Семья и школа
материал на тему

Доклад на тему семья и школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_shkola_doklad.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»

Методический совет

Семья и школа – пути эффективного взаимодействия в современных условиях (из опыта работы)

Зиновьева Л.А.

Январь 2017

Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание. 
Темы собраний, как правило, подбираются согласно возрасту детей и в соответствии с их актуальностью для данного класса. Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы. 
           Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

       Ни для кого не секрет, что деятельность школы, особенно школы-интерната, в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, и потому именно педагог должен инициировать взаимодействие с родителями. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают членами одной команды. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе нашей школы и педагога.

     Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.  Именно  семья  с  раннего  детства   призвана   заложить   в   ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители  не  имеют специальных  знаний  в  области  воспитания и привития навыков здорового образа жизни,  испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми. В своей совместной работе с   родителями стараюсь   использовать  наиболее  эффективные способы решения этой проблемы, определить  содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются  на мое стремление  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому постоянно веду  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы,   оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. В основном – это общение по телефону (с родителями Ковалева Л., Хошимова А.), а также практически еженедельные индивидуальные встречи (с родителями Шкуропат И. И Веретенникова В.) Почти все родители моих воспитанников хорошо идут на контакт. Живо интересуются своими детьми, их проблемами и успехами, предлагают свою помощь. Однако есть такие семьи, которые не интересуются жизнью детей вне дома. За таких воспитанников мне обидно, стараюсь чаще сама звонить таким родителям (Ковалев Л.) и общаться по телефону.

     Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Работая  со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание ребенка. Ведь положительный результат зависит  от  работы  с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. 

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:

1. Изучение условий семейного воспитания.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Совместная деятельность родителей и детей.

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

   В этом учебном году активно использовала индивидуальные формы взаимодействия с семьей Веретенникова В. и Шкуропат И.

Классное родительское собрание остается основной формой работы с коллективом родителей и включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  2. Психолого- педагогическое просвещение.
  3. Обсуждение организационных вопросов (.).
  4. Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
  5. Личные беседы с родителями.

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе педагога является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. 

Главным направлением взаимодействия семьи и педагога должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность. К сожалению  родители нашего класса не проявляют активность в этом плане. Хотелось бы, чтобы родители более ответственно подходили к вопросам взаимодействия со школой, а также принимали посильное участие в выставках, соревнованиях, проведении совместных праздников.

Сотрудничая  с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания  в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в  раскрытии  индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  1. педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  2. педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  3. педагогическому просвещению родителей;
  4. умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  5. единству требований школы и семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы

доклад на тему  "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого у...

Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»

Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....