Поощрение и наказание в воспитании ребенка
материал на тему

Поощрение и наказание в воспитании ребенка. Рекомендации для родителей (на основании анкетирования).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Цели:

1.дать общее понятие о том, что можно воспитывать детей , не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

2.обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

На доске написана тема родительского собрания и цитаты:

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение».(Е.А. Аркин)

Предварительное анкетирование родителей:                                              баллы

1.Хорошо ли вы знаете своего ребенка?                                          

Да..                                                                                                                   3

Не очень.                                                                                                         2

Плохо.                                                                                                              1

2.Многоо ли внимания уделяете воспитанию своего ребенка?

Круглые сутки.                                                                                                3

5-6 часов в сутки.                                                                                            2

1-2 часа в сутки.                                                                                              1

3.Часто ли вы хвалите своего ребенка?

Всегда.                                                                                                              3

Иногда.                                                                                                             2

Никогда.                                                                                                           1

4.Как вы поощряете своего ребенка?

Радуетесь вместе с ним его успехам.                                                             3

Просто хвалите.                                                                                                2

Покупаете дорогие вещи, игрушки.                                                               1

5.Как вы наказываете своего ребенка?

Делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним.                                 3

Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер.                             2

Применяете физическую силу, не разрешаете гулять.                                   1

                           Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд.. И выполняя эту работу , вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаясь найти для вас и ваших детей самую подходящую систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на некоторые вопросы:

-Нужно ли наказывать детей?

-Когда и как это делать?

-Можно ли испортить ребенка похвалой?

-За что можно хвалить ребенка?

2.Индивидуальная работа родителей.

Перед каждым из вас лежит на столе лист бумаги и ручка. Поделите лист на две части. В 1 части напишите слова поощрения для своего ребенка, во второй части – слова , которыми ругаете.( 3 минуты).

3.Анализ результатов анкетирования.

По данному вопросу выступила психолог школы. Исследования , проводимые социологами позволили сделать следующий вывод- что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания , применяемые к ним родителями , являются «чтение морали» на повышенных тонах.

Воспитывать ребенка- нелегкое дело. Миф об ангельских чистых и кротких созданиях далеко не соответствует действительности. Дети не ангелы, но  маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуации , в которые дети нередко ставят своих родителей , нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний и словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок , которого бьют чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх , что может оказаться губительным для его развития. Ребенку осознать , что он подвергся телесному наказанию из-за своего поведения , для него гораздо естественнее считать , что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. И нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки- могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Принципом , которым мы должны руководствоваться- наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка, оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка , как следует себя вести.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

4.Заключительный этап.

5.Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей.