Статья "Взаимодействие воспитателя и обучающихся через систему педагогического воздействия в системе СПО"
статья на тему

Мазурова Наталья Анатольевна

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Каждый воспитатель должен сформировать свою систему педагогического воздействия на воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_vospitanii.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мазурова Наталья Анатольевна, воспитатель общежития

ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»

Взаимодействие воспитателя и обучающихся через систему педагогического воздействия в системе СПО

Среднее профессиональное образование (далее СПО) значительно отличается от общего и высшего образования. В сфере СПО готовят выпускников по профессиям и специальностям в соответствии со стандартами ФГОС СПО, согласно которым образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, с учётом стандартов WorldSkills Russia. Обучающиеся приходят из школ возрастом от 15 лет. Согласно статистическим данным 86% обучающихся поступающих на обучение в ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей» из семей с трудной жизненной ситуацией или подростки со сложной психикой, т.е. относятся к «трудным обучающимися». Многие из них даже еще не уверены, хотят ли они работать впоследствии по выбранной профессии. Все подростки имеют индивидуальные психолого-физические особенности и, учитывая контингент лицея, считаю, воспитательное взаимодействие должно строиться через систему педагогического воздействия воспитателей, классных руководителей, мастеров производственного обучения и обучающихся.         

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Каждый воспитатель должен сформировать свою систему педагогического воздействия на воспитанников. Как осуществляется система педагогического воздействия, расскажу на примере своего практического опыта воспитательной работы в группе обучающихся, проживающих в общежитии, с которой я работаю с 2014/15 учебного года.

Из собственной практики и теоретических основ я выделила элементы системы педагогического воздействия на обучающихся:

  1. Педагогический оптимизм;
  2. Профессионализм в своем деле;
  3. Заинтересованность в судьбе воспитанника;
  4. Желание уважать воспитанника как личность;
  5. Понимание душевного состояния обучающегося;
  6. Умение радоваться успехам, переживать за неудачи;
  7. Умение справедливо анализировать ситуации;
  8. Доверие к воспитанникам (особенно при поручении сложных дел «трудным подросткам»);
  9. Умение убеждать и держать свое слово.

Только данная система педагогического воздействия, включающая все перечисленные элементы, формирует авторитет воспитателя. В процессе собеседования при первом знакомстве нужно выявить индивидуально-психологические качества каждого подростка. Далее в первые три месяца обучения в лицее максимально уделять внимание каждому воспитаннику, составить психологический портрет, сформировать взаимоотношения в группе проживающих, создать микроклимат в группе так, чтобы каждый чувствовал себя важным, значительным. 

Для формирования системы педагогического воздействия необходимо разрабатывать план воспитательной деятельности (входящей в рамки функционала для воспитателей), включающий:

  1. Организацию эффективной деятельности самоуправления  в общежитии и лицее  через:
  • контроль старостой посещаемости, дежурства
  • организацию  участия  в спортивных мероприятиях лицея
  • организацию  подготовки внеклассных мероприятий
  • организацию участия в волонтерской деятельности
  • посещение муниципальных выставок, игр, мероприятий
  1. Организация и проведение значимых воспитательных мероприятий в общежитии (тематических праздников, встреч, экскурсий, конкурсов, участие в акциях и др.)
  2. Работу по профилактике пропусков занятий обучающимися по неуважительным причинам
  3. Индивидуальная работу с детьми из социально неблагополучных семей через вовлечение «трудных» и обучающихся из «группы риска» в мероприятия уровня лицея, муниципальные, региональные и др.

Согласно плану работы лицея, направления деятельности воспитательной работы включают в себя: гражданско-патриотическую деятельность, нравственно-правовую деятельность, профилактическую работу, культурно-эстетическую деятельность, трудовая деятельность и физкультурно-оздоровительную деятельность. С воспитанниками мы участвуем во всех мероприятиях лицея, и результатом такой активной работы является стабильная посещаемость, 100% успеваемости и большое количество грамот за успехи и достижения в спортивной и общественной жизни лицея и города.

Так, из выделенных элементов системы педагогического воздействия на студента важными считаю все. А основные традиционные виды педагогического воздействия: убеждение и внушение. Зная характерные особенности подростка, метод убеждения дает возможность добиться того, чтобы подросток следовал указаниям, а внушение направляет на внутреннюю установку, которая преодолевает лень, безразличность, пассивность обучающихся. Обязательный элемент – похвала. Умение радоваться успехам подростки очень чувствуют, достаточно поблагодарить, одобрить, оценить воспитанника и он готов к дальнейшим подвигам.

 Практическая значимость системы педагогического воздействия при работе воспитателя не может быть эффективной, если он не использует все элементы педагогического воздействия и не выполняет свои функциональные обязанности со стопроцентной отдачей.

Литература

  1. Радугина, А.А. Психология и педагогика. - [Текст] / А.А.Радугина.- М., 2000.
  2. Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия I Я.Л. Коломинский II Сов. педагогика. 1991. № 1O. С. З6-42.
  3. 16. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная психология. - [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.- Санкт-Петербург, 1999.
  4. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . - [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
  5. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-vzaimodeystvie-v-filosofskoy-sotsiologicheskoy-psihologicheskoy-i-pedagogicheskoy-literature#ixzz4dBIaG9Kz
  6. Официальный сайт Российского Образовательного федерального портала [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru
  7. Официальный сайт Педсовет [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...

Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.

Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые ...

Схема работы с обучающимися и родителями ДДТ по зачислению обучающихся через систему "Навигатор" дополнительного образования

Схема помогает педагогам при зачислении обучающихся первого и последующих лет обучения как на программы, находящиеся на муниципальном задании, так и на программы ПФДОД  через систему "Н...