Модель воспитания и социализации "Я-личность!"
материал на тему

Прядко Виктория Геннадьевна

Модель «Я- личность» способствует созданию условий для развития и становления личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_ya-lichnost.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Давно называют свет бурным океаном:

но счастлив, кто плывет с компасом!

 А это дело воспитания.

Н. М. Карамзин

Введение

В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны.

В отличие от образования, главная задача воспитания состоит в формировании у человека представлений о нравственных нормах и ценностях; оно стремится укрепить жизненную позицию и волю личности.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

За последние годы в образовательных учреждениях особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

В связи с чем, обозначены основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений: гражданско- патриотическое, нравственное и духовное воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культуротворческое и эстетическое воспитание, воспитание семейных ценностей, формирование коммуникативной культуры, экологическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности.

Актуальность

Несмотря на большую работу, проводимую в школах по воспитанию личности, меры, осуществляемые на государственном уровне для воспитания молодого поколения, все еще существует разрыв между усвоением обучающими основных ценностей и тем, что в жизни современного сообщества дети, по существу, остаются часто в условиях авторитарного режима школьной жизни. Все еще на первом месте стоит процесс обучения, завышенные требования, предъявляемые к детям, стрессовая ситуация при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, все это лишь усугубляет ситуацию. Дети, в которых воспитывают «доброе и вечное» погружаются в реалии современной жизни.  Это часто приводит к тому, что приобретаются только информация и знания, сам же опыт жизни противостоит этому, что приводит к разочарованию в ценностях открытого демократического общества, гражданской пассивности, отказу от участия в принятии решений. Школа недостаточно еще влияет на процесс формирования опыта гражданского, нравственного поведения, развитию творческого потенциала. Процесс становления и развития современного общества во многом связан с ценностями, целями, особенностями организации воспитательного процесса, со стилем взаимоотношений взрослых и детей. Профессия учителя физической культуры позволяет по-другому видеть детей на уроках физической культуры, но, особенно, во внеурочной деятельности. В процессе соревновательной деятельность легко увидеть уровень развития чувства коллективизма, воспитанности и нравственности, в походных условиях увидеть детей в процессе трудовой деятельности, умение адаптироваться в нестандартных ситуациях. Передо мной стала непростая задача: создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Придерживаясь основных принципов гуманистической педагогики, имея перед собой четкие целевые установки, мной разработана воспитательная модель «Я-личность», определены основные направления в работе с классом. В процессе выбора и разработки воспитательной модели класса я ориентировалась на определение ключевой идеи замысла воспитательной  системы нашей школы. Модель «Я- личность» способствует созданию условий для развития и становления личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

МБОУ СОШ №4 расположена в г.Аксае. В ней обучается 1254 учащихся. С 2015 года в школе реализуется Программа воспитания и социализации обучающихся на 2015-2020 годы, принятой на заседании ШМО классных руководителей, Протокол №6 от 06.02.2015г., деятельность которой направлена на освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общения, формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда, формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося, формирование экологической культуры.

- развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры;

- координация деятельности и создание условий по взаимодействию всех субъектов классного коллектива;

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, стремлению к получению компетентностных знаний;

- создание условий для формирования нравственного опыта воспитанников;

- развитие форм ученического самоуправления;

- помочь детям убедиться в социокультурной и личностной значимости ценностей здорового образа жизни, познания истины, саморазвития и самосовершенствования, активной жизненной позиции в процессе самореализации, добропорядочности и моральной ответственности, законопослушности и гражданской ответственности, патриотизма и преданности идеалам (Родины, семьи), индивидуальности и личного достоинства;

- совершенствование воспитательной системы классного руководителя.

Направления модели «Я-личность!»

В соответствии с направлениями, изложенными в Стратеги, опираясь на Концепцию воспитания (Ильинского Игоря Михайловича), Концепцию духовно-нравственного воспитания, а также закон об образовании РФ, а также программу воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ №4, мной разработана воспитательная модель класса «Я-личность!», включающая 11 блоков. Применив творческий подход при составлении модели, а также для легкого восприятия детьми основных воспитательных направлений, активное вовлечение их в реализацию данной модели, мной были придуманы следующие названия, соответствующих 11 направлениям Стратегии образования:

1.        Я- патриот (гражданско-патриотическое направление)

2.        Фабрика звезд (воспитание положительного отношения к труду и творчеству)

3.        Академия наук (интеллектуальное воспитание)

4.        Гармония души и тела (здоровьесберегающее воспитание)

5.        Общение без границ (социокультурное и медиакультурное воспитание)

6.        Культурный уголок (культуротворческое и эстетическое воспитание)

7.        Безопасный мир (правовое воспитание и культура безопасности)

8.        Семь-Я (воспитание семейных ценностей)

9.        Коммуникативная культура  (формирование коммуникативной культуры)

10.        Зеленый мир(экологическое воспитание)

11.        Территория добра и дружбы (нравственное и духовное воспитание).

Принципы воспитательной модели

  1. Принцип самоактуализации.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих творческих, интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально- приобретенных возможностей.

  1. Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося, уникальности  классного коллективов – это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член классного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

  1. Принцип субъектности.

Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

  1. Принцип выбора.

Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе.

  1. Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность классного коллектива. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

  1. Принцип доверия и поддержки.

 Решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Ожидаемые результаты.

-созданы условия для развития гуманистической системы воспитания, в которой на первом месте стоит личность ребенка;

- скоординированы и созданы условия по взаимодействию всех субъектов классного коллектива;

- учащиеся стремятся к получению компетентностных знаний, интеллектуальному развитию;

- учащиеся имеют нравственно-эстетический опыт взаимодействия с людьми разного возраста

- действует ученическое самоуправление;

- у детей сформированы ценности здорового образа жизни, социокультурной и личностной значимости познания истины, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, активной жизненной позиции в процессе самореализации, моральная, гражданская ответственность, законопослушность, патриотизм, индивидуальность и личное достоинство.

Этапы построения модели

1 этап – проектно-диагностический (сентябрь 2013 г. - декабрь 2013 г.):

-изучение научно-методической литературы, программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ №4, плана воспитательной работы школы;

-проведение входных диагностик (уровня воспитанности, комфортности нахождения в коллективе, взаимоотношений в семье и школе);

-выявление основных (приоритетных) направлений на каждом из этапов реализации модели;

-разработка плана воспитательной работы класса;

-разработка мероприятий для реализации модели;

 2 этап – практический (декабрь 2013 г. - май 2018 г.):

-утверждение концепции воспитательной модели класса с учетом реализации целевых установок и задач по выбранным направлениям;

-создание банка методик диагностики по выявлению эффективности выбранных форм работы;

-проведение мероприятий, направленных на реализацию модели;

-мониторинг этапов реализации модели после каждой учебной четверти;

 3 этап – обобщающий (май 2018 г. - июнь 2018 г.):

-анализ соответствия фактически сформированных качеств выпускников их предполагаемой модели;

- обобщение опыта работы классного руководителя

Реализация модели «Я-личность!».

  1. Я-патриот (гражданско-патриотическое направление):

Цель: создание условий для формирования ответственного отношения к своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

-сформированы представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского долга;

-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской патриотической позиции;

-учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

-сформировать представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-сформировать представления об институтах гражданского общества и общественном управлении, о правах и обязанностях гражданина России;

-развивать интерес к общественным явлениям, понимания активной роли человека в обществе;

-сформировать уважительное отношение к русскому языку, своему национальному языку и культуре;

-сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

-мотивировать активное участие в делах класса, школы, семьи, своего города, района;

-воспитывать уважение к защитникам родины;

-развивать умения ответственности за свои поступки.

-беседа, экскурсия;

-классный час;

-туристическая деятельность, краеведческая работа;

-просмотр кинофильмов;

-путешествия по историческим и памятным местам;

-сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания;

-творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования;

-участие в социальных проектах и мероприятиях;

-встречи с ветеранами и военнослужащими.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Ежегодно, участвуем во встречах с ветеранами, посещаем их на дому, активно участвуем в праздничных мероприятиях ко Дню победы, принимаем участие в акциях, которые проходят в школе «Письмо ветерану», «Я- гражданин России», «Моя малая родина», «Мы- патриоты». В период 2013-2016 г. принимали участие в смотре строя и песни, а исполнение песни «Служить России» было отдельно отмечено членами жюри. Участвовали в едином дне голосовании ШССУ. В 2014 году мы с ребятами совершили трехдневную поездку в город Волгоград. Поездка оказалась незабываемой! Передо мной вдруг открылись другие ребята, серьезные и повзрослевшие, а панорама Сталинградской битвы не оставила равнодушным ни одного из них.

Содержание деятельности

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Классный час «Требования к поведению школьников»

Встречи с ветеранами, поздравление ветеранов на дому, возложение цветов к вечному огню, участие в вечере-реквиеме.

Участие в акциях: «Письмо ветерану», «Я- гражданин России», «Моя малая родина», «Мы- патриоты», «Флаг России».

 Участие в смотре строя и песни.

Вахта Памяти.

Встречи с бывшими выпускниками.

История пионерской организации.

Классный час «Чего мы хотим и что с нами будет»

Деловая игра «Модель ученика 5-6 класса»

Музыкальная гостиная «Страшное лицо войны»

Просмотр презентации «Конституция,  как главный закон государства» (Знакомство с Конституцией РФ. Государственной символикой).

Беседа «Правила и нормы поведения в обществе: социальные нормы, правовые нормы».

Час рассуждения: «Незнание законов не освобождает от ответственности», справедливо ли это?

Диспут «Права на службе человека».

Классный час «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»

Сочинение «Мужество солдата, как мы это понимаем»

Классный час «С русским воином через века…» (встреча с отцами военнослужащими)

Классный час «Я помню, я горжусь»

Составьте список действий, которые могут вам навредить.

Классный час «14 февраля- день освобождения Аксая»

Литературная гостиная «А память, как колодец, глубока»

Классный час «Мой многонациональный город»

Конкурс плакатов «Я, ты, мы»

Беседа «Правовые отношения в ученическом коллективе»

Дискуссия «Добро и зло. Причины наших поступков»

Классный час «Я живу в России»

Классный час «Демократия и свобода- что это такое?»

Проект «Моя малая Родина»

Беседа «Поступки настоящего солдата». Из истории комсомольской организации.

Встречи: «Они учились и работают в нашей школе»

Презентация «Символика Аксайского района. Значение геральдических изображений»

Отношение к символам своей станы, государственный ритуал. «От первых стягов земли русской до знамени Победы»- музейный урок.

Классный час «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем»

«Мужество солдата. Как мы это понимаем».

Подросток и закон. Юридические границы подросткового возраста. Как вы понимаете выражение «риск-благородное дело».

Классный час «Мой дом- Россия»

Рассуждение на тему: «14 лет подросток уже отвечает по закону?»

Классный час «Люблю тебя, Аксай»

Классный час «Мораль и право»

Участие в реализации программы «Я-гражданин России!»

Конкурс чтецов «Поэзия народов мира»

Ролевая игра «Суд над социально опасными преступлениями молодежи»

Тестирование: «Что вы себе не позволите, общаясь с любимым и дорогим для вас человеком?»

Лекция «Декларация прав ребенка»

Классный час «Современные войска»

Викторина «Знаешь ли ты трудовое законодательство?»

Особенности и традиции школы. Встречи с ветеранами педагогического труда.

Тест «Я-гражданин России» (права и обязанности несовершеннолетних)

Лекция. Сущность понятия гражданина. Права и обязанности гражданина. Право на образование и труд. Право на защиту своей страны. Что такое «закон». Что такое «общественный порядок». Ответственность за нарушение общественного порядка.

Классный час «Уходят ветераны…»

Литературная гостиная «Слово о родном крае»- «Поступки настоящего солдата».

Диагностическая беседа «Как я представляю свои права и обязанности гражданина».

Деловая игра «Создаем Конституцию класса».

Классный час «Мой дом, моя улица»

Ролевая игра «Воспользуйтесь своим правом».

Встреча-беседа с представителями органов внутренних дел «Правопорядок».

Урок-диспут «У войны не детское лицо?»

Классный час «Российский триколор»

Классный час-рассуждение: «я не поступаю так: это ниже моего достоинства». Долг и совесть. Разговор по существу.

Реализация программы «Зеленая планета», зеленые островки памяти.

Участие в военно-патриотической игре «Зарница».

Час общения «Твой друг-адвокат».

Конкурс на лучшую защитную речь «Да, он виновен, но заслуживает снисхождения»

Круглый стол «Свобода- это то, что позволено законом».

Классный час «Победный май»

Классный час «Права работника и работодателя».

2.  Фабрика звезд (воспитание положительного отношения к труду и творчеству):

Цель: создание условий для воспитания добросовестного, ответственного, дисциплинированного человека – труженика, формирование позитивного отношения к труду, воспитание трудолюбия. Развитие творческого потенциала учащихся.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность к познанию и истине; бережливость; трудолюбие.

-сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;

-учащиеся имеют представления о профессиях;

-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской патриотической позиции;

-учащиеся обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного творчества;

-учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-учащиеся имеют опыт участия в различных видах деятельности;

-учащиеся мотивированны к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

-сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-сформировать представления о профессиях;

-сформировать навыки коллективной работы;

-развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

-экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;

-классный час;

-беседа;

-презентация «Труд наших родных», сюжетно- ролевые экономические игры;

-конкурсы;

-трудовые акции;

-социально-значимые проекты.

Человек, не испытавший радости труда, успеха, никогда не полюбит труд…

        В 2014 году, в рамках данного направления учащиеся приняли участие в программе, разработанной в соответствии со стратегией российского образования с созданием условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников  «Как найти себя». Во время программы учащиеся не просто познакомились с разнообразными профессиями, а приняли непосредственное участие и смогли попробовать себя в разной трудовой деятельности. К классным часам прошу ребят написать сочинения на такие темы как «Самая важная профессия», «Все работы хороши…» и т.д. Сочинение Белоконь Ксении на тему «Профессия пожарный» в 2014 годах заняла первое место в районном конкурсе «Мы- с пожарными друзья!», получила звание «Лауреат» литературного конкурса «Взлет» в апреле 2015 года. древонасаждения» и др. Для развития творческих способностей, провожу классные часы с применением таких технологий как «Пять шляп», провожу тестирование с целью выявления творческих способностей учащихся, разработанной мной «Методикой выявления творческих способностей обучающихся», представленной на Фестивале инноваций в 2007 году. Участие в концертах и праздниках являются неотъемлемой частью классной жизни.

Содержание деятельности

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Классные часы, беседы, часы общения, дискуссии, школьные, городские и районные мероприятия, проекты.

Участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы.

Организация экскурсий на производственные предприятия, в детский «Город профессий».

Совместные проекты с родителями «Домик для птиц»

Встречи-беседы с родителями- людьми различных профессий.

Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых акций.

Волонтерская деятельность (с 14 лет).

Дежурство по кабинету, столовой. Генеральная уборка кабинета. Благоустройство территории. Участие в выставках, конкурсах.

Акция «Мастерская Деда Мороза»

Вовлечение в волонтерскую деятельность, ДОО, клубы по интересам, секции.

Час общения. Дело, действие, деятельность. Дело и безделье. Откуда берутся бездельники? Как найти дело по душе? Мир твоих увлечений. Как овладеть мастерством? Метод проб и ошибок. Учиться у мастера.

Демонстрация результатов своей деятельности. Участие в выставках, конкурсах поделок.

Диагностическая беседа «Много дел у человека».  

Деловая игра «Азбука мастерства».

Ролевая игра «Дело мастера боится».

Диалог-размышление «Дело, которое мне по душе».

Тест «Ваши способности».

Тренинг «Научился ли я беречь время?».

Сочинение. «Многообразие профессий».

Тестирование. Выбор профессии ради: богатства, карьеры, любимого дела, смысла жизни.

Анализ тестов. Сложность выбора профессии в современных условиях. Проблемы карьеры.

Диагностическая беседа «Хочу стать…»

Деловая игра «Защита профессий.

Диалог-размышление «Где стоит побывать в 15 лет для выбора профессии».

Защита профессий «Банкир, фермер или портной- кто же я такой?»

Подведение итогов защиты профессий. Выбор профессии сейчас- твое будущее.

Экскурсии на места работы родителей «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

Урок-викторина «Угадай профессию»

Игра «Остров профессий»

Всероссийский урок «Моя будущая профессия»

Тест «Как я воспринимаю информацию»

Час общения. Свобода и ответственность. Поведение в конфликтной ситуации. Интеллектуальный потенциал. Определение типа будущей профессии. Планирование профессионального будущего.

Выставка «Карьера. Бизнес. Образование» (область)

Классный час «Человек в мире профессий»

Тест «Подходящий вам тип профессий»

Тренинг. Формула успеха. Человеческий фактор. Слагаемые профессионального успеха. 

Анкетирование. Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся с привлечением специалистов Центра занятости населения

3. Академия наук (интеллектуальное воспитание):

        Цель: создание условий для развития умственного потенциала школьников, формирования современного мышления и коммуникаций, самостоятельности, способности применения полученных знаний в различных сферах деятельности (проектной, исследовательской и т.д.).

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Наука и знание. Интеллектуальный труд.

-учащиеся имеют представления о научном труде;

-учащиеся имеют опыт проектной деятельности;

-учащиеся обладают навыками исследовательской деятельности;

-учащиеся мотивированны к умственной деятельности, интеллектуальному труду.

-сформировать представления об интеллектуальном труде, исследовательской и экспериментальной деятельности;

-воспитывать уважение к умственному труду, старание;

-развитие памяти, внимания, воображения.-сформировать навыки проектной деятельности;

-развивать желание участия в конференциях, семинарах, предметных олимпиадах;

-формировать уважительное  отношение к результатам интеллектуальной деятельности других людей.

-формировать навыки ведения дискуссии, диалога, публичного выступления.

 -классный час;

-беседа;

-презентация «Научный мир».

-конкурсы;

-фестивали и научно-практические конференции;

-предметные олимпиады;

На одной из пресс-конференций В.В.Путин сказал:   «Если мозги утекают, значит, они есть. Уже хорошо. Значит, они высокого качества, иначе они никому не были бы нужны и не утекали».  

        В рамках этого направления провожу работу с одаренными детьми, активно поддерживаю их участие в предметных олимпиадах, предметных мини-проектах. Провожу классные часы на  тему «Это интересно знать»,  к которым прошу подготовить мини- сообщения. Провожу индивидуальную работу с отстающими учениками, строим индивидуальные маршруты «Исправления ситуаций». На конец 2015-2016 учебного года, все 25 учащихся 8-г успешно освоили программу и, переведены в 9 класс.

Содержание деятельности

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Научно-практическая конференция «Мир и мы».

Всероссийская олимпиада школьников.

Конкурс «Русский медвежонок»

Конкурс «Занимательный английский»

Игра «Математический бой»

Математическая игра «Кенгуру»

Участие в проектной деятельности (создание мини-проектов).

Конкурсы «Умники и умницы»

Игра «Знатоки»

Беседа «Для чего нужно учиться?».

Классный час «Через тернии к звездам»

Сочинение. Мир моих увлечений.

Тренинг. Решение интеллектуальных задач различной трудности.

Творческие задания (дневники читателя, книжки-раскладушки, поэтические книжки, сочинения разных жанров, модели геометрических фигур, сообщения, доклады, рефераты).

Экскурсии в библиотеку, в музеи

Интеллектуальные конкурсы и викторины.

Навыки конспектирования. Работа с научной статьей. Умение подготовить доклад. Анализ полученной информации. Аргументировано высказывать свою точку зрения. 

Классный час «Легко ли хорошо учиться?»

Классный час «Путь к успеху»

Презентация. Великие ученые, великие открытия.

Экскурсии в библиотеку, в музеи

Тематический урок информатики в рамках Всероссийской акции «Час кода»

Тематический урок «День славянской письменности и культуры»

Я сдаю ОГЭ (знакомство с приложением «ЕГЭ с РО»).

Беседа. Культура восприятия информации и ее воспроизведения. Культура монолога, диалога, дискуссии.  Культура постановки и разрешения проблем.

Реферирование. Работа с научной монографией. Формирование профильного мышления. Умение вести учебный диалог. Навык рецензии.

Факультативы, клубы по интересам.

Классный час «Мир науки».

Диспут «Отметка и оценка, разные вещи?»

Классный час «Интеллектуальное богатство»

Беседа. Как подготовиться к экзамену. Советы в помощь выпускнику.

Моделирование интеллектуальных задач

Экскурсии в библиотеку, в музеи, ВУЗы

4. Гармония души и тела (здоровьесберегающее воспитание):

Цель: создание условий для формирования у учащихся понимания ценности здоровья, освоение норм и образцов здорового образа жизни, обеспечение правильного физического развития, включенность детей и подростков в занятия современными видами спорта.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Здоровье физическое и психическое.

Стремление к здоровому образу жизни.

-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих;

-учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;;

-учащиеся имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-учащиеся имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

-сформировать представления о единстве и взаимовлиянии различных составляющих здоровья человека ;

-сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-сформировать представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

-сформировать представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

 -беседы, просмотр учебных фильмов;

-встречи со спортсменами, тренерами;

-прогулки на природе, походы;

-спортивные секции;

-подвижные игры;

-спортивные соревнования;

-классные часы;

-Дни здоровья.

Будучи  учителем физической культуры, данное направление имеет для меня большое значение. Не реже двух раз в году мы с ребятами ходим в поход в «Мухин сад», неоднократно посещали аквапарк «Н2О», где приняли участие в мини-соревнованиях по плаванию, в 2015 и 2016  году посетили батутно- акробатический центр «Вверх», где совместно с тренерами, ребята пробовали выполнять сложные перевороты и прыжки, не только на батуте, но и на акробатической дорожке. 8 учащихся нашего класса занимаются в спортивных секциях, а некоторые из них уже добились высоких результатов.  В 2016 году двое учащихся нашего класса Шевцов Игорь и Коломыдченко Илья, успешно пройдя вступительные испытания, поступили в Училище Олимпийского резерва г.Ростова-на-Дону, где продолжают показывать высокие результаты на уровне России. В 2015 году наши ребята приняли участие во Всероссийской зарядке, принимают участие в районных и внутришкольных соревнованиях. Что касается профилактики ЗОЖ, то провожу такие классные часы как «Я выбираю спорт», «Я за здоровый образ жизни», «Нет вредным привычкам» с просмотром социальных видеороликов. В сентябре 2015 года состоялся двух-дневный поход в «Зайцевку». В 2015 и 2016 году проведено родительское собрание с привлечением школьного врача, в план каждого родительского собрания вношу вопрос Охраны жизни и здоровья обучающихся, так как считаю, что только совместными усилиями, можно воспитать здоровое поколение.

Содержание деятельности

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Соревнования между классами по пионерболу, волейболу, баскетболу, футболу.

Легкоатлетическая эстафета.

Профилактика вредных привычек.

Спортивные мероприятия, подвижные игры.

Диспансеризация учащихся.

Сдача норм ГТО.

Акция «Спорт, как альтернатива вредным привычкам»

Беседы врача.

Всероссийская акция «Кросс Наций»

Профилактическая программа «За здоровый образ жизни», «Профилактика наркомании»,

Вовлечение учащихся в спортивные секции, детские объединения.

Час общения. Жизнь как ценность. Умение ценить жизнь свою и окружающих.

Классный час «Вредные привычки»

Деловая игра «Сам себе врач»

Исследование уровня остроты зрения.

Конкурс рисунков «В здоровом теле- здоровый дух!»

Конкурс сочинений по ЗОЖ.

Конкурс плакатов «Режим дня».

Как победить стресс? Тестирование на стрессоустойчивость.

Ролевая игра «Суд над вредными привычками».

Час общения. «Как победить пристрастие к вредным привычкам».

Конкурс плакатов «Спорт- это жизнь!».

Конкурс сочинений «Как быть здоровым».

Конкурс рисунков «Возьми за правило быть здоровым».

Классный час. Жизнь и здоровье человека. Быть сильным и ловким. Не хочу быть наркоманом.

Диагностическая беседа «Образ жизни».

Встреча с медицинскими работниками.

Видеоколлекция «Беда зовется наркоманией».

Беседа «Девчонкам о девчонках».

Беседа «Компьютер. Как сделать общение полезным».

5. Общение без границ (социокультурное и медиакультурное воспитание):

Цель: создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Толерантность; свобода совести и вероисповедания; национальная идентичность; народ и этнос;  

-сформировано представление о таких понятиях как: «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- владеют опытом восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве

-сформировать представления о единстве и взаимовлиянии различных составляющих здоровья человека ;

-сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-сформировать представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

-сформировать представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

 -беседы, просмотр учебных фильмов;

-встречи со спортсменами, тренерами;

-прогулки на природе, походы;

-спортивные секции;

-подвижные игры;

-спортивные соревнования;

-классные часы;

-Дни здоровья.

Тот факт, что все мы принадлежим к единому российскому народу, объясняю детям из русских, армянских, азербайджанских и иных семей. Национальная российская идентичность не поглощает этническую идентичность человека, а дополняет ее, расширяет и конкретизирует.

Содержание деятельности

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Проект 150 культур Дона

Программа «Воспитан-на-Дону»

Экскурсии

Презентация «Наши соседи».

Классный час «Те, кто живут рядом с нами».

Час общения «Мы такие разные?»

Урок-игра «Кухни народов мира».

Театрализованная постановка «Сказки народов мира».

Классный час «Вместе- мы сила! Дон многонациональный».

Классный час «Учимся жить в многоликом мире»

Презентация «Народы Северного Кавказа».

Просмотр видеоматериалов «Донское казачество. Быт, традиции, ритуалы».

Скажем «Привет» на разных языках.

Презентация «Игры Донских казаков, общее и различное с другими народами».

Проведение тематических классных часов по проблеме воспитания толерантности у учащихся, по профилактике экстремизма, расовой, национальной, религиозной розни.

Классный час «Мир без конфронтаций»

Конкурс сочинений «Толерантность — дорога к миру»

Урок игра «Давайте дружить народами»

Знакомьтесь,  я… урок-игра  определения национальности по предметам быта, ритуалам.

Презентация «Наш большой дом».

Классный час «Мы живем в России»

Конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина».

Час общения «Наш национальный менталитет».

Мастер-класс «Приемы эффективного общения».

В рамках этого направления провожу классные часы «Мы такие разные», «Дон многонациональный». Проведено родительское собрание на тему «Безопасный интернет детям», где основной задачей является привлечение родителей к проблеме вовлечения детей в социальные сети Интернета. На классных часах объясняю ребятам, что Интернет ресурсами нужно пользоваться с умом, находить необходимую информацию, создавать социальные видеоролики. Для мобильного получения информации родителями и учениками класса, а также с целью отвлечь ребят от соц.сети «В контакте» мной создана группа в программе WhatsApp, где ребята и родители могут получить любые ответы на вопросы не только у педагога, но и друг у друга.

6. Культурный уголок (культуротворческое и эстетическое воспитание):

Цель: создание условий для формирования способности к эмоциональному восприятию прекрасного, формирования аккуратности, эстетического вкуса,

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Красота, гармония. Самовыражение личности в творчестве и искусстве. Эстетическое развитие личности.

-ценностное отношение к прекрасному;

-умение видеть и ценить красоту в природе, быту, спорте и творчестве людей;

-учащиеся имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-самореализация в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

-воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов ;

-сформировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина;

-формирование культуры общения, эстетического участия в мероприятиях.

 -беседы;

-экскурсии;

-театральные постановки, литературно-музыкальные композиции;

-художественные выставки, уроки этики;

-классный час;

-просмотр учебных фильмов;

-праздники, коллективные игры;

-творческие проекты;

Ежегодно мы с ребятами принимаем участие в творческих конкурсах, различного уровня. Организуем праздники с привлечением родителей и других членов семьи. Посещаем театры и музеи. Когда в этом году я спросила: «Куда бы вы хотели поехать на зимние каникулы», получила единодушный ответ «В театр!», и это моя маленькая победа!

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

День знаний.

Творческие задания по предметам.

Посещение учреждений культуры.

Организация экскурсий по историческим местам.

Участие в творческих конкурсах, выставках, концертах, фестивалях.

Совместные мероприятия с библиотекой.

Вовлечение учащихся в ДО, секции, клубы

Красота в жизни человека. Понятие прекрасного. Бывают ли некрасивые люди?

Час общения «Искусство как пространство создания прекрасного».

Просмотр видеоматериалов «Красота в живописи, музыки, архитектуре, литературе».

Классный час «Уроки этики».

Конкурсы рисунков «Мамины глаза, папина улыбка…»

Сочинение «На кого мне хочется быть похожим».

Презентация «Народные праздники и обряды».

Классный час «Уроки этики».

Круглый стол «Правила хорошего тона».

Сочинение «Убеждения человека и его поступки».

«Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения» (проект)

Конкурс плакатов «Прекрасная сторона».

Танцевальный вечер «Приглашаем вас на бал».

7. Безопасный мир (правовое воспитание и культура безопасности):

Цель: создание условий для формирования глубокого понимания конституционного права, политических и правовых событий в обществе и государстве, ознакомление с законами государства, с культурой безопасности.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Правила безопасного поведения в быту, на улице, местах большого скопления людей. Безопасный мир. Безопасный дом. Информационная безопасноть.

-формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях;

-пропаганда безопасного поведения в различных ситуациях;

-учащиеся имеют знания ПДД, ПБ, правил поведения в случае возникновения нестандартных ситуаций;

-сознательное соблюдение различных правил безопасности;

-сформировать понимание сознательности при соблюдении правил безопасности;

-формирование знаний в области ПДД и ПБ;

-вовлечение учащихся в отряды ДЮП, ЮИД.

 -беседы;

-экскурсии;

-агитбригадные выступления;

-уроки безопасности;

-классный час;

-просмотр учебных фильмов;

-творческие проекты;

-встреча с представителями ОППН, сотрудниками ВДПО, ГИБДД, МЧС.

5 ребят являются членами ДЮП, а 4 являются членами отряда ЮИД. Оба отряда являются победителями районных и областных конкурсов. Ребята проводят профилактическую работу среди учащихся не только младших классов, но и старших, а также выступают на родительских собраниях. В этом учебном году в нашей школе прошла акция «Автокресло- детям!», посвященная проблеме безопасной перевозке детей, где ребята приняли активное участие. Проведены родительские собрания с привлечением сотрудника ОППН, социального педагога школы Лесничей Антонины Васильевны. Особое внимание уделяю профилактике правонарушений среди подростков, на классных часах провожу дискуссии на тему «Кто прав?», где выношу на обсуждение разные ситуации, возникающие в подростковой среде.

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Соревнования по пожарно-прикладному спорту.

Выступление агитбригады ДЮП, ЮИД.

Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.

Акция «Внимание, дети!».

Ежегодный конкурс «Мы с пожарными-друзья!»

Фестиваль «Таланты и поклонники»

Агитбригадное выступление «Твои помощники- ЮИД и ДЮП».

Участие в викторине по ПДД.

Праздник «Всегда на зеленый»

Агитбригадное выступление «Пусть знает каждый гражданин, пожарный номер- 01!»

Соревнования велосипедистов.

Урок-игра «ПДД мы соблюдаем, правила отлично знаем!»

Соревнования на лучшего регулировщика.

Театрализованное представление «Спички не тронь, в спичках- огонь!»

Агитбригадное выступление ЮИД, ДЮП

Экзамен по ПДД

Лекция «Лесные пожары. Причины появления, профилактика».

Час общения «Терроризм- угроза обществу!».

Правила поведения при возникновении нестандартных ситуаций.

Конкурс творческих работ «Жить без Опасностей».

8. Семь-Я (воспитание семейных ценностей):

Цель: создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Семья, родители. Семейные ценности. Традиции семьи.

-Формирование понятия семейные отношения, семейные ценности;

-учащиеся знают традиции своей семьи, бережно к ним относится;

-учащиеся имеют нравственно-эстетический опыт общения с разными поколениями внутри семьи;

-учащиеся умеют анализировать свои поступки, умеют строить отношения с другими людьми, членами своей семьи.

-сформировать представления о семейных ценностях, семейных отношениях;

-Воспитывать уважительное отношение к родителям, бабушкам и дедушкам;

-воспитывать бережное отношение к семейным традициям.

 -беседы;

-встречи с родителями;

-классные часы, совместно с родителями;

-праздники и мероприятия;

-родительские собрания

Семья- важнейший социальный институт. А.П.Чехов писал: «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» Однажды я задала ребятам написать мини-сочинение- счастливая семья это-, а затем прочитала лучшие на родительском собрании. И какого было удивление родителей, когда они услышали слова своих детей о заботе, любви и верности, совместных мероприятиях и о том, что хорошо, когда все дома и пахнет сдобой. Проведен  классный час «История моей семьи», на котором ребята рассказали о ярких моментах в жизни своей семьи. На родительское собрание была приглашена Свириденко Ольга Викторовна- школьный психолог. На особом контроле находится семья Моргуль Полины, совместно с социальным педагогом, разработан план работы с посещением семьи, и приглашением мамы Полины на Совет профилактики.

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Концерты для родителей.

Классный час совместно с родителями.

Конкурсы, выставки, фестивали.

Конкурс рисунков «Дерево моей семьи».

Мини-проект «Традиции моей семьи».

Соревнования «Папа, мама, я- спортивная семья!».

Классный час «Вместе- мы сила!»

Конкурс рисунков.

Конкурс фоторабот.

Конкурс творческих работ «Моя большая и дружная семья».

Просмотр семейных мультфильмов.

Презентации учащихся «Праздники моей семьи».

Праздник «Бабушки и дедушки».        

Конкурс видеороликов «Семейные ценности».

Конкурс презентаций «Старшее поколение моей семьи».

Беседы о самом главном.

Классный час «Ответственность перед своей семьей».

Опрос «Как мы общаемся с родителями».

Конкурс с защитой презентаций «Семейные традиции и профессии».

9. Коммуникативная культура (формирование коммуникативной культуры):

Цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Общение; убеждение; ораторское искусство; мобильность и коммуникабельность;

-Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления;

-Учащиеся имеют свою точку зрения, способны к самовыражению;

- создать условия для формирования опыта восприятия, производства и трансляции информации, культурного взаимообогащения;

Дискуссии.

Круглый стол.

Час вопросов и ответов.

Диспуты.

Конкурсы ораторского мастерства.

Предвыборная агитация (в рамках выборов в органы ученического самоуправления).

Участие в молодежных движениях, ДО, волонтерской деятельности.

К сожалению, подростки часто испытывают трудности в общении. Не всегда могут наладить контакт с другими людьми; не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации); не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека. Коммуникативные компетенции формирую в ходе проведения классных часов, совместных школьных мероприятий, через участие в смотрах, конкурсах, выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, через привлечение ребят в ШССУ, вовлечение ребят в работу школьного пресс-центра и видео-газеты «Четверка».

10. Зеленый мир (экологическое воспитание):

Цель: создание условий для воспитания бережного и уважительного отношения к природе, развития творческих способностей, интереса к окружающему миру, расширения кругозора учащихся.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Окружающая среда; бережное отношение к природе; Природа; мир вокруг нас; планета Земля; живое и неживое; забота о будущем; сохранение природных ресурсов.

-у учащихся сформировано бережное отношение к природе, окружающему миру;

-сформировано компетентное отношение к результатам деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;

-сформировано понятие экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

-формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

-формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Экологические десанты.

Акции.

Классные часы.

Беседы, лекции.

Просмотр видеоматериала.

Походы.

С целью экологического воспитания учащихся была организована поездка в Областной экологический центр, где ребята приняли участие  мероприятии, посвященному бережному отношению к питьевой воде. На практике смогли увидеть все этапы очистки воды. Проведены классные часы «Земля- наш общий дом», «То, что останется после нас…», посвященные вопросам бережного отношения к природе и природным ресурсам.

Содержание направления

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

Экскурсии в экологические центры, школу кинологов, Водоканал.

Экологический месячник.

Экологические акции.

Акции: «Покормите птиц зимой», «Зеленая планета», «Наш мир в твоих руках», «Вода- источник жизни».

Походы.

Сбор макулатуры.

Акция по раздельному сбору отходов.

Мини-проект «Маленькое дело для моей Родины».

Конкурс знатоков «О братьях наших

меньших».

Фотоконкурс «Вода – источник жизни»

Конкурс рисунков «Зеленый мир»

Выставка поделок из природных материалов «Дары природы».

Экологический КВН.

Конкурс фоторабот.

Выставка «Пластиковые бутылки. Вторичное использование.»

Агитбригадное выступление «Экологическая тревога».

Конкурс сочинений «О братьях наших меньших».

Конкурс видеороликов.

Беседа «Голоса природы».

Классный час «Сохрани зеленый мир».

Экологический десант.

Волонтёрская деятельность по очистки родников, заповедных зон.

11.Территория добра и дружбы (нравственное и духовное воспитание):

Цель: создание условий для развития внимательного и чуткого отношения к людям, культуры поведения, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, приобщения к общечеловеческим ценностям.

Ценностные установки

Планируемые результаты

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Представление о вере, духовной культуре. Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

Милосердие; честь, достоинство;

Справедливость.

-учащиеся имеют представление о моральных нормах поведения, нравственных поступках и этических нормах;

-учащиеся имеют нравственно-эстетический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

-учащиеся неравнодушны к проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящегося в трудной жизненной ситуации;

-у учащихся сформирована способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

-воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

-развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании и взаимной поддержке;

-сформировать представления о религиозной картине мира, роли православной культуры в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России

 -беседы,

-экскурсии;

-акции благотворительности, милосердия;

-проектная деятельность;

-классный час;

Особое внимание уделяю духовно-нравственному воспитанию. Считаю его наиболее важным, так остальные направления так или иначе содержат в себе духовно-нравственные принципы.

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников прописано, что современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы, что прописано в Законе «Об образовании» (Ст. 9, п. 6, ).

«Убежден, — подчеркивает В.В.Путин,  — что достижение необходимой динамики роста — проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества».

Разработаны классные часы: «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим…», «Мои жизненные ценности», «Вместе- мы сила!». В 2015-2016 учебном году участвуем в областном проекте «150 культур Дона», где представили еврейскую культуру. В рамках данного проекта приняли участие в мероприятиях, проведенных в х.Б.Салы, заняли почетное 2 место в спортивных состязаниях.

Новым и уникальным я считаю проведение диагностики духовно-нравственного воспитания учащихся с помощью разработанной мной «Методики оценки уровня духовно-нравственной воспитанности  учащихся», которая  позволит оценить эффективность уроков, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств. Подходит для обучающихся 5-7 классов и может применяться в любой образовательной области. Данная методика, включает:

  1. Опрос учащихся, наблюдения за учащимися.
  2. Анкетирование (оценивается по двум критериям: сформированного понятия, понятие не сформировано)  
  3. Тестирование (тест незаконченные предложения, диагностика духовно-нравственной мотивации)

Познакомиться с данными материалами более подробно можно на сайте.

https://nsportal.ru/pryadko-viktoriya-gennadevna

Содержание направления

5-6 класс

7-8 класс

9 класс

День матери.

Декадник инвалидов.

Акции «Не будь равнодушен», «Ладошка добра»

Организация экскурсий по историческим местам.

Участие в творческих конкурсах, выставках, концертах, фестивалях.

Классный час

Час общения «Кто любит меня-кого люблю я?».

Анкетирование «Мое отношение к другим».

Обсуждение и определение критериев нравственной воспитанности учащихся класса

Аукцион добра.

Конкурс рассказов «Добрые руки человеческой помощи»

Беседа «Правила честного поведения».

Классный час «Как стать порядочным человеком?».

Презентация «Нравственная культура человека. Правила приличия».

Кл.час «Ежели вы вежливы»

Уроки нравственности  «Спеши делать добро»

Фестиваль добрых поступков «Добро и зло в жизни человека. Доброе дело».

Беседа «Трудности в определении добра».

Час общения «Дать списать- добрый поступок?»

Беседа «Зло. Злой человек».

Классный час «Хотим ли мы зла себе и другим?»

Час общения «Откуда берутся добрые люди?»

Диспут «Может ли существовать мир без зла?»

Конкурс рассказов о красоте поступков.

Анкетирование «Межличностные отношения в нашей повседневной жизни».

Классный час «Что такое порядочность и честность?».

Конкурс сочинений «Нормы нравственности в семье».

Урок-игра «Искусство быть справедливым».

Беседа «Жизненно важные привычки».

Формирование мотивов нравственного поведения.

Беседа «Что значит жить достойно?»

Просмотр видеоматериалов «Духовность- внутренний мир человека».

Урок-игра «Моральная оценка поступков».

Анкетирование «Нравственные барьеры общения».

Конкурс сочинений «Нравственные отношения одной семьи».

Час общения «Решения и поступки».

Заключение.

Описанная выше воспитательная модель реализуется мною на протяжении  четырёх  лет, начиная с 2013 года по настоящее время. Полагаю, разработанная и реализуемая модель достаточно эффективна, результативна, характеризуется позитивной динамикой. Кроме того, реальные результаты и успехи, достигнутые в процессе реализации моей воспитательной модели, получили и продолжают получать положительные отзывы со стороны детей, их родителей, педагогической общественности.

Человек- это создание, испытывающее потребность в воспитании и способное к воспитанию. (Лангефельд) Компетентный воспитатель совершенно намеренно, т.е. не случайно, влияет на воспитанника для достижения определенных целей. А я поставила перед собой четкую цель: создать условия для воспитания в каждом из своих воспитанников «Настоящего человека».        

Список литературы.

  1. Конституция РФ.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ
  4. Программа воспитания и социализации учащихся МБОУ СОШ №4.
  5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
  6. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы. Н.Ф.Ромашина. – М., 2008.
  7. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
  8. Классные часы: 5, 6, 7, 8, 9 класс. А.В.Давыдова. – М., 2008.
  9. Классные часы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М., 2006.
  10. Мое здоровье. П.П.Кочеганова, Ю.в.Науменко. – М., 2008.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М., 2008.
  12. Патриотическое воспитание. И.А.Пашкович. – Волгоград, 2006.
  13. Познай себя. Г.К.Селевко. – М., 2006.
  14. Родительские собрания. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева. – М., 2005.
  15. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. О.В.Белоусова. – М., 2008.
  16. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева.– М., 2002.
  17. Формирование коллектива класса. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова. – М.. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание как социализация личности воспитанников интерната.

Из опыта работы - подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией и в дальнейшем к трудовой деятельности....

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в  с. Ремонтное....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Вопрос гражданско – патриотического  воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом.  К сожалению, в современном об...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Вопрос гражданско – патриотического  воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом.  К сожалению, в современном об...

Самоуправление – одно из средств воспитания и социализации личности ребенка.

Опыт использования ресурса самоуправления в коррекциооной школе...

Программа воспитания и социализации личности "Лестница успеха"

Данная работа содержит готовый материал для работы классного руководителя, соответствует современным требованиям ФГОС...