Воспитание и социализация личности в образовании
статья на тему

В статье рассматриваются формы социализации личности; адаптация и интеграция в среду. Указаны ориентиры процесса социализации. Статья будет интересна классным руководителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_i_sotsializatsiya_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Л.Ф. Ляховая,

МКОУ «Кизлярская гимназия №1

имени М.В. Ломоносова»,

учитель высшей категории,

Отличник образования РД,

Заслуженный учитель РД                                 

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Основная задача ФГОС в системе образования – это воспитание личности, приспособленной к современным условиям, способной адаптироваться в социальной среде, принимать адекватные решения. На первый план в воспитательной работе выходят такие понятия, как воспитание и социализация. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека, в педагогике – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни страны. Социализация – это взаимодействие человека с обществом, личностный результат воспитания, дальнейшее самосовершенствование личности, приобретение социального опыта. Отличительные особенности процессов воспитания и социализации:

Воспитание

Социализация

Целенаправленный процесс

Процесс стихийный, так как на него влияет политика, социальная, культурная среда

Прерывный процесс, потому что воспитание идет в семье, детском саду, школе, кружках, секциях

Процесс непрерывный

Осуществляется в конкретном месте и конкретными людьми

Осуществляется всю жизнь, начиная с рождения

        

Возможны две формы социализации: адаптация к определенным социальным условиям  и интеграция в определенную социальную среду.

Адаптация представляет собой пассивное пребывание в определенной среде. Пока среда статична, человек чувствует себя хорошо и уютно. Но если происходят какие-то изменения, личность чувствует тревогу, дискомфорт, что может привести к стрессу и даже жизненной трагедии.

        При интегрировании в среду человек готов самостоятельно принимать решения, находить выход, способен влиять на среду.

        Содержание и направленность всего процесса социализации предполагает следующие ориентиры:

- нравственность                                 - гражданственность

- верность народным традициям      - целеустремленность

- гуманизм                                           - самореализация.

        Ориентируясь на эти целевые установки, важно видеть частные задачи воспитания. Они могут быть решены с помощью конкретной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и внеурочной деятельности. Ребенку необходимо прививать такие качества, как целеустремленность, работоспособность, усидчивость, старательность, умение доводить начатое до конца. Эти качества формируются не сразу. Если они не развиваются в раннем детстве, в начальной школе, то вряд ли их удастся развить позже. Однако на любом этапе образования ученик может потерять интерес к работе, проявить нежелание ее продолжить. Причины могут быть разные: нет нужных навыков, умений, не хватает усидчивости, силы воли, нет конкретной цели задания. При всех этих условиях необходима помощь учителя. Она может выражаться в повышении интереса, авансировании успеха, в помощи овладения необходимыми навыками в определенной деятельности. Это и есть частные, ситуативные воспитательные задачи.

        Физиолог В.С. Ротенберг в 1988 году на конференции по проблемам личности ввел понятие «выученной беспомощности». Это явление проявляется в неспособности найти выход из затруднительного положения, в стремлении обвинять всех окружающих в своих неудачах и бедах вместо того, чтобы искать причину в себе самих. Такое явление мы наблюдаем и в современной жизни. Учебный процесс формирует у определенной части школьников «выученную беспомощность». Часто это происходит на этапе перехода учащихся из начальной школы в основную школу. В начальной школе учителя преподают почти все учебные предметы, количество учащихся ограничено, учитель хорошо знает своих воспитанников и имеет возможность дойти до каждого. В основной школе «картинка» меняется: в 3-4 раза увеличивается количество учащихся, из материальных соображений учителя вынуждены брать большую часовую нагрузку. При таких условиях даже самые трудолюбивые учителя не могут в нужном объеме уделить внимание всем ученикам. Они опираются на сильных и стараются не упустить отстающих. В итоге получается «середина», успевающая на тройку. Как преодолеть сложившуюся ситуацию?

Необходимо создать каждому ученику ситуацию успешности, т.е. включить его в ту деятельность, которая позволит ему раскрыть свои возможности, почувствовать себя нужным в своем коллективе. Для этого ребенку нужен наставник, который может дать хороший совет, помочь разрешить трудную ситуацию, кому можно открыть секреты. В идеале таким наставником должен быть учитель, родители, руководители кружков, секций.        Мудрый наставник (это совсем не обязательно  очень взрослый человек) поможет воспитаннику преодолеть детские комплексы, когда возникает чувство неуверенности в себе. Возникают эти комплексы из-за трудностей в учебе, физических недостатков, недоброжелательности сверстников. Все это может привести к закомплексованности, может препятствовать самовыражению личности. Если в классе есть такие дети, необходим очень тонкий подход для выявления причин появления комплексов и их постепенного устранения.

        Другая проблема, можно сказать «полярная», касается одаренных детей. Зачастую у таких детей возникают проблемы при общении с окружающими, их могут неадекватно воспринимать одноклассники, иногда это неумение преподнести себя, свои знания, неспособность действовать в нестандартной обстановке.

Существуют два типа одаренных детей: гармоничный и дисгармоничный типы. При гармоничном типе дети склонны к пренебрежительному отношению к «средним» и  отстающим ученикам, чаще всего склонны к независимости, тяжело переживают неудачу. При дисгармоничном типе ребенок может значительно опережать своих сверстников в какой-то одной области, а в других областях быть даже в числе отстающих. Может быть прекрасным математиком и писать диктанты по русскому языку на двойку, может завоевывать всевозможные медали в спорте, но быть отстающим учеником в школе. Кстати, в педагогической практике чаще всего встречается именно дисгармонический тип одаренных детей. Задача классного руководителя, учителя – это развивать коммуникативную компетентность, оказывать помощь в преодолении неуверенности в своих силах, включение учеников в деятельность, развивающую творческие способности.  

        Цель современного образования – воспитание личности. Однако это вовсе не означает, что на первый план выдвигается воспитание, а потом уже обучение. Меняется смысловое наполнение: усвоение знаний должно осуществляться через развитие личности. В связи с этим в учебной деятельности нужно больше обращаться к диалогу, полилогу, чем к монологу, использовать интерактивные формы и методы учебного процесса, предоставлять учащимся выбор при выполнении заданий, внедрять дифференцированное обучение. Только в этом случае мы воспитаем не простых потребителей, а ценителей науки, культуры, создателей общечеловеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание как социализация личности воспитанников интерната.

Из опыта работы - подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией и в дальнейшем к трудовой деятельности....

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в  с. Ремонтное....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Вопрос гражданско – патриотического  воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом.  К сожалению, в современном об...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДИУМ: ЧЕРЕЗ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Вопрос гражданско – патриотического  воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, которые стоят сегодня перед государством в целом.  К сожалению, в современном об...

Самоуправление – одно из средств воспитания и социализации личности ребенка.

Опыт использования ресурса самоуправления в коррекциооной школе...

Программа воспитания и социализации личности "Лестница успеха"

Данная работа содержит готовый материал для работы классного руководителя, соответствует современным требованиям ФГОС...