Главные вкладки

    Классный час. Закон обо мне, мне о законе.
    классный час (8 класс) на тему

    Калитина Тамара Михайловна

    Презентация, разработка урока к классному часу "Закон обо мне, мне о законе" для 8 класса. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kl_chas_zakon_dlya_menya.zip2.52 МБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час «Закон обо мне, мне о законе».

    Классный час «Закон обо мне, мне о законе». (слайд 1)

    Цель: воспитание правовой культуры школьников.

    Задачи: 

    - формирование представления об основных правовых документах: "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка".

    - познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка; ознакомить со статьями Конвенции;

    - раскрыть сущность понятий «закон», «правонарушение», «преступление», «наказание», «уголовная ответственность».

    - развивать представления о последствиях противоправных деяний;

    - воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

    - научить учащихся различать понятия «шалость», «злонамеренный поступок», проступок», «преступление»;

    - закрепить знания о правах и ответственности подростка;

    - формировать осознанный выбор модели поведения с учетом знаний об ответственности подростка за те или иные поступки.

    2. Показать единство прав и обязанностей;

    3. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;

    3 .Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

    Ход классного часа

    - Что такое право?

    ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. (Словарь Ожегова)

    Виды права: личные, социальные, политические, экономические, культурные.

    Становление прав и свобод человека относится к XVII – XVIII векам, к началу нового времени, к эпохе просвещения и первых буржуазных революций. Это было первое поколение прав – личные  и политические права, которые получили закрепление в появившихся в то время конституциях и декларациях. Борьба за них часто сопровождалась кровавыми событиями , (поэтому первое поколение прав можно обозначить красным цветом).

            Второе поколение прав – социально-экономические и культурные права, которые стали утверждаться на рубеже XIX – XX веков. Во второй половине XX века эти права были признаны многими государствами, что нашло закрепление в документах  Организации Объединенных Наций. По аналогии с голубым флагом ООН ( эти права можно обозначить голубым или синим цветом).

            К концу XX оформилось третье поколение прав – права целых народов и наций, среди которых  - право нации на самоопределение, на свой языек и культуру, а также право всех народов на чистую природную среду. Борьба за чистую среду проходит под экологическим зеленым флагом, (этот же цвет можно присвоить третьему поколению прав).

    - Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

    Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

    - Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка. 

    20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

    - О детях  заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

    Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН).

     - Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

    - Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

    - В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека.

    - Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

    - Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так- как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

    - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием "Конвенция о правах ребенка".

    Вы граждане, но все же дети,

     Бывает, для защиты повод есть.

     Поэтому Конвенцию придумали на свете,

    Чтоб знали вы права и отстояли честь.

    Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

    - В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

    Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка

    Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

    - До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

    Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь". - Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

    - Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

    - Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

    Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

    - У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

    - Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

    - Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

    - А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ – паспорт. Паспорт меняется в 20 лет и 45.

    Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

    - Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

     Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

    Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

    - Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

     Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

    - А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

    - К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. Вы обязаны уважать права других людей. .

     Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".


    - Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда"). 

    - Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.

    - Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

    Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

    - Скажите, вы будете правы?

    - Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.

     Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".

    - Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.

    - Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).

    - Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

    - Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

    - Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

    - Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

    - Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

    - Напоминаю точное определение.

    Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

    Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

    - Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

    - Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

    - Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей".

    - Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

    - Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

    «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.

    Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать.

    Приблизительно каждый пятый преступник в нашей стране – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

    Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

    Растёт число привлечённых к уголовной ответственности за распространение наркотиков.

    Предлагаю вам описание различных правонарушений.

    Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении.

    1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

    2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

    3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

    4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

    5.Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

    6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице. (преступление).

    7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

    8. Девочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

    9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

    10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

    11.Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

    12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

    Ребята, обсудите и дайте  определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления.

    - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства

    Ст.2. Коституция РФ

    Личные права и свободы

    1. Право на жизнь.
    2. Право на имя при рождении.
    3. Право на медицинскую помощь.
    4. Право на образование.
    5. Право на отдых и досуг.
    6. Право на индивидуальность.
    7. Право свободно выражать свои взгляды.
    8. Право на специальную охрану и защиту.
    9. Право на заботу и воспитание родителями.
    10. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
    11. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
    12. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

    Права

    • Ребенок имеет право на семью.
    • Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
    • Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
    • Ребенок имеет право на равенство.
    • Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
    • Ребенок имеет право на собственное мнение.
    • Ребенок имеет право на имя и гражданство.
    • Ребенок имеет право на получение информации.
    • Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестоко обращения.
    • Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
    • Ребенок имеет право на отдых и досуг.
    • Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государств, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА"

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА" Принят Верховным Хуралом (парламентом) ...

    Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»

    Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....

    "Закон обо мне. Мне о законе"

    Программа по правовому воспитанию...

    Классный час "Закон обо мне, я о законе"

    Правовое воспитание обучающихся...

    Программа по гражданско-правовому воспитанию «Закон обо мне. Мне о законе» (Возраст: 14-16 лет)

    Проблема воспитания правовой культуры и правосознания, формирование законопослушного поведения подростков в настоящее время в мире актуальна. Противоправные деяния в современном мире проявляются...