Внеклассное занятие АНТИ-СПИД
классный час (8 класс) на тему

Тиунова Людмила Владимировна

Внеклассное мероприятие (классный час) АНТИ-СПИД

Цель: Сформировать представление о СПИДе как реальной угрозе жизни человека, познакомить с основными мерами профилактики СПИДа.

Задачи:

1.    Привлечь внимание учащихся к проблеме ВИЧ и СПИД через информацию о путях заражения ВИЧ и возможности инфицирования.

2.    Развивать умения разбираться в методах и способах профилактики ВИЧ и СПИДа.

3.    Сформировать убеждение о необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни.

4.    Воспитывать внимательное отношение к себе, к своему здоровью, умение вести здоровый образ жизни.

Рекомендации по проведению мероприятия.

Данный материал может быть использован на уроках биологии, ОБЖ как отдельный дополнительный материал или как часть изучения таких тем, как «Иммунитет», «Кровь», «ЗПП», «Инфекционные заболевания»  и другие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_anti-spid.doc99.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1_anti-spid.ppt336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гайнская средняя общеобразовательная школа»

619650 Пермский край, Гайнский район, п. Гайны

АНТИ-СПИД

Внеклассное мероприятие

                   Автор:

                                                                 Тиунова Людмила Владимировна

                                                   МБОУ «Гайнская СОШ»

                                                      Учитель химии и биологии

                                               

Посёлок Гайны, 2016 год

Пояснительная записка.

Автор: Тиунова Людмила Владимировна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гайнская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие (классный час) АНТИ-СПИД

Цель: Сформировать представление о СПИДе как реальной угрозе жизни человека, познакомить с основными мерами профилактики СПИДа.

Задачи:

  1. Привлечь внимание учащихся к проблеме ВИЧ и СПИД через информацию о путях заражения ВИЧ и возможности инфицирования.
  2. Развивать умения разбираться в методах и способах профилактики ВИЧ и СПИДа.
  3. Сформировать убеждение о необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни.
  4. Воспитывать внимательное отношение к себе, к своему здоровью, умение вести здоровый образ жизни.

Рекомендации по проведению мероприятия.

Данный материал может быть использован на уроках биологии, ОБЖ как отдельный дополнительный материал или как часть изучения таких тем, как «Иммунитет», «Кровь», «ЗПП», «Инфекционные заболевания»  и другие.

Мероприятие «АНТИ-СПИД» можно использовать как отдельный самостоятельный материал, но лучше использовать цикл классных часов по теме СПИД/ВИЧ. Цикл предполагает изучение: СПИД/ВИЧ (механизм действия вируса, заболевание, стадии болезни) → пути передачи ВИЧ → меры профилактики.

Данный классный час является заключительной частью цикла: пути передачи ВИЧ → меры профилактики. Дети уже знакомы со строением вируса, механизмом его действия на организм и путями передачи.

Оборудование и оформление: АРМ (автоматизированное рабочее место), буклеты, карточки, высказывания о СПИДе, интересная информация о СПИДе, статистика и т.д.

Приёмы обучения: презентация, работа с карточками, обработка информации,  ведение беседы, самостоятельная познавательная деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1.А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Биология: 8 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; Издание 3-е переработанное.; М., Вентана-Граф, 2010

2.Климович В.Ю., Ерхова Н.В. «Знания сила СПИД  победила», М.; Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2005.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс/ под ред. С.В. Вангородского. – М.: Просвещение, 2010

4. Ru.wikipedia.org

Возраст детей: 8-9 класс

Дети делятся на группы и  рассаживаются за три стола.

№  

Ход мероприятия.

Комментарии.

1

Приветствие детей.

Показ презентации (Используйте Приложение 1 «Презентация»: слайды1,2,3,4,5,6 автоматически). В презентации рассказываются жизненные ситуации, при которых человек заражается ВИЧ.

Просмотр слайдов презентации (без обсуждения)

2

Учащимся предлагается сыграть в игру «Чёрная метка». Всем участникам раздаются чистые листочки бумаги (на одном листочке ставится любая незаметная метка карандашом, ручкой и т.д.). Затем учащимся предлагается собрать 3-5 подписей своих одноклассников. После сбора подписей учитель просит встать учащихся в круг лицом к центру и закрыть глаза. Подходит к участнику, у которого оказалась метка на листке бумаги. Этот участник должен обойти круг и положить позади учащихся, у которых взял подписи «чёрную метку» (кружок, крестик, галочку). Затем он становится на своё место, и далее обходит круг стоящий слева участник, у которого оказалась «чёрная метка», и кладёт метки тем участникам, у кого он взял подписи. До тех пор, пока круг не обойдёт последний участник. Ребята поворачиваются и собирают «чёрные метки». Педагог поясняет, что игра  «Чёрная метка» позволила смоделировать ситуацию, когда человек, не знающий о своей болезни, «заразил» людей, с которыми он общался, а те, в свою очередь, «заразили» других.  Таким образом была смоделирована ситуация распространения эпидемии.

Можно смоделировать игру по-другому: раздать химические стаканы с водой, и лишь в один стакан налить раствор щёлочи (у которого на дне поставить маленькую чёрную метку). Внешне эти жидкости не отличаются. Затем детям в течение 30 сек предлагается переливать часть жидкости в стаканы друг друга. После обмена жидкостями детям предлагается капнуть в стаканы несколько капель фенолфталеина (или опустить универсальную индикаторную бумажку). У кого жидкость окрасилась в малиновый цвет, те и «заразились».

Данная игра позволяет сделать акцент на необходимости изучения особенностей возбудителя заболевания и путей его передачи.  Данная игра способность вызвать у учащихся довольно сильные эмоциональные переживания. В данном случае учителю следует отметить, что это всего лишь игра.

3.

Учащимся предлагается повторить как происходит заражение ВИЧ.

(Используйте Приложение 1 «Презентация»: Показ слайдов:  8 – пути заражения ВИЧ,

9 – парентеральный путь,

10 – вертикальный путь,

11 – половой путь  По щелчку.) 

Желательно дополнять информацию, имеющуюся на слайдах.

4.

Учащимся предлагаются жизненные ситуации, написанные на листках бумаги.

1 группа учащихся выбирает ситуации, отражающие риск  заражения ВИЧ как «Высокий риск»

2 группа учащихся выбирает ситуации, отражающие риск  заражения ВИЧ как «Низкий риск»

3 группа учащихся выбирает ситуации, отражающие риск  заражения ВИЧ как «Нет риска» (Приложение №2)

Далее все члены обсуждают правильность своего выбора. В случае необходимости аргументируют перемещение карточек.

Презентация: Демонстрируются интересные факты о путях передачи ВИЧ (Используйте Приложение 1 «Презентация»: слайды 12,13,14 по щелчку)

После игры учитель объясняет, что в процессе упражнения каждый учился определять, насколько рискованной оказывалась та или иная ситуация с точки зрения передачи ВИЧ-инфекции. Формулируется вывод, что для сохранения  здоровья необходимо стараться избегать всех рискованных ситуаций, внимательно продумывать свои действия.

5

Далее учитель предлагает выполнить задания по группам: (можно предложить статистку о СПИДе в России, приложение 6)

Задание для 1-ой группы: составить для себя алгоритм  действий «Как не заразиться ВИЧ?» (Можно использовать комментарии психолога, приложение №3)

Задание для 2-ой группы: какие законы или правила вы предлагаете принять, для предотвращения распространения инфекции. (Можно использовать комментарии психолога, приложение №4)

Задание для 3-й группы: каким должно быть отношение к ВИЧ-инфицированным людям? (Можно использовать комментарии психолога, приложение №5)

Затем каждая группа отчитывается о проделанной работе. Можно предложить каждой группе основные тезисы написать маркером на ватмане.

ВИЧ-инфекция, подобно брошенному камню, распространяет вокруг себя волны, затрагивающие сначала ближайшее окружение человека – его семью, близких и знакомых людей. Затем последствия заболевания начинают сказываться и на всём общества в целом. Данное задание предусматривает  возможность активного участия в поиске информации по указанной теме и в осознании собственной позиции по отношению к ней.

6

После выступления 3-ей группы учитель переходит к символу протеста против истерии и невежества, против дискриминации  и общественной изоляции  людей, живущих с ВИЧ/СПИДом – это КРАСНАЯ ЛЕНТОЧКА. Показ презентации (Используйте Приложение 1 «Презентация»: слайд 14)

Раздаются красные ленточки всем участникам мероприятия в знак солидарности с акцией «Красная ленточка».

7

В заключении дети делятся своими впечатлениями о проведённом мероприятии.

-что узнали нового?

- над чем задумались?

- каково будет их поведение?

Учитель делает вывод о достижении (или не достижении) цели внеклассного мероприятия.

Приложения

Приложение №2

Нанесение царапины ВИЧ-инфицированным игроком здоровому во время спортивной игры.

Драка с ВИЧ-инфицированным

Обмен инструментами для инъекций

Укус комара

Использование общей расчёски

Укус бездомного животного

Дружеский поцелуй

Посещение бани

Переливание крови

Случайные половые связи

Посещение бассейна

Верность

Посещение парикмахерской

Разговор

Чихание

Пот

Слюна

Письменные принадлежности

Использование общей бритвы

Общественный транспорт

От матери к ребёнку

Кашель

Посещение общего туалета

Доноры крови

Рукопожатие

Общее полотенце

Татуировка

Употребление наркотиков

Слёзы

Домашние животные

Приложение №3

Комментарии психолога.

Если ты решил(а) заниматься сексом, то существуют следующие правила, чтобы обезопасить себя от ВИЧ;

  • Существуют безопасные альтернативы проникающему сексу, такие, например, как поцелуи и ласки.
  • Если ты занимаешься проникающим сексом, то при каждом половом акте необходимо пользоваться презервативом.
  • Если ты занимаешься сексом, выбирай партнера, которого ты уже достаточно хорошо знаешь и которому доверяешь.
  • Наличие одного партнера - способ уменьшить риск при сексуальных контактах. Тем не менее помни, что многие люди инфицировались ВИЧ именно от своего постоянною партнера. Даже в том случае использование презервативов необходимо!
  • Контрацептивные средства (таблетки, свечи и т. п ) могут защитить от нежелательной беременности, но они не защищают от ВИЧ и других инфекций. Даже если вы пользуетесь контрацептивами, необходимость использовать презерватива остается.

В большинстве случаев ты не знаешь, есть ли ВИЧ у твоего секс-партнера. Да и он сам вполне может этого не знать. У твоего партнера может быть много причин промолчать о том, что у него ВИЧ:    

  • не знает о своем заражении;
  • боится, что ты расскажешь другим;
  • не хочет тебя потерять,    
  • другие варианты.

Не перекладывай на него ответственность за свою безопасность!

Личная профилактика направлена на то, чтобы избегать рискованного поведения.

Другие меры безопасности: при прививках, внутривенном использовании различных инструментов, препаратов крови и т.п. необходимо требовать применения одноразовых шприцев и систем одноразового пользования. Следует требовать обеззараживания инструментов в парикмахерских, косметических салонах при бритье, маникюре, пирсинге и татуировке.

Приложение №4

Ваше содействие требуется по многим направлениям:

  • содержание и развитие служб, оказывающих поддержку людям, живущим с ВИЧ/СПИДом;
  • продолжение работы по привлечению внимания общества к проблеме предотвращения распространения ВИЧ-инфекции;
  • борьба с предрассудкам  по отношению к ВИЧ-положительным и дискриминацией людей, лично затронутых эпидемией;
  • распространение правдивой информации о путях заражения и распространения ВИЧ, получение информации об опыте борьбы со СПИДом в разных странах.

Существует множество вариантов.

Сбор достоверной информации. Стремитесь получить надежные современные данные о безопасном сексе, путях передачи заболевания, динамике роста числа больных и инфицированных, последних достижениях медицинской науки в той области, государственной политике. Необходимо уметь различить факты и домыслы.

Передача информации другим. Рассказывайте своим родственникам, друзьям, коллегам, соседям о ВИЧ/СПИДе, о том, как передается вирус и какие есть способы профилактики этого заболевания. Прекрасную возможность для подобных акций представляет Международный День борьбы со СПИДом.

Работа в качестве добровольца и финансовые пожертвования. Вносите средства на поддержку научных исследований, целью которых является разработки эффективных препаратов для лечения СПИДа. Поддержите местные СПИД-сервисные организации - поработайте в качестве добровольца или внесите средства.

Воздействие на общественное мнение. Рассказывайте другим о вашем вкладе в борьбу со СПИДом Не стесняйтесь высказывать свое суждении но поводу предрассудков, вызванных cтрахом и антиспидовской истерией в печати. Постарайтесь, чтобы люди поняли: СПИД - наша общая проблема. Не откладывайте, действуйте сейчас!

Приложение №5

КОММЕНТАРИИ ПСИХОЛОГА «ОТНОШЕНИЕ К БОЛЬНЫМ ВИЧ»

Вопрос о том, как следует реагировать на информацию об инфицированности твоего знакомого, друга или близкого человека, на сегодняшний момент может коснуться каждого из нас. И тут ответом на вопрос «Что нужно делать?» может служить только наличие у нас правдивой, достоверной, исчерпывающей информации о заболевании и путях его распространения. Если мы знаем, что ВИЧ-инфекция передается определенными путами, если мы предполагаем, какие наши действия, могут являться безопасными, а какие – повлечь за собой заражение, то правильно строить своё поведение становится достаточно просто. Необходимо не допускать тex ситуаций, когда риск заражения будет возможен, в тех же случаях, когда риск отсутствует, отношение с больными надо строить, исходя и следующих примерных принципов:

  • Не избегайте людей с ВИЧ в бытовых ситуациях и по месту учебы или работы. Включайте их в различные формы деятельности. Пусть человек ощущает, что он по-прежнему «встроен» в систему межличностных отношений с другими людьми. Помните, что для многих людей, положительно тестированных на ВИЧ или с диагнозом СПИД, основным кризисным вопросом является проблема: «Кто я теперь? Как мне дальше думать о себе? Отверг нут ли меня другие?»
  • Нe боитесь прикасаться к ВИЧ-положительному человеку. Пожатие руки, объятия  совершенно не опасны в плане заражения ВИЧ, зато они могут значительно повысить настроение больного.
  • Чрезвычайно важно дать понять собеседнику отношением и тоном вашего голоса, что он остаётся полноценным человеком, полноправным членом общества, обладателем человеческого достоинства. Это поможет ему не потерять опору в жизни и придаст силы для противостояния болезни.
  • Не обязательно при встрече все время говорить с больным человеком. Иногда ваше присутствие может быть гораздо важнее, чем разговоры.
  • Если в ходе общения будет затронута тема ВИЧ/СПИДа, не следует бояться обсуждать заболевание. ВИЧ-инфицированные люди часто нуждаются в разговоре о заболевании, чтобы привести в порядок свои мысли. Единственное, что необходимо помнить; информация, обсуждаемая при разговоре, должна быть достоверной и полученной вами из надежных источников. Все неточности, все заблуждения о СПИДе, пересказанные вами заболевшему, способны или излишне напугать его и вселить дополнительную тревогу, или вызвать неоправданные надежды.
  • Если это необходимо, поделитесь имеющейся у вас информацией об адресах, телефонах консультативных служб и службах помощи для людей, страдающих ВИЧ/СПИДом, помогите найти профессионального консультанта.  Возможно, именно ваша информация окажется нужной человеку и поможет ему в трудный момент.

Приложение 6

Официально зарегистрированные случаи ВИЧ-инфекции у граждан России

Год

Зарегистрировано
инфицированных
в текущем году

Зарегистрировано
инфицированных
всего

Прирост зарегистрированных
в текущем году
к предыдущему году

Умерло
в текущем году

Умерло
всего

Умерло на текущий год
от инфицированных за всё время

1994

887

364

41 %

1995

203

1 090

23 %

43

407

37 %

1996

1 513

2 603

139 %

96

503

19 %

1997

4 315

6 918

166 %

276

779

11 %

1998

3 971

10 889

57 %

265

1 044

10 %

1999

19 758

30 647

181 %

741

1 785

6 %

2000

59 161

89 808

193 %

1 667

3 452

4 %

2001

87 771

177 579

98 %

1 875

5 327

3 %

2002

49 923

227 502

28 %

837

6 164

3 %

2003

36 396

263 898

16 %

580

6 744

3 %

2004

32 147

296 045

12 %

486

7 230

2 %

2005

38 021

334 066

13 %

165

7 395

2 %

2006

39 652

373 718

12 %

9 396

16 791

4 %

2007

29 382

403 100

8 %

165

7 395

2 %

2008

68 576

471 676

17 %

15 302

35 226

7 %

2009

58 509

530 185

12 %

20 392

55 618

10 %

2010

59 396

589 581

11 %

10 969

66 587

11 %

2011

60 519

650 100

10 %

18 576

85 163

13 %


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНТИ-СПИД

Слайд 2

Я стал наркоманом 5 лет назад, в последний год моё состояние сильно ухудшилось. Всё время я проводил в подвалах. Родители, узнав, что я наркоман, отправили меня на лечение. В больнице мне сказали, что у меня СПИД. Ровно 4 месяца назад я уснул в больнице, но так и не проснулся ...

Слайд 3

У меня есть старший брат, я всегда гуляла с его компанией. Однажды мы отдыхали на даче, из девушек я была одна. Я слишком много выпила. Помню только, как надо мной издевались. Как оказалось позже, в тот вечер я заразилась СПИДом. Очень скоро я умерла.

Слайд 4

Я – бизнесмен, у нас двое детей, красивая жена, которой я никогда не изменял. Однажды по работе я поехал в длинную командировку в курортный город. Там я познакомился с девушкой… Она была больна СПИДом, но об этом я узнал лишь вернувшись домой. Через 2 года я умер.

Слайд 5

Сейчас мне было бы 14 лет, я была бы высокой брюнеткой с карими глазами. Каждый день я бы ходила в школу, а вечером на улице с ребятами пела песни под гитару. Но, к сожалению, моя мама заболела СПИДом ещё до того, как я родилась. Я умерла вместе с мамой, когда на Планету пришла весна.

Слайд 6

Мне было 10 лет, когда мы вместе с семьёй попали в автокатастрофу. Я истекала кровью, времени на проверку не было и мне сделали прямое переливание крови. Оказалось, что кровь была заражена ВИЧ…

Слайд 7

это страшное слово СПИД

Слайд 8

Пути передачи ВИЧ: Парентеральный (через кровь) Вертикальный (от матери ребёнку) Половой (при незащищённом половом контакте)

Слайд 9

Парентеральный путь Переливание крови и её компонентов Пересадка органов и тканей Использование общих принадлежностей для инъекции

Слайд 10

Вертикальный путь Через плаценту (во время беременности) Во время родов При кормлении грудью (грудным молоком)

Слайд 11

Половой путь Незащищённый половой контакт.

Слайд 12

Необычные факты о ВИЧ Чтобы заразиться ВИЧ через слюну, её потребуется 3 литра!

Слайд 13

Чтобы заразиться ВИЧ через пот, потребуется целая ванна пота

Слайд 14

Чтобы заразиться ВИЧ через слёзы, их потребуется целый бассейн!

Слайд 15

Символ памяти о СПИД-умерших, ныне живущих; Символ надежды на исцеление; Символ поддержки больным СПИДом Красная ленточка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Внеклассное занятие "В гостях у Шишкина".

Разработка внеклассного занятия "В гостях у художника Шишкина" для уч-ся школы VIII вида....

разработка внеклассного занятия для учащихся коррекционной школы VIII вида.

Данные занятия разработаны для учащихся 2-4 классов коррекционной школы VIII вида....

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

«АНТИ-СПИД и НЕТ НАРКОТИКАМ!»

«АНТИ-СПИД иНЕТ НАРКОТИКАМ!»...

Внеклассное занятие по ИЗО для 5 класса в преддверии 8 Марта (игра+творческое занятие)

Тематическая игра для 5 класса.Построена на основе телеигры "Своя Игра".Вопросы посвящены темам: художественные материалы и их свойства, картины, ка которых изобраены женщины, тематические в...