Жизнь на перепутье
рабочая программа (7 класс) на тему

Рагузина Галина Ивановна

Когда человек принимает ошибочные решения, это значит, что его моральные принципы лишены прочной основы. История человечества еще не знала эпидемий, подобных эпидемии СПИДа. Однако ее уникальность состоит в том, что ее можно остановить, если люди сознательно изменят свое поведение. Надежда на такое изменение вдохновила на создание программы «Жизнь на перепутье».Жизненные навыки- важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения. Каждое занятие  нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитания в них положительных установок и обучение их практическим навыкам, которые помогут им в осуществлении благих намерений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhizn_na_perepute.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь на перепутье.

Пояснительная записка

Эпидемию СПИДа, наркоманию, алкоголизм и насилие в современном мире можно считать признаками серьезной деградации наших душ, симптомами серьезных упущений в воспитании личности человека, его характера. Именно характер формирует наши нравственные ценности, от которых, в свою очередь , зависят наши решения. Когда человек принимает ошибочные решения, это значит, что его моральные принципы лишены прочной основы. История человечества еще не знала эпидемий, подобных эпидемии СПИДа. Однако ее уникальность состоит в том, что ее можно остановить, если люди сознательно изменят свое поведение. Надежда на такое изменение вдохновила на создание программы «Жизнь на перепутье». Жизненные навыки - важнейший компонент стратегии профилактики рискованного поведения. Каждое занятие  нацелено на расширение познаний учащихся в заданной области, воспитания в них положительных установок и обучение их практическим навыкам, которые помогут им в осуществлении благих намерений. Эти навыки основаны на качествах положительного характера, в том числе уважении окружающих, ответственности, надежности, заботливости и чувстве гражданского долга. Одна из ключевых тем  курса – это качества положительного характера и его значение для здоровой жизни и полноценных межличностных отношений. В этой связи повышенное внимание уделяется жизненным ценностям. Таким образом, подростки сами учатся реально смотреть на жизнь и видеть в ней перспективу. Программа рассчитана на 36 часов и предназначена для учащихся 11-12 лет.

Программа учебного курса "Жизнь на перепутье", разработана американскими психологами, педагогами и врачами. Авторы курса:

  1. Марша Болл, доктор педагогических наук.
  2. Дженни Серулльо, доктор философии
  3. Блэр Кук, доктор педагогических наук, директор «Международной школьной программы» и др.

Полное официальное название организации
(на русском языке):

Самарская городская общественная организация поддержки образования и нравственного воспитания молодежи «Молодежь на перепутье»

ФИО руководителя организации:

       Королькова Татьяна Петровна

Почтовый адрес организации:

443016, г. Самара, ул. Воронежская, д.120

Адрес офиса организации

(фактический адрес):

443105, г. Самара, пр. Юных Пионеров, д.150

Телефон и факс:

(846) 312-11-87

Адрес электронной почты:

xroads@samara.ru

ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Цель программы – помочь обучающимся увидеть опасность, обрести надежду на будущее и начать воспитывать в себе навыки воздержания от поступков, которые могут нанести вред.

Задачи:

  1. Привить группе подростков нравственные ценности и жизненные навыки, которые сохранят их здоровье, помогут не сбиться с пути к успеху и научат приносить пользу обществу.
  2. Научить подростка тем типам мышления, поведения, которые соответствуют определению положительного характера.
  3. Помочь учащимся прочно усвоить позитивные ценности и убеждения, которые являются важным фактором развития у человека способности к принятию правильных и разумных решений.

Программа содержит  два раздела:

  1. Отношения между людьми.

Отношения с другими людьми - родителями, братьями и сестрами, другими членами семьи, друзьями, соседями- играют важную роль в нашей жизни. Люди, с которыми мы устанавливаем отношения, способны решающим образом повлиять на принимаемые нами решения. В этом разделе речь идет о значении прочных отношений с другими людьми в нашей жизни, а также об умении выбирать друзей и самому быть другом, который всегда может помочь принять правильное решение.

  1.  Характер.

В этом разделе учащиеся отвечают на важнейшие вопросы, от которых зависит качество их отношений с окружающими: можно ли доверять обещаниям друга? Может ли он доверять вам? Умеете ли вы проявлять уважение? Ответственность? Доброту? Справедливость?. Какой вклад в жизнь своего общества вы готовы внести? Положительный характер и готовность постоянно принимать правильные решения, нравственные решения рассматриваются как наилучшая основа для здоровых отношений и разумного поведения в сложных ситуациях.

Раздел №1.  Отношения между людьми.

Тема занятия

Количество часов

1

Что нас ждет впереди?

3

2

Вот я какой

3

3

Роль отношений в нашей жизни

3

4

Спортивные соревнования «Мама, папа и я- дружная семья» (практическое занятие)

2

4

Настоящая дружба

3

5

Настоящая любовь

3

6

Проблема выбора

2

7

Проверочная работа

1

Итого:

20

Раздел №2. Характер.

Тема занятия

Количество часов

1

Воспитание характера

3

2

Опасность рационализации

3

3

Ответственность

3

4

Уважение

2

5

Образец положительного характера

2

6

Поговорим подробнее

2

7

Проверочная работа

1

Итого:

16

Раздел №1. Отношения между людьми.

Занятие №1. Что нас ждет впереди?

Цель- научиться принимать решения, которые помогут им жить здоровой и полноценной жизнью. Ученики наметят свои жизненные цели.

Необходимо усвоить:

  1. Неверные решения препятствуют достижению поставленных целей.
  2. Успех в достижении жизненных целей во многом зависит от наших отношений с другими людьми.

Ключевые понятия:

Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Ход занятия:

1. Игра «Какая дорога лучше?»

2. Беседа о жизненных целях.

3. Темы для личного дневника.

4.Заполнение странички «Что нас ждет впереди?»

 5. Слово к семье

Занятие №2. Вот я какой.

Цели:

  1. Узнают о пяти аспектах человеческого естества.
  2. Смогут привести два доказательства уникальности каждого человека.
  3. Напишут о себе стихотворение, которое поможет им выявить их уникальные качества.

Необходимо усвоить:

  1. Я обладаю особой ценностью, потому что уникален.
  2. Я обладаю особой ценностью, потому что «дивно устроен».
  3. Люди несовершенны.
  4. Я обладаю особой ценностью, потому что бесконечно любим.
  5. К тому, что нам дорого, необходимо относиться бережно и заботливо.

Ключевые понятия:

Уникальный – единственный в своем роде

Здоровье – состояние полного умственного, физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.

Ход занятия:

  1. Пять аспектов человеческой личности.
  1. Сочинение стихотворения «Вот я какой».
  2. Темы для личного дневника.
  3.  Слово к семье.

Занятие №3. Роль отношений в нашей жизни.

Цели занятия:

  1. Научиться составлять схему своих связей с окружающими людьми.
  2. Смогут объяснить, почему отношения с людьми- основа полноценной и успешной жизни.
  3. Смогут на примерах объяснить значение прочных отношений в жизни человека.

Необходимо усвоить:

  1. Говоря, что нет человека, который был бы как остров, мы подразумеваем, что ни один человек не в состоянии обходиться без других людей.
  2. Нам необходимо развивать отношения с людьми в важнейщих сферах нашей жизни.
  3. Нам необходимы прочные отношения с другими людьми.
  4. Нам необходимо развивать отношения с людьми, чтобы лучше осваиваться в новой или непривычной обстановке.

Ключевые понятия:

Остров: остров символизирует ощущение одиночества, изоляции, отсутствие связи с другими людьми.

Отношения – взаимосвязи человека с другими людьми.

Ход занятия:

  1. Обсуждение цитаты: «Люди друг для друга – самый надежный кров».
  2. Игра «Узел».
  3. Темы для личного дневника.
  4.  Слово к семье.

Занятие №4. Настоящая дружба.

Цели занятия:

  1. Перечислить основные признаки настоящей дружбы
  2. Рассказать о том, как обрести настоящую дружбу
  3. Составить план развития в себе качеств настоящего друга.

Необходимо усвоить:

  1. Признаки настоящей дружбы: обязательность, преданность, доверие и умение держать слово.
  2. Другие признаки настоящей дружбы: открытость и искренность в общении, уважение, умение прощать и стремление к укреплению дружбы
  3. Если хочешь найти себе настоящего друга, сам стань им для кого –то еще

Ключевые понятия:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – тот, кто связан с кем – то дружбой.

Ход занятия:

  1. Обсуждение качеств которые вы бы хотели видеть в своем друге.
  2. Пример настоящей дружбы- история из жизни.
  3. Признаки настоящей дружбы.
  4. Темы для личного дневника.
  5.  Слово к семье.

Занятие№5. Настоящая любовь.

Цели занятия:

  1. Ученики узнают, что такое настоящая и что такое ненастоящая любовь.
  2. Научатся распознавать некоторые признаки ненастоящей любви.
  3. Научатся отличать истинную любовь от ложной.

Необходимо усвоить:

  1. Настоящая любовь составляет основу любых прочных, длительных отношений.
  2. Любовь- это не просто чувство или эмоция. Любовь проявляется в поведении и поступках.
  3. Любовь никогда умышленно не подвергает риску другого.

Ключевые понятия

Настоящий – подлинный, действительный, неподдельный, оригинальный, истинный

Ложный- ошибочный, неправильный, мнимый, фальшивый, поддельный, неискренний.

Ход занятия:

  1. Представление сценариев.
  2. Любовь истинная или ложная
  3. Проявление любви.
  4. Темы для личного дневника.
  5.  Слово к семье.

Занятие №6. Проблема выбора.

Цели занятия:

  1. Сформировать некоторые свои жизненные ценности.
  2. Рассказать, как эти ценности влияют на жизнь.
  3. Объяснить связь между ценностями человека и принимаемыми им решениями.

Необходимо усвоить:

То, как мы расходуем свое время, силы и возможности, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Ключевые понятия:

Убеждение- прочно сложившееся представление об истинности определенной идеи.

Отношение к чему – либо- выражение позитивного или негативного чувства, основанного на убеждениях.

Ценности- представления человека о том, что в жизни имеет для него наибольшую значимость.

Ход занятия:

  1. Игра «На что потратить жизнь».
  2. Темы для личного дневника.
  3.  Слово к семье.

Занятие № 7. Проверочная работа.

Цель – обобщение, поведение итогов.

Форма работы: обсуждение, ответы на вопросы о материалах раздела.

Ход занятия:

1. Ответы на вопросы.

  1. Обсуждение и подведение итогов.

Раздел №2. Характер.

Занятие №1. Воспитание характера.

Цели занятия:

  1. Назвать качества и поступки, отражающие положительные черты характера
  2. Описать поступки, соответствующие «Золотому правилу»
  3. Объяснить, как воспитать в себе положительные черты характера.

Необходимо усвоить:

  1. По мнению некоторых людей в основе достойного поведения лежит «Золотое правило», которое звучит так: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними»
  2. Положительный характер выражается в способности всегда поступать достойно.
  3. Положительный характер можно развивать, принимая правильные, высоконравственные решения в сложных ситуациях.
  4. Положительный характер можно развивать, принимая правильные, высоконравственные решения в течение долгого времени.

Ключевые понятия:

Золотое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Положительный характер: совокупность духовных, психических свойств человека, выражающихся в достойном поведении.

Ход занятия:

  1. Работа в группах. Обсуждение профессий и качеств характера человека, принадлежащего той или иной профессии.
  2. Что значит вести себя достойно?
  3. Как воспитать характер?
  4. Кодекс поведения в классе.
  5. Темы для личного дневника.
  6.  Слово к семье.

Занятие №2. Опасность рационализации.

Цели занятия:

  1. Смогут объяснить, что такое рационализация поведения.
  2. Смогут оценить, насколько они сами склонны к рационализации поведения
  3. Узнают о различных проявлениях рационализации и научатся их распознавать.

Необходимо усвоить:

Рационализация поведения: в психологии – оправдание осуществленных  действий ложными причинами.

Ход занятия:

  1. Работа с таблицей «Подходы к принятию решений».
  2. Кодекс поведения в классе.
  3. Оценка различных проявлений рационализации.
  4. Темы для личного дневника.
  5.  Слово к семье.

Занятие №3. Ответственность.

Цели занятия:

  1. Привести несколько примеров того, как они могли бы лучше контролировать свое поведение.
  2. Оценить уровень своей ответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной и духовной.
  3. Опираясь на  «Пять принципов ответственности», разработать индивидуальный план повышения уровня своей ответственности в упомянутых выше сферах.

Необходимо усвоить:

  1. От того, какой выбор мы делаем сегодня, зависит наша способность ответственно подходить к жизни в будущем.
  2. Мы можем сами создавать свое будущее или безвольно плыть по течению, как бревно по реке.
  3.  Ответственное отношение к жизни начинается с сознательного решения.
  4. Ответственный человек управляет собой и своим поведением в течение всей своей жизни.
  5. Мы в ответе за себя и свое поведение во всех пяти сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной и духовной.

Ключевые понятия:

Ответственный- надежный, заслуживающий доверия и уверенный в себе.

Ход занятия:

  1. Беседа об ответственности.
  2. Пять принципов ответственности.
  3. Ваши ответственные поступки
  4. Области ответственности.
  5. Темы для личного дневника.
  6.  Слово к семье.

Занятие № 4 . Уважение.

Цели занятия:

  1. Привести три примера проявления уважения.
  2. Перечислить четыре основные сферы проявления уважения.
  3. Привести три примера, иллюстрирующих понятие «границы личности».

Необходимо усвоить:

  1. Все мы хотим, чтобы окружающие относились к нам с уважением.
  2. Когда мы ведем себя ответственно и относимся с уважением к другим людям, они начинают  доверять нам и уважать нас в ответ.
  3. Четкие границы личности- важный фактор человеческих отношений
  4. Люди, определившие для себя разумные границы личности, берут на себя ответственность за то, что происходит в их пределах, и уважают границы других.
  5. Людям со слишком легко проницаемыми границами, вероятно, не помешало бы чуть больше чувства уважения к себе. Людям со слишком жестко охраняемыми границами необходимо научиться уважать других.

Ключевые понятия:

Уважение- проявление почтения и заботы по отношению к другому человеку.

Граница – реальная или воображаемая линия, указывающая предел, который можно переступить лишь с чьего – либо разрешения.

Ход занятия:

  1. Игровые сценарии.
  2. Проявление уважения в четырех важнейших сферах.
  3. Границы личности.
  4. Таблица «На пути воспитания характера»
  5. Темы для личного дневника.
  6.  Слово к семье.

Занятие №5 . Пример положительного характера.

Цели занятия:

1. Познакомиться с историческими фактами из жизни Иисуса Христа и смогут их пересказать.

2. Узнают, какие качества положительного характера Иисус демонстрировал в течение жизни.

Необходимо усвоить:

  1. Иисус показывал людям, что они обладают особой ценностью. Он не жалел времени на общение и выполнял их просьбы.
  2. Иисус всегда думал о других больше, чем о себе.
  3. Иисус принимал нравственные решения в сложных ситуациях.
  4. Иисус всегда принимал правильные, нравственные решения

Ключевые понятия:

Образец поведения- поведение такого человека, который своими действиями и поступками воодушевляет людей и служит примером для подражания.

Ход занятия:

  1. Просмотр фильма «Иисус».
  2. Обсуждение фильма.
  3. Темы для личного дневника.
  4.  Слово к семье.

Занятие №6. Поговорим подробнее.

Цели занятия:

  1.  Рассказать, почему Иисусу Христу удавалось строить прочные отношения с людьми.
  2. Описать эпизоды из жизни Иисуса, когда он проявлял качества настоящего друга.
  3. Привести примеры того, как  Иисус проявлял уважение к окружающим и Самому себе.

Необходимо усвоить:

  1. Иисус был уникальным образцом добродетельного характера, проявлял такие качества, как надежность, уважение, ответственность, справедливость, заботливость и чувство гражданского долга.
  2. Иисус всегда поступал в соответствии с «Золотым правилом», что проявлялось в его отношениях с  окружающими.

Ход занятия.

  1. Что мы узнали о характере Иисуса Христа.
  2. Анализ характера.
  3. Стихотворение «Вот я какой».
  4. Темы для личного дневника.
  5.  Слово к семье.

Занятие №7. Проверочная работа

Цель – обобщение, поведение итогов.

Форма работы: обсуждение, ответы на вопросы о материалах раздела.

Ход занятия:

1. Ответы на вопросы.

  1. Обсуждение и подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Презентация - «Что перепутал художник?" для детей старшего дошкольного возраста

Внимание ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Малыш часто отвлекается, не может подолгу состедоточиться на одном виде деятельности. Произвольность внимания начинает формироватьс...

Африка на перепутье

С самого момента своего создания в 2001 году Африканский Союз поставил перед собой весьма амбициозные цели, среди которых – достижение мира на континенте, либерализация торговли, продовольственная без...

Сценарий праздника "День знаний или как Клепа перепутал праздники"

Конспект праздника, посвященного Дню Знаний «1 сентября в детском саду или как Клепа перепутал праздники».Персонажи: Ведущий; Клепа.Реквизит: искусственная елка; тетрадь; линейка; карандаш...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....