"Мои права и обязанности"
классный час (7 класс) на тему
В классном часе отображены права и обязанности граждан.Знакомство с документами, где прописаны права и обязанности детей. Расскрываются вопросы что дети могут делать, чего не могут, что они обязаны делать, что не обязаны, на что дети имеют право, на что не имеют. Познавательный классный час с обьяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях с использованием ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Права и обязанности детей | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме «Мои права и обязанности» (7 класс)
Цель – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, укрепить у учащихся уверенность в себе.
Задачи: 1. Дать определение понятий «права» и «обязанности».
2. Показать особенности прав личности.
3. Рассмотреть характеристику прав и обязанностей учащихся.
4. Указать на ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.
Тема, цель, задачи урока представлена на слайдах через видеопроектор (см. приложение)
Форма – познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях с использованием ролевой игры.
Использованная литература:
∙ Конституция РФ.
∙ Семейный кодекс.
∙ Гражданский кодекс.
∙ Конвенция о правах ребенка.
Ход классного часа Эпиграф
«Поэтом можешь ты не быть
Но гражданином быть обязан,
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А. Некрасов « Поэт и гражданин»
Учитель: Человек стремится поскорей
С души привычки сбросить власть
Стать справедливей и мудрей
И, наконец, понять
Каким же в этой жизни быть
Чтоб званье человека заслужить?
-Дорогие ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир гражданских прав и обязанностей.
Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством. Эта связь выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом. Права и свободы закреплены в Конституции Российской Федерации. Как стать гражданином России? – для этого надо родиться в России, от родителей – граждан России. До 14 лет гражданство приобретается как бы автоматически. А в 14 лет, когда вы получаете паспорт, гражданство закрепляется.
-Сейчас я с вами говорила на юридическом языке, но мне хочется обратиться к эпиграфу нашего классного часа .(Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин) Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых, а в каких документах говорится о правах и обязанностях детей?
- Конституция РФ,
- Конвенция о правах ребенка,
- Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребенка в Российской Федерации»,
- Уголовный кодекс РФ,
- Устав школы
Как вы считаете, что такое право? (совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)
Все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.
Теперь поговорим о правах детей.
∙ Каждый ребенок имеет право на жизнь.
∙ Ребенок имеет право на имя при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно, на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны.
∙ Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
∙ Ребенок имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительство.
∙ Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, получать и передавать информацию независимо от границ.
∙ Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.
∙ Ребенок имеет право на медицинскую помощь.
∙ Ребенок имеет право на образование.
∙ Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.
∙ Дети имеют право не быть подвергнутыми насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
∙ Дети имеют имущественные права.
- Кто может защитить права ребенка? Родители, органы опеки и попечительства, суд, КДН и др.
Вы должны знать, что каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок. Наша школа тоже имеет свой Устав, где четко и ясно прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Еще раз напоминаю, что защищая свои права ты всегда должен помнить о своих обязанностях.
Что такое обязанность?
Рассмотрим обязанности учащихся перед школой:
∙ Получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными стандартами.
∙ Выбор формы образования.
∙ Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
∙ Уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
∙ На всестороннее развитие своих способностей и дарований.
∙ Объективную оценку знаний и умений.
∙ На апелляцию в случае конфликта с учителем или другим работником школы в любой орган управления «Учреждением».
∙ На отдых в перерывах между уроками и в период каникул.
∙ На меры их социальной поддержки, установленные законодательством РФ, а также льготы, устанавливаемые школой. Теперь мы должны познакомиться с вашими обязанностями. Их можно представить на стенгазете или на слайде (см. приложение). О них повествует один из учеников, класс дополняет.
∙ Соблюдать Конституцию РФ и законы.
∙ Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.
∙ Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
∙ Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
∙ Обязанность получить основное общее образование.
∙ Приходить на занятия без опозданий, чистыми и опрятными, в школьной форме, иметь спортивную форму, сменную обувь.
∙ Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников.
∙ Пресекать проявления грубости и бестактности.
∙ Выполнять требования работников школы в части, отнесенной к их компетенции Уставом, Правилами поведения обучающихся, приказами директора и решениями педагогического совета.
∙ Систематически работать над расширением своего кругозора.
∙ Заботиться о чести школы, поддерживать ее авторитет, приумножать традиции.
-Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны
Административная ответственность наступает за:
- приобретение, хранение, употребление наркотических средств
- жестокое обращение с животными
- повреждение транспортных средств
- повреждение гос.имущества
- распитие спиртных напитков
- нарушение правил дор.движения
- нарушение устава школы
- мелкое хулиганство и т.д.
- Кто знает, с какого возраста наступает уголовная ответственность? На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 16лет (ст. 20 УК), а особо опасные преступления с 14 лет. законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
К уголовным преступлениям относятся:
- грабежи, разбои, хищение
- умышленное убийство
- действия сексуального характера
- угон автотранспортных средств
- ложное сообщение об акте терроризма и т.п.
-Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить за какие совершенные преступления и правонарушения предусмотрены ответственность и наказания.
Анализ ситуаций (ситуации раздать детям).
- У твоего друга вытащили телефон в автобусе.
Какая наступает ответственность?
-уголовная
-материальная
-административная
( уголовная ответственность, кража чужого имущества).
2. На улице группа подростков вырвала сумочку из рук женщины?
Какая наступает ответственность?
-уголовная
-материальная
-административная
(Уголовная ответственность, кража чужого имущества)
3. Товарищи избили товарища.
Какая наступает ответственность?
-уголовная
-материальная
-административная
(Уголовная ответственность. Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.)
4.Ученик не посещает занятия в школе?
Какая наступает ответственность?
-уголовная
-дисциплинарная
-административная
(административная ответственность)
5. Ученик обозвал учителя?
Какая наступает ответственность?
-уголовная
-материальная
-административная
(оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.)
6. Ученик произвел ложный звонок в пожарную часть о том, что в школе пожар?
Какая наступает ответственность?
-уголовная
-материальная
-административная
(сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
(Ложный звонок, уголовная ответственность, это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...
7. На уроке, в порыве ярости, школьник разбил окно?
Какая наступает ответственность?
-уголовная
-материальная
-административная
(штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.)
8. В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
-уголовная
-материальная
-административная
(Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.)
9. На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
( Порча чужого имущества умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет).
10.– В класс вбегают мальчишки: А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клёво! Вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Пишут.
(Вандализм - осквернение зданий и сооружений - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.)
Закрепление пройденного материала.
-Из сегодняшнего разговора можно сделать вывод: всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы или вообще не создавать проблем.
- На этом наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что вы для себя взяли полезную информацию и не будете совершать необдуманных поступков. До свидание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...
Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей.
Статья для родителей....
Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»
Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...
Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
Краткое описание деловой игры по праву...