Разработка воспитательного мероприятия «Научись говорить «нет»
классный час (8 класс) на тему

Русина Татьяна Николаевна

Главная задача классного часа - научить подростков сопротивляться влиянию сверстников. Этот жизненный навык должен помочь подросткам в ситуациях, связанных с наркотиками, алкоголем, курением, любым другим деструктивным поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка воспитательного мероприятия

Класс:  7-8

Тема: «Научись говорить «нет»

Форма мероприятия: разговор на заданную тему.

Классный час, посвященный проблеме принятия решений в сложных жизненных ситуациях. Главная задача классного часа - научить подростков сопротивляться влиянию сверстников. Этот жизненный навык должен помочь подросткам в ситуациях, связанных с наркотиками, алкоголем, курением, любым другим деструктивным поведением.

Цели: углубить представление детей о психическом и социальном здоровье;

Задачи:

  1. показать, как можно сопротивляться давлению сверстников путем неагрессивного настаивания на своем;
  2. формировать стойкое неприязненное отношение к любым проявлениям деструктивного поведения, к вредным привычкам;
  3. побуждать подростков к развитию своих способностей, к самореализации.

Подготовительная работа: назначить двух учеников на роли помощников. Они должны будут помочь учителю провести фрагмент классного часа (информационный блок «Демонстрация»). Их задача - прочитать диалоги, затем по команде учителя обратиться к одноклассникам по именам и прочитать типичные фразы из списка. Диалоги надо не разучивать, а заранее прочитать, чтобы найти верную интонацию.

Диалоги

1. - Хочешь выпить?

- Спасибо, нет!

2. - Хочешь выпить пива?

- Нет, я не пью пива.

3. - Давай покурим?

- Мне нужно срочно позвонить!

4. - Хочешь затянуться? - Нет!

- Ну, ладно, затянись! - Нет!

- Просто попробуй! - Нет!

5. - Эй! Покурить хочешь?

Просто игнорируй вопрос.

6. - У меня есть сигареты. Хочешь одну? Скажи «нет» и уходи прочь.

Типичные фразы

1. Будешь курить? Будешь пиво? Хочешь сигарету? Нюхай скорей! Колеса дать? На, кури! Хочешь клей? На, затянись.

2. Хочешь курить? Будешь пиво? Хочешь сигарету? Колеса дать? Кури! Тебе вино или водку? Вина налить? Дать затянуться?

Оформление:

• на перемене перед классным часом написать на доске: Три способа настоять на своем:

1) пассивность;

2) агрессивность;

3) неагрессивное настаивание на своем;

• нарисовать таблицу:

Шесть способов сказать «нет»

1

Скажи: «Спасибо, нет»

2

Назови причину, почему не хочешь этого сделать

3

Смени тему разговора

4

Повторяй слово «нет», как автомат

5

Не реагируй, не подавай вида, что слышал

б

Уйди прочь

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа «Когда ущемляют наши права?»

Классный руководитель. Тема нашего классного часа «Научись говорить "нет"». У каждого бывают ситуации, когда надо настоять на своем, защитить свои права. Случалось ли вам попадать в такие ситуации?

Примерные ответы детей:

- Попросить продавца обменять порванную купюру, которую он дал на сдачу.

- Сказать продавцу, что он вас обсчитал.

- Вернуть плохой товар.

- Сделать замечание тому, кто лезет без очереди.

- Сказать «нет» тому, кто пытается тебе что-то продать.

- Сказать «нет» тому, кто просит у тебя нужную тебе самому вещь.

- Кто-то занял твое место, попросить освободить его.

Классный руководитель. Как видим, такие ситуации нам знакомы. Одни в таких случаях пассивно отступают, постепенно теряя самоуважение, другие, наоборот, агрессивно наступают, теряя уважение окружающих. Но для психического и социального здоровья человека плохо и то и другое. Как же поступать, чтобы не уронить себя и не потерять уважение окружающих? Сегодня мы будем этому учиться.

II. Мини-лекция «Три способа настоять на своем»

Классный руководитель. Итак, каким образом люди обычно реагируют на такие ситуации, когда нарушаются их права? Ученые утверждают, что таких способов всего три (показывает на доску): пассивность, агрессивность и неагрессивное настаивание на своем. Самый распространенный способ - пассивность, то есть отсутствие реакции, принятие всего без возражения и сопротивления.

Агрессивность означает атаку на другого человека, чрезмерно активное реагирование или проявление неприятного характера. Наиболее подходящий способ поведения в сложных ситуациях - это неагрессивно настаивать на своем, то есть умения постоять за свои права, смело и открыто выражать свое мнение. Это ответственная манера поведения.

А вот вам и ситуация для иллюстрации. Школьная столовая. Саша, Дима и Олег стоят в очереди, вдруг кто-то нахально становится впереди них.

Саша посторонился и промолчал.

Дима громко закричал: «Отвали, тебя здесь не было!»

Олег твердо сказал: «Извини, встань в очередь сзади!»

Какой способ сопротивления выбрал каждый из ребят?

(Дети отвечают: Саша - пассивность, Дима - агрессивность, Олег - неагрессивное настаивание на своем.)

Вы увидели, что самый лучший способ - это неагрессивно настоять на своем. Этот способ позволяет выразить свое мнение, избегая конфликтов и не роняя себя.

III. Информационный блок «Шесть способов сказать "нет"»

1. Мотивация «Зачем это нужно?»

Классный руководитель. Но как настоять на своем? Самое лучшее - научиться говорить «нет».

Сейчас мы будем учиться говорить «нет» в ситуациях, когда предлагают сигареты, алкоголь, наркотики, клей. Конечно же, лучше всего избегать таких ситуаций. Для этого нужно держаться подальше от мест, где покупают, продают разное зелье. Если тебе надо идти домой этой дорогой, измени маршрут. Еще лучше держаться возле тех, кто не курит, не пьет, не нюхает, не колется. Их большинство, а большинство всегда сильнее. Но если ты все-таки оказался в компании, где на тебя могут оказать давление, обязательно нужно научиться говорить «нет».

2. Демонстрация «Как это работает?»

Классный руководитель. На доске нарисована таблица «Шесть способов сказать "нет"». Сейчас мы разберем каждый способ в отдельности. А помогут мне в этом (имена, фамилии двух учеников).

(Два  ученика  выходят к  доске.  Учитель  отдает им книгу,  чтобы они читали диалоги, а сам читает названия способов с доски.)

Итак, первый способ - сказать «спасибо, нет».

(Помощники читают первый диалог из раздела «Диалоги».)

Давайте потренируемся говорить «спасибо, нет». Мои помощники будут обращаться к вам с фразами, типичными для данных ситуаций, а вы должны им ответить.

(Помощники быстро называют имена одноклассников, задают вопросы из списка  «Типичные фразы». Ученики встают и быстро отвечают: «Спасибо,  нет».)

Второй способ - назвать причину, почему ты не хочешь этого делать. Как это выглядит, покажите, пожалуйста.

(Помощники читают второй диалог из раздела «Диалоги».)

Теперь и мы попробуем применить этот способ. Нужно просто повторить последние слова, но с частицей «не».

(Помощники называют имена  одноклассников, задают вопросы из списка «Типичные фразы».  Ученики встают и  быстро отвечают, исходя из ситуации.)

Третий способ - отказаться и перевести разговор на другую тему. (Обращается к помощникам.) Мы вас слушаем.

(Помощники читают третий диалог из раздела «Диалоги».)

Четвертый способ - просто повторять слово «нет», как автомат. (Обращается к помощникам.) Пожалуйста, покажите, как это делается.

(Помощники читают четвертый диалог из раздела «Диалоги».)

Пятый способ - не обращать внимания, не реагировать. (Дает знак помощникам.)

(Помощники читают пятый диалог из раздела «Диалоги».)

Шестой способ - сказать «нет» и немедленно уйти прочь. (Дает знак помощникам.)

(Помощники читают шестой диалог и садятся на свои места.)

3. Оценка «Какой способ лучше?»

Классный руководитель. Вы узнали о разных способах сказать «нет». Какой вам кажется самым удобным?

Примерные ответы детей:

- Лучше всего сказать «нет» и уйти.

- Лучше вообще не обращать внимания.

- Самое лучшее - сказать «спасибо, нет».

- Все зависит от обстановки.

IV. Проблемные ситуации «Сумей отказаться»

Классный руководитель. Действительно, каким способом вы скажете «нет», зависит от обстоятельств. Я предлагаю вам несколько ситуаций. Подумайте, как бы вы себя вели?

(Учитель читает описание ситуаций, предлагает выбрать, каким способом сказать «нет». Дети по желанию поднимают руки, отвечают. По одной ситуации могут ответить несколько детей.)

1. Несколько твоих друзей в туалете. Один говорит: «Старик, как насчет покурить?», другие говорят: «Да он новичок!», предполагая, что ты хочешь покурить. Ты никогда прежде не курил. Твои действия.

2. Ты на вечеринке или в кино, и все, с кем ты пришел, курят. Некоторые из них предлагают тебе покурить. Твои действия.

3.Ты вместе с ребятами вне здания школы. Ребята пьют пиво и курят. Ты выглядишь белой вороной. Кто-то пустил по кругу пачку сигарет. Твои действия.

4. Ты стоишь в очереди за обедом в школьном буфете, кто-то лезет вперед без очереди. Твои действия.

5. Одноклассница пригласила тебя на день рождения. Ты знаешь, что в ее доме никто не курит. И вдруг твой приятель закуривает сигарету. Твои действия.

6. Ты в доме приятеля. Все пьют пиво. Предлагают тебе. Ты не хочешь. Как отказаться?

7. Твой друг просит у тебя плеер, фотоаппарат. Ты не хочешь давать, так как боишься, что он его сломает. Как отказать?

8. Друг просит, чтобы ты одолжил для него у своих родителей крупную сумму денег, на что, не говорит.

Примерные ответы детей:

- Извини, мне нужно уходить.

- Ребята, поймите меня, я не курю.

- Просто передать пачку дальше по кругу со словами «я не курю».

- Извини, но сейчас моя очередь.

- Извини, но тут никто не курит.

- Я не пью пиво.

- Извини, но эта вещь мне сейчас нужна самому.

- Извини, поговори сам с моими родителями.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. В ситуациях, когда нарушаются наши права, когда на нас оказывается давление, очень важно научиться неагрессивно настаивать на своем. Иногда для этого нужно научиться просто говорить «нет». Это поможет вам сохранить самоуважение, избежать конфликтов, сберечь свое психическое и социальное здоровье.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какой жизненный навык мы сегодня тренировали? Что даст он вам в жизни?

Примерные ответы детей:

- Неагрессивное настаивание на своем и умение говорить «нет».

- Спасет от вредной зависимости.

- Придаст уверенности в себе.

- Поможет отстоять свою точку зрения.

- Поможет показать свой характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка воспитательного мероприятия на тему: "Государственный герб России"

Данное мероприятие разработано для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы, возраст воспитанников 9-10 лет.Цель занятия:Познакомить воспитанников с историей становления государстве...

методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Разработка воспитательного мероприятия

Занятие для учащихся 12-15 лет "Чувства и эмоции"...

Разработки воспитательных мероприятий в классе

В разделе представлены разработки воспитательных мероприятий в классе различных направлений...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Воспитательное мероприятие "Научитесь хлеб беречь!"

Данное мероприятие проводится в студии раннего развития "Маленькие академики"...