Классный час 10 класс
классный час (10 класс) на тему

Моржина Елена Владимировна

Классный час на тему: «Нравственные нормы жизни человека»

Цель: Расширять знания учащихся о нравственных нормах. Способствовать размышлениям о нравственном поведении  в общем и в конкретных заданных ситуациях. Способствовать размышлениям о своем поведении, о его общественной значимости.

Развивать умение анализировать, рассуждать, делать выводы. Развивать умения слушать и слышать своего собеседника.

Воспитывать осознание нравственных норм поведения, культурного человека в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Классный час на тему: «Нравственные нормы жизни человека»

Цель: Расширять знания учащихся о нравственных нормах. Способствовать размышлениям о нравственном поведении  в общем и в конкретных заданных ситуациях. Способствовать размышлениям о своем поведении, о его общественной значимости.

Развивать умение анализировать, рассуждать, делать выводы. Развивать умения слушать и слышать своего собеседника.

Воспитывать осознание нравственных норм поведения, культурного человека в обществе.

Ход классного часа

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Наверное, вам доводилось слышать, как говорят о ком-то: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Возникновение нравственных норм. 

Нравственные нормы  — это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе. Они, по сути, представляют собой требования, которые общество предъявляет к каждому конкретному человеку.

К нравственным нормам относят:

  • здороваться и прощаться;
  • делать добро;
  • прощать людей;
  • относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе;
  • уступать место беременным и пожилым людям;
  • не опаздывать;
  • защищать беспомощных;
  • помогать слабым и так далее.

Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период времени требовала выполнения определенных правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т.д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют свое значение в наши дни.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему поступить, и имеет убедительные доводы и аргументы. Кого из них послушает человек? Это личный выбор каждого. Добро и зло всегда рядом, часто сложно отличить одно от другого. Принимая решение или давая оценку чему-либо, мы обращаемся к понятиям добра и зла.

Практически ежедневно мы стоим перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, ответить на которые однозначно нельзя.

Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите свой вариант ответа:

Боязнь общественного осуждения; совесть, чувство долга; одобрение окружающих; желание делать, как все; боязнь наказания. (Желающие комментируют)

Вывод: Моральный выбор порой бывает очень мучительным, часто не бесспорным. Два фактора влияют на этот выбор: общественное мнение и личные убеждения. Человек живет в обществе, поэтому ему небезразлично, что о нем думают окружающие. Общественное мнение оказывает влияние на поступки человека, но надо помнить, что мнение большинства нередко бывает ошибочным. Поэтому, принимая решение, человек прежде всего опирается на свои внутренние убеждения, на свое личное понимание долга, справедливости.

Игра «Давайте порассуждаем»

Ситуация 1: Объясните, почему возникли в обществе такие правила: «Не читайте без разрешения чужих писем. Не подслушивайте чужих разговоров». К каким последствиям приводит их нарушение?

Ситуация 2: Объясните, почему возникли в обществе такие правила: «Вежливый человек редко прерывает рассказ, даже если слышал его много раз. Если вы слушаете какую-то смешную историю, смейтесь, даже если вам и не смешно: это проявление вежливости к рассказчику». К каким последствиям приводит их нарушение?

Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они требуют или запрещают поведение определенного типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку; быть скромными, правдивыми, искренними; формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризует такие качества человека, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только нарушение нормы привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, достигается с помощью общественного мненияведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого человека, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Является ли это бесспорным для вас сейчас? Поступаете ли вы как должно в таких ситуациях:

  1. Ты едешь в автобусе сидя, заходит пожилой человек (девушка, женщина, мама с маленьким ребенком), уступишь ли ты место?
  2. Мама просит поубирать в квартире, а вы обещали другу поиграть в комп по сети. Ваши действия.
  3. У вас болит зуб, вам врач его вылечит, вы скажите ему спасибо? (А если учитель провел урок, он заслужил «спасибо» или уборщица помыла класс, она заслужила «спасибо»)

Вывод: Император Древнего Рима Нерон велит поджечь город, чтобы  вдохновляясь видом пылающего города написать поэму о Трое, которая должна была принести ему бессмертную славу. А мыслитель Альберт Швейцер на свои деньги открывает больницу для прокаженных в Экваториальной Африке и до конца своих дней лечит  местных жителей.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Притча о Добре и Зле:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Помните об этом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Класс - как целая страна"

Разработка классного часа "Класс как целая страна" содержит сценарий мероприятия, презентацию и музыку для сопровождения праздника....

Сценарий классного часа "Класс - это семья"

Личностно-ориентированный классный час предполагает развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности, включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения; ...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Авторская работа - конкурс для классных коллективов "Класс-лидер"

Положение о конкурсе "Класс-лидер", образцы таблиц с промежуточными итогами и фото победителей за период с 2013 -2018 г.г....

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)

Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...