МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ. КОРРЕКЦИЯ ЧЕРЕЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Статья. Разработка вопроса. Выступление на РМО.
презентация к уроку по психологии

Ментальные проблемы подростков (мною созданная презентация)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ментальные проблемы подростков. Коррекция через психолого-педагогическое воздействие. Педагог-психолог Малекина Гузель М унировна

Слайд 2

- Ментальное здоровье - Ментальные проблемы Состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться с жизненными стрессами, продуктивно учиться и эффективно работать, называется ментальным (психическим) здоровьем . Психические расстройства, связанные с нарушениями в мышлении, поведении и эмоциональной сфере – это ментальные расстройства . Дети в уязвимом возрасте, сталкивающиеся с дополнительными трудностями, находящиеся в депрессии, нуждаются в лечении, помощи и поддержке, хотя именно у них его сложнее заметить. ДЕПРЕССИЯ СУИЦИД

Слайд 3

Поступая в школу, 85% детей имеют те или иные нарушения соматического и психического характера, растет количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. По данным медицинской статистики, «уже в конце дошкольного возраста в 17 - 21% у детей регистрируются хронические заболевания». Патологические отклонения в работе опорнодвигательного аппарата имеют 30 - 32% детей, носоглотки - 21 - 25%, нервной системы - 27 - 30%, органов пищеварения - 27 - 30%, аллергические проявления регистрируют в 25% детей. С каждым годом наблюдается ухудшение состояния здоровья детей: болезненность, отклонения в работе внутренних органов, 90% выпускников - больные, или имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья»

Слайд 6

К серьёзным ментальным проблемам относятся: сенсо -ментальные нарушения (патологии зрительного аппарата, ЦНС, олигофрения, ЗПР, системные нарушения речи, органические нарушения артикуляционного аппарата, РАС, умственная отсталость) Поведенческие и эмоциональные расстройства (тревожные, фобические , тикозные, энурез и т.д ) Отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему миру Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми Отсутствие либо ограниченное понимание обращенной речи Не возникает интереса к игрушкам, новой форме общения – жестовой, не возникает своевременно лепет

Слайд 7

«Да он псих, не стоит с ним общаться!», «Мои дети не будут играть рядом с аутистом !», «Ходишь к психологу – ты что, душевнобольной?», «У тебя не депрессия, а лень!»… Все эти фразы – о стигматизации психических расстройств в нашем обществе. При этом, согласно исследованиям российских медиков, из-за негативных стереотипов и социальной дискриминации пациенты с психическими нарушениями нередко страдают даже больше, чем от самой своей болезни.

Слайд 8

Дети с ментальными нарушениями постоянно развиваются, точно так же , как и все остальные дети, они проходят те же стадии взросления, но медленнее и сложнее. То , что у здоровых детей происходит само собой, дети с ментальными нарушениями достигают с трудом. Поэтому они больше других нуждаются в повторении, для того чтобы понять и развить навыки, которые они смогут позднее использовать в сходных ситуациях (дома, в детском саду или школе).

Слайд 9

Ты просто ленишься! Больше работай, и все пройдет. Грустишь по пустякам, без причины! Посмотри – есть люди, которые живут гораздо хуже, и не убиваются так! Просто расслабься! Накручиваешь себя… Да нет у тебя никакой болезни! Мне вот тоже иногда грустно/тревожно. Что ж теперь, всем к психиатрам идти? Такие «советчики» просто не знают, что психика – физиологична, и причиной нарушенного настроения могут быть реальные сбои в работе нейромедиаторов и различных отделов головного мозга. За малозаметными симптомами могут скрываться серьёзные нарушения внутренних органов.

Слайд 10

Массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации , по существу, стали следствием «коллективной травмы»

Слайд 11

Модель психолого-педагогического сопровождения Направления: 1-Диагностическое 2-Коррекционно-развивающее 3-Психопрофилактическое 4-Информационно-аналитическое Участники: 1-Ребенок 2-Родители 3-Узкие специалисты Условия: 1-Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут 2-Взаимодействие с семьей 3-Мониторинг 4-Взаимодействие с другими участниками сопровождения

Слайд 12

Модель психолого-педагогического сопровождения Компоненты: 1-Профессионально-психологический 2-Организационно-просветительский Этапы: 1-Диагностический 2-Поисковый 3-Консультативно-проектировочный 4-Деятельностный 5-Рефлексивный Формы: 1- Индивидуальная 2-Групповая

Слайд 13

Модель психолого-педагогического сопровождения Принципы: - Дифференцированный подход 2-Индивидуальная программа сопровождения 3-Учёт структуры нарушения 4-Партнёрство с ребёнком и его семьёй 5-Непрерывность сопровождения. Цель – создание условий для компенсации психофизических и соматических недостатков детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями , развития их личности, индивидуальности , формирования готовности к саморазвитию, взаимодействию с окружающей средой.

Слайд 14

Таким образом, участниками сопровождения являются как дети с ментальными нарушениями, так и их родители. В структуре модели значимое место отводится совокупности условий, необходимых для реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ментальными нарушениями. Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований . Соответственно, и сама работа может строиться в моделях психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии . Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом , его профессиональной подготовки. Это могут быть: родительские клубы , систематические занятия, индивидуальная работа с матерью или отцом , поведенческий тренинг , групповые дискуссии, игры, инсценировки, родительские сочинения, клубы выходного дня и другие.

Слайд 15

Некоторые психолого-педагогические приемы и методы работы с ментальными нарушениями Майндфулнесс (конкретные приёмы самоподдержки ) - можно сказать, что это абсолютно иной, непривычный способ использования своего разума, особый способ мышления. Овладеть им можно путем регулярных тренировок, каждодневной формальной практики медитации, и для достижения ощутимых результатов она должна продолжаться не менее 10 минут в день. Базовая практика «Осознанное дыхание » ( п рактика осознанного дыхания – одно из ключевых упражнений в программе MBSR (программа снижения стресса на основе осознанности). Сенсорные игры ( помогут ребенку прийти в себя, избавиться от стресса и успокоиться) отработка жизненных и поведенческих моделей и сложных ситуаций . Стратегии формирования реакции, дифференциально поощряя ( д ля детей с ментальными нарушениями стимулом является поощрение. Но поощрять нужно за попытку выполнить задание и за успешно-выполненное задание, все остальное (неправильное выполнение задания, отказ от выполнения задания, истерики во время выполнения задания, не обращение внимания на взрослого и т.д.) поощряться не должны…Кстати, внимание – тоже жест поощрения. Формирование положительной Я-концепции ( это система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение) - способствует позитивному проявлению потребностей личности, эффективному развитию, успешности) - и др …

Слайд 16

Многолетние исследования психологической работы с детьми, имеющими ментальные нарушения, показывают эффективность индивидуальных форм проведения занятий со всеми возрастными категориями детей. Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста ребёнка, повышения самооценки, коррекции имеющихся негативных личностных отклонений. На индивидуальных занятиях происходит усвоение знаний, приобретённых во время групповых форм работы, а также создаются условия для самопознания, самораскрытия подростка.

Слайд 17

Модель здоровьесберегающей компетентности (психогигиена)

Слайд 18

Ну и на конец пара интересных фактов о головном мозге: Влюблённость можно увидеть на фМРТ -снимках

Слайд 19

Объём памяти мозга практически не ограничен Невозможно знать слишком много или получить столько новой информации, что её больше некуда размещать (хотя именно так и кажется после долгих совещаний). В нашем мозге, в отличие от компьютеров и телефонов, место никогда не заканчивается. Хотя, например, недосып может негативно сказаться на способности запоминать данные.

Слайд 20

Мозг работает активнее, когда мы спим Работая, мозг создаёт электрические поля, которые можно измерить на поверхности кожи головы с помощью метода электроэнцефалографии (ЭЭГ). Нам кажется, что во время сна мозг выключен, но на самом деле он работает даже активнее, чем днём. В период бодрствования он производит альфа- и бета-волны, а во время сна, особенно на его начальных стадиях, тета -волны. Их амплитуда больше, чем у других волн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков

Перед тем, как требовать от ребенка, чтобы он реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо чтобы подросток обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с соци...

Состояние проблемы изучения психолого-педагогической коррекции нарушений общения у детей с РАС

В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу  с аутичными детьми. В статье рассматриваюся  различные отечественные и зарубежные подходы к  развитию и коррекции речи...

Педагогический проект "Психолого - педагогические условия коррекции концертной тревожности учащихся ДШИ во время публичного выступления".

Внедрение данного проекта в учебный процесс позволяет дифференцированно и индивидуально подходить к концертному выступлению  каждого ребенка, совершенствовать и оптимизировать его исполнительскую...

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...

Психолого-педагогические методы воздействия на личность учащихся

В настоящее время психологическая наука и практика располагает большим количеством классификаций моделей сопровождения, в основе которых лежат самые разные критерии....

Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе

Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....