Портфолио классного руководителя 11 класса
опыты и эксперименты (11 класс) по теме

Нестерова Ирина Валериановна

1. Название проблемы, над которой Вы работаете не менее 3-х лет и имеете устойчивые положительные результаты: Продвижение компетентностного подхода в обучении и воспитании средствами ИКТ. 2. Условия возникновения проблемы, становление опыта: Проблема формирования и развития компетентностного подхода – одна из ключевых проблем современной школы. Анализ исследования показывает, что учащиеся испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод. Отмечаются затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать своё мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Обучающиеся испытывают определённый дискомфорт в учебных и воспитательных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_nesterovoy.docx43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нестеровой

Ирины Валерьевны

                                 

     

                                   Классного руководителя 11 класса

                                   МБОУ «Ибрагимовская СОШ им. А.Д. Трынова

                                   Ибрагимовского сельсовета

                                   Кувандыкского района

                                   Оренбургской области

2012 г.

  1. Информационно-педагогический модуль

1. Название проблемы, над которой Вы работаете не менее 3-х лет и имеете устойчивые положительные результаты:

Продвижение компетентностного подхода в обучении и воспитании средствами ИКТ.

2. Условия возникновения проблемы, становление опыта:

Проблема формирования и развития компетентностного подхода – одна из ключевых проблем современной школы. Анализ исследования показывает, что учащиеся испытывают серьёзные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод. Отмечаются затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать своё мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Обучающиеся испытывают определённый дискомфорт в учебных и воспитательных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.

Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы  в учебно-воспитательном процессе предпочтение отдавалось активной речи обучающихся, а учитель (классный руководитель) в большей степени был дирижёром этого процесса?

Необходимо осознанное понимание педагогом необходимости повышение собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру занятий, а также целенаправленные действия учителя по повышению коммуникативной культуры учащихся.

Именно учитель - классный руководитель, организуя коммуникативное общение на уроке, решает вопрос снижения дефицита устного общения.

Сегодня очень много говорят о личностно-ориентированном обучении, основной составной частью которого является социально-коммуникативный компонент. Тренировка в общении в ходе процесса общения даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор. Этому поможет продуманная концепция развития, которая может иметь следующие этапы:

1 этап

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают следующие умения:

  • готовность участвовать в  общении;
  • отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
  • задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
  • комментировать вопросы и ответы;
  • делать сообщения;
  • рассказывать логично и последовательно.

2 этап

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

  • простота и чёткость речевого высказывания;
  • отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;
  • умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
  • умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
  • умение использовать риторические вопросы;
  • умение вступать в контакт с партнёром и собеседником;

3 этап

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

  • умение вести беседу в паре, в группе;
  • умение поддерживать беседу;
  • умение вести конструктивный диалог, дебаты;
  • умение построить дискуссию  и вести её;
  • умение участвовать в конференциях, играх, турнирах.

В своей работе  Нестерова И.В., осознавая проблему, средствами своего педагогического опыта помогает обучающимся преодолеть проблемы в общении. У обучающихся формируется мотивация компетентности, которая предшествует учебной компетенции и учебным достижениям школьников.

3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Внеурочная деятельность в отличие от других школьных предметов является одновременно и целью и средством обучения. Главными участниками обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнёрстве. Возможности внеклассной работы, способствуют развитию коммуникативной культуры ученика. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

Технология коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть таких результатов.

Коммуникативное обучение носит деятельностный характер. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности.

4. Теоретическая база опыта:

В своей работе Нестерова И.В. опирается на идеи, взгляды, исследования следующих авторов: А.В. Хуторского, В.В. Краевского, Г.А. Китайгородской, Е.И. Пассова, И.А. Зимней, Н. Хомского, Д. Хамза, Л.Ф. Бахмана, В.Л. Скалкина, Ребеки Л. Оксфорд, которые раскрыли необходимость компетентностного подхода в обучении иностранному языку.

5. Новизна опыта:

Новизна проявляется в различных компонентах урока и внеклассного мероприятия. Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения). Это и новизна использования материал (его информативность). Новизна обеспечивает отказ от произвольного заучивания (высказываний, диалогов, текстов), развивает речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений обучающихся, вызывает интерес к учебной, познавательной и любой другой деятельности. Обучающиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становится  побочным продуктом речевой деятельности с материалом.

Развитие смежных с методикой наук (возникновение психолингвистики, социальной психологии, теории деятельности) вызвало к жизни разработку деятельностно-личностно-коммуникативного метода, в центре внимания которого находится формирование коммуникативной компетенции, уделяется большое внимание учёту личностных особенностей обучающегося, коммуникативной мотивированности учебного процесса

6.Технология опыта:

Технология коммуникативного метода обучения – обучение на основе общения – позволяет достигнуть высоких результатов.

Участники общения решают реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи включения в учебно-воспитательный процесс.

При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности:

  • обучающиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остаётся в фокусе внимания остальных;
  • самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
  • поощряются пусть противоречивые, даже «неправильные суждения», но свидетельствующие о самостоятельности обучающихся, об их активной позиции;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки;
  • отношения строятся на беоценочности, некритичности и «эмпатийности» (сопереживании и понимании переживаний других);

Ирина Валериановна в своей работе использует инновационные технологии и интерактивные формы работы. Охотно ее ученики общаются с компьютером. Использование Интернета педагогом при организации учебно-воспитательного процесса отвечает проблемной направленности уроков и внеклассных мероприятий. В процессе деятельности организуется обсуждение полученной информации, рассуждения о путях решения, отработка навыков. Ирина Валериановна, как творчески работающий учитель, разумно и органично вписывает уникальную информацию Сети в учебный процесс. Современные мультимедийные средства обучения, DVD, CD-ROM – диски помогают учителю создать образовательную среду для своих воспитанников.

Хорошо организованный процесс обучения и воспитания должен вызывать обилие эмоций: сомнение, удивление, восторг. Это возможно при создании Ириной Валериановной в работе с классом ситуации успеха с помощью метода проектов – технологии, нацеленной на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Метод проектов, который успешно применяет в своей практике педагог, позволяет сочетать все режимы работы, способствует активизации всех сфер личности ученика, позволяет повысить продуктивность обучения, развить творческие умения.        

7. Результативность:

Организация учебного-воспитательного процесса по проблеме «Продвижение компетентностного подхода в обучении и воспитании средствами ИКТ» позволила учителю:

  • существенно экономить время на уроке за счёт изменения соотношения доли самостоятельной работы учащихся;
  • повысить общую коммуникативную и поведенческую культуру за счёт целенаправленного наблюдения и последовательного анализа под руководством учителя;
  • обогатить мотивационный аспект за счёт приобщения к культуре разных стран, к фактам искусств, самостоятельности в решении творческих задач.
  • увеличить прирост количественных и качественных характеристик, проявляющийся в большем разнообразии используемых обучающимися речевых образцов;

В 2007-2008 учебном году был обобщён опыт работы учителя на районном методическом объединении по теме: «Создание ситуации успеха на уроке», «Применение ИКТ на уроках иностранного языка».

Под руководством Нестеровой И.В. были созданы школьные проекты по теме: «Как подростки выражают свою индивидуальность» (2007), «В краю мифов и легенд»(2008) «Великие люди России» (2012), которые получили высокую оценку жюри на школьном фестивале-празднике «Через учение – к счастью».

Ирина Валериановна постоянно повышает свой профессиональный уровень: была участником зонального семинара «Педагогические инициативы по использованию ЦОР: обмен опытом» г. Гай, регионального форума «Педагогические инициативы по использованию ЦОР в Оренбуржье», участник финального этапа конкурса педагогических инициатив «Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет – технологий». Участвовала в I муниципальном фестивале иностранных языков «Мир без границ» и в семинаре–практикуме «Модели реализации технологий повышения стрессоустойчивости обучающихся к неблагоприятным условиям внешней среды на территории Оренбургской области».

8. Адресная направленность опыта:

Представленный педагогический опыт оптимален в достижении поставленной цели формирования творческой личности и продуктивной созидательной деятельности обучающегося, так как имеет возможность быть воспроизведенным в сходных условиях. Используемые технологии могут найти широкое применение в учебно-воспитательном процессе  образовательного учреждения любого типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении и воспитании. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.

9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивый положительный результат:

Устойчивые положительные результаты могут быть получены при условии наличия необходимых учебно-методических и материально – технических средств, кадровых возможностей школы.

10. Трудоемкость опыта.

Трудоемкость опыта заключается в изготовлении дополнительного дидактического материала, наглядных пособий, компьютерных презентаций.

11. Опыт обсуждался на заседании методического объединения классных руководителей, обобщен и рекомендован к распространению. Учителем опыт работы используется в течение 5 лет.

Программа духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся 11 класса

Пояснительная записка

Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.

Данная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 11 класса составлена на основе Концепции духовно-нравстенного развития и воспитания личности гражданина России, программы образовательного учреждения «Ибрагимовская средняя общеобразовательная школа им .А.Д. Трынова Ибрагимовского сельсовета Кувандыкского район Оренбургской области» на 2012-2013 учебный год, психолого-педагогической характеристики класса, анализа воспитательной работы в 10 классе за 2011-2012 учебный год .

Основная цель воспитания обучающихся школы – воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Программа воспитания направлена на решение следующих задач:

- формирование личностной культуры;

- формирование социальной культуры;

- формирование семейной культуры.

Программа развития и воспитания одинадцатиклассников является логическим продолжением воспитательной программы в 5-10 классах «Прекрасное далеко: кем быть?», в рамках которой я работала, как классный руководитель. К 11 классу обучающиеся сумели открыть в себе многие важные духовно-эстетические, идейно-нравственные, творческие и другие качества. В 11 классе теперь важно закрепить эти черты и развить новые для того, чтобы каждый обучающийся сумел почувствовать себя значимым, успешным и нашел свой путь дальнейшего саморазвития и самообразования.

11 класс – это переход во взрослую жизнь,  которая должна привести выпускника к верно выбранной жизненной позиции и социальному статусу в будущем. И для достижения этой цели очень важно использовать личностный подход в воспитании классного коллектива.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет:

характер современного национального воспитательного идеала;

цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

основные социально педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе

 моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

принятие личностью базовых национальных ценностей,

национальных духовных традиций;

готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответа за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

укреплению национальной безопасности.

Традиционными источниками нравственности являются:

Россия, многонациональный народ Российской Федерации,

гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности

определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

нравственного примера педагога;

социально педагогического партнёрства;

индивидуально- личностного развития;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

социальной востребованности воспитания.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

  • истории России, российских народов, своей семьи, рода;
  • жизненного опыта своих родителей, предков;
  • традиционных российских религий;
  • произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
  • периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
  • фольклора народов России;
  • общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • учебных дисциплин;
  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, воспитательная программа - это движение по восходящему пути личностного развития и успеха каждого обучающегося класса.

Программа рассчитана на 11 класс, на 2012-2013 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление классного руководителя 8 «Б» класса Малаховой И.В. на заседании МО классных руководителей

·                     Обобщение знаний учащихся по теме: “Умножение многочлена на многочлен”.·...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»

план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....