрый день, ребята, уважаемые гости.

Тема нашего классного часа «В жизни всегда есть место подвигу». 

Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопросы:

  • Герой. Кто он?
  • Что такое подвиг?
  • Только ли на войне есть место подвигу?
  • А бывают ли непризнанные подвиги?
  • А в мирное время можно ли совершить подвиг?
  1. Беседао значении слов: герой, героизм, подвиг.

Классный руководитель: Как вы понимаете слово «герой»? (мнения учащихся)

Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие «Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова».

Герой –

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме? (Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

Как вы понимаете слово «подвиг»? (ответы учащихся)

А вот такое определение даётся в словаре.

Подвиг

самоотверженный героический поступок.

Когда мы чаще всего используем в разговоре эти слова: герой, героизм, подвиг?  (Когда говорим о войне.)

Истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете,и какие подвиги они совершили? (ответы учащихся)

Назовите Героев Советского Союза из Бурятии (ответы учащихся)

Да, эти герои – настоящие герои, признанные герои.

  1. Герой Советского Союза? Отзыв ученика о статье «Непризнанные подвиги» из газеты «МК» В Бурятии» от 14-21 января 2015 г.

Классный руководитель:

Вот у меня в руках статья «Непризнанные подвиги»  из газеты «МК» в Бурятии от 14-21 января 2015 года.Об этой статье нам расскажет ЦыремпиловаАлтана.

При снятии блокады Ленинграда участвовал и наш земляк – легендарный снайпер Арсений Етобаев. «Истребительный» счет одного из лучших стрелков Великой Отечественной войны, награжденного орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени составляет 356 убитых фашистов, 2 сбитых самолета, 18 подавленных дзотов и обученных им 46 бойцов-снайперов. За совершенные подвиги Арсения Михайловича представляли к присвоению звания «Герой Советского Союза». Однако в январе 1943 года он был тяжело ранен в бою и срочно эвакуирован в тыл. Лечение затянулось до конца 1944 года. Став инвалидом, снайпер уже не смог попасть на фронт в свою часть. Видимо, все это помешало оформлению соответствующих документов. В 1995 году, в 2009 году  Министерством внутренних дел Бурятии подавались  документы о присвоении Арсению Етобаеву звания «Герой России», но получен был ответ, что в центральном архиве не обнаружены необходимые для этого сведения.

Классный руководитель: Значит, ребята,  бывают непризнанные подвиги? (ответы учащихся)

Классный руководитель:

А автор этой статьи ответила на этот вопрос так: накануне 70-летия Великой Победы настало время изучить штабные бумаги, наградные материалы, снайперскую книжку Арсения Етобаева, чтобы добиться справедливости. А также земляки и родственники стрелка уверены, что справедливость восторжествует.

А если вас, ребята, заинтересовала эта история, то вы можете стать следопытом: взять эту тему, исследовать её: за какие заслуги  давали звание «Герой Советского Союза», какой подвиг совершил наш герой, почему не присвоили звание ему и что можно предложить и сделать сейчас и выступить с докладом на научно-практической конференции. (ЦыремпиловаАлтана будет исследовать биографию Арсения Етобаева).

  1. Классный руководитель:

Эстафету героев Великой Отечественной войны продолжили герои нашего времени. Репортаж о подвигах наших современников подготовили Самсонова Октябрина, Озонов Максим.

  1. Классный руководитель:

Только ли на войне есть место подвигу?

А в мирное время можно ли совершить подвиг?  (ответы учащихся)

Герой нашего времени. Презентацию о герое Российской Федерации АлдареЦыденжаповеподготовили Лазарева Анастасия, Лазарев Максим.

Алдар Цыденжапов (см. Приложение 1)

1 слайд

Матрос Тихоокеанского флота ценой своей жизни предотвратил крупную аварию на эсминце «Быстрый». Он спас от возможной гибели корабль и 300 человек экипажа.

Миноносец «Быстрый» готовился к боевому походу. На борту были все триста членов экипажа. Командиры отдавали последние распоряжения. И вдруг в машинном отделении прорвало топливный трубопровод энергоустановки. Горючее под огромным давлением вырвалось наружу. Появилась искра – и мгновенно вспыхнул пожар.

Девятнадцатилетний машинист котельной команды АлдарЦыденжапов сориентировался моментально. Поняв, что через секунду корабль взлетит на воздух, Алдар кинулся в самое пекло, чтобы перекрыть топливо и предотвратить взрыв. На парне горела и плавилась одежда, дышать было нечем, но он продолжал закручивать вентиль. АлдарЦыденжапов 9 секунд находился в эпицентре пожара, под огнем доводя до конца работу. Матрос начал выбираться из отсека, только когда пламя ослабело. Удивительно, как ему удалось в тот момент не потерять сознание. Позже медики установили, что у матроса ожог 100 процентов поверхности тела.

Алдара в тяжелейшем состоянии увезли в госпиталь. Врачи четыре дня боролись за его жизнь. До последнего надеялись, что все обойдется. Но 28 сентября 2010 года АлдараЦыденжапова не стало. До дембеля он не дожил месяц.

2 слайд

По решению командования Цыденжапова посмертно представили к государственной награде. В ноябре 2010 года Алдару присвоено звание Героя Российской Федерации.

3 слайд «Каким он парнем был?»

4 слайд «Любил родных»

5 слайд «Любил свой родной Агинск»

6 слайд «Любил свой родной край»

7 слайд «Шаг в бессмертие» стихи

8 слайд  стихи

9  слайд

Матрос Тихоокеанского флота геройски погиб через месяц после своего  девятнадцатилетия. В этом возрасте обычно строишь планы на будущее, готовишься к нему, мечтаешь о нем. Алдар тоже строил, готовился, мечтал… Но он навсегда остался матросом  миноносца «Быстрый».

Классный руководитель:

Мы посмотрели с вами фильм «Подвиг АлдараЦыденжапова», узнали о его детстве, о школьных годах, о его работе в активе класса, о том какие письма он писал родителям, сестре-близняшке. О чём он мечтал? (ответ учащихся).

Героизм всегда сопряжено с риском, ведь Алдар ценой собственной жизни спас и миноносец, и команду в 300 человек. Он мечтал вернуться на Родину, получить образование, вернуться в родное Агинское, работать и помогать родителям. Не суждено было сбыться его мечте… Светлую память об Алдаре мы сохраним в памяти.

Герои войны, герои-солдаты совершали свой подвиг ради жизни, ради счастья других людей.

  1. «Самые нужные книги»  

Классный руководитель:

В. Высоцкий писал в стихотворении  «Баллада о борьбе» такие строки:

Если, путь прорубая отцовским мечом,

ты соленые слезы на ус намотал,

если в жарком бою испытал, что почем,

- значит, нужные книги ты в детстве читал!

Добро и зло, героизм и трусость, верность и предательство – все это в детстве нам открывают книги. В Советском Союзе у молодежи были книги и фильмы, на которых воспитывались целые поколения.

Какие книги сейчас рассказывают о подвигах и героях?

Что читать современному российскому подростку? Вот несколько книг, которые должен прочитать каждый. Книжный обзор подготовила Цыренова Татьяна.

  • Книга  «Слава Алдара» повествует о жизни героя до армии в родном Забайкалье и о службе на миноносце «Быстрый».
  • Книга «Герои Великой Отечественной войны из Бурятии» рассказывает о жизни 55 героев-земляков (число героев разнится в разных источниках)
  • Издательством «Эксмо» в серии «Главные книги о России» выпущена книга «7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне». Книга посвящена 65-летию Великой Победы. В ней подробно рассказывается о семи судьбоносных боях Красной армии, определивших дальнейший ход нашей истории (Брестская крепость, сражения за Москву, Ленинград и Сталинград, Курская дуга, освобождение Белоруссии и взятие Берлина).
  • «10 мифов о Второй мировой» Алексея Исаева(Издательство «Эксмо».Серия «Мифы Великой Отечественной»). Известный историк опровергает самые расхожие мифы о Второй мировой войне. Разоблачает ложь и клевету, навязанную нам литературой и кинематографом.
  • Олег Дементьев и Владимир Клевцов «Шаг в бессмертие». Эта книга рассказывает о подвиге гвардейцев-десантников легендарной 6-й роты. Они преградили путь бандитам, которые прорывались из Чечни в Дагестан через Аргунское ущелье. Восемьдесят четыре воина погибли, но не сдались. В книге представлены биографии и фотографии всех погибших воинов, показан их путь в бессмертие.
  • «Афганская война: боевые операции» ВалентинаРунова. Это первая полная энциклопедия боевых операций Афганской войны.

          Все эти книги есть в нашей школьной библиотеке. Ребята, прочитайте их. Мы будем участвовать в конференции «Мы читаем книги о войне».

  1. Формула подвига (математическая пауза).

Классный руководитель:

Мы узнали о героях войны, современной жизни. Герои России... Их судьбы такие разные и такие похожие. Какова же она, формула героизма, формула подвига? Из каких величин складывается эта формула?

А теперь, мы попробуем вывести  «Формулу подвига». Ее вместе с нами попробует вывести Хамаганов Эдуард.

Мне кажется, что главные составляющие этой формулы таковы:

• мужество;

• самоотверженность;

• высокая идея.

- Что означают эти понятия? (ответы учащихся):

Мужество– отвага, смелость, доблесть, решительность, бесстрашие и т. п.

Самоотверженность – жертвенность, готовность к смерти, забвение себя и т. п.

Высокая идея – Родина, любовь, жизнь, правда, справедливость, свобода, независимость и т. п.

Вот такая у нас получилась формула:

подвиг = мужество + самоотверженность + высокая идея.

  1. Классный руководитель:

А вы согласны со словами Максима Горького, которые стали темой нашего классного часа: «В жизни всегда есть место подвигу»? (мнения учащихся)

Значит, и в нашей жизни есть место подвигу?(мнения учащихся)

Давайте послушаем стихотворение Агнии Барто и постараемся понять его основную идею (читает стихотворение Брюханов Алексей)

А. Барто «О человечестве»

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!.

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Как вы можете охарактеризовать главного героя? (ответы учащихся)

Что мешает ему выполнить свои обязанности? (ответы учащихся)

Способен ли этот мальчик на подвиг?(ответы учащихся)

Какова основная идея этого стихотворения?(ответы учащихся)

Классный руководитель:Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать дела, достойные человека: помогать больному старику, гулять с младшей сестренкой, заботиться о близких нам людях.

Давайте жить, думая не только о себе, но и о других.

Давайте еще послушаем стихотворение С. Погореловского и постараемся понять основную мысль стихотворения. (читает стихотворение Варнавский Аркадий) 

С. Погореловский «Стать добрым волшебником»

Стать добрым волшебником,

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого–

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе – цветок,

Его листья повисли

Грустит он... О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем –

Галопом сестренка

Помчалась на нем.

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать ее думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, полатать...

Да надо

С уборкой возиться опять».

И ты совершаешь

Великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

-Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

Классный руководитель: Какова основная идея этого стихотворения? (ответы учащихся)

Как вы можете охарактеризовать главного героя? (ответы учащихся)

Хотите быть похожим на героев стихотворений? (ответы учащихся)

  1. Рефлексия. Практическая работа

Классный руководитель: А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить?

Подумайте и запишите на листочке (см. Приложение 2). (Ученики записывают и по желанию называют)

Пусть этот листок станет памяткой добрых дел, а может, даже и планом ваших действий. Заглядывайте в него почаще!

  1. Заключительное слово

Классный руководитель: Вам понравился наш разговор?

Чем вам запомнился наш классный час?

У каждого народа есть свои герои, и именно на их подвигах воспитывается молодое поколение. Наша Родина, Россия – страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет было больше, чем мирных. Но какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодежь была готова вновь встать на защиту страны, нужны примеры героизма, не показушного, а истинного. И эти примеры можно найти в нашей славной истории.

Я хочу закончить наш классный час словами Г.Т. Береговой, лётчика-космонавта СССР.

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно.К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные. Через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием».

Самое главное из нашего разговора можно сформулировать так:

Герои совершают героический подвиг ради жизни других людей, ради счастья других людей, во благо нас. А наша обязанность – хорошо учиться, трудиться, помогать, сопереживать, быть добрыми, открытыми, отзывчивыми, ответственными и, наконец, быть счастливыми.

И об этом счастье, о мечте, о светлом, о хорошем поётся в песне Бориса Гребенщикова.

Классный руководитель: Давайте, споём эту песню:

Звучит песня Б. Гребенщикова «Под небом голубым».

Классный руководитель: Ребята, будьте добрыми волшебниками, помощниками своих родителей, радуйте ваших учителей, мечтайте, идите к своей цели через план ваших действий и будут счастливы все люди, которые окружают Вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"

Урок     несет     большой     информационный     материал,...

Краеведческая работа "В жизни всегда есть место подвигу"

Автор: Гусарова ВикторияМесто учёбы: ученица 8 класса МОУ гимназия Московской области  г. Павловского ПосадаНаучные руководители: Минаева Е. Ю.- организатор ОБЖ...

Классный час. В жизни всегда есть место подвигу (5-7 классы)

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу", посвященный Дню Героя России, для 5-7 классов...

Статья для классного руководителя о программе «В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ» (5-9 классы)

Программа «В жизни всегда есть место подвигу» разработана в соответствии с целевыми установками ФГОС ОО.Целью Программы является формирование у обуча­ющихся основ гражданственности и п...

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу?"

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу?"...

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу"

Классный час "В жизни всегда есть место подвигу"...