«Духовно – нравственное воспитание учащихся в современной школе»
классный час (5 класс) по теме

Хачатурян Анна Сергеевна

Цели: Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.

Работать над выработкой положительных черт характера.

развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли

Способствовать воспитанию добрых качеств детей, умению дружить и бережно относиться друг к другу, чувству уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность. Раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей

Задачи:
- прививать воспитанникам такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;

- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать

- формировать знания, умения и навыки детей по правилам культурного поведения.

- воспитывать доброту и внимание к окружающим.

- формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям. 
- развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства. 

Оборудование: Презентация, карточки для групповой работы,

Форма проведения: Классный час.

Эпиграф: Человек отражается в своих поступках. (А.Н.Радищев).

                   Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. (Гёте).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_nravstvennoe_vosritanie.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаумяновская средняя общеобразовательная школа № 10

       «Духовно – нравственное    

      воспитание обучающихся в        

           современной школе»

                                           Классный час

                                                              Хачатурян Анна Сергеевна,

                                                     учитель русского языка и литературы

Азбука  нравственности.

 Будем добрыми и человечными

Цели: Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.

Работать над выработкой положительных черт характера.

развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли

Способствовать воспитанию добрых качеств детей, умению дружить и бережно относиться друг к другу, чувству уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность. Раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей

Задачи:
- прививать воспитанникам такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;

- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать

- формировать знания, умения и навыки детей по правилам культурного поведения.

- воспитывать доброту и внимание к окружающим.

- формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям. 
- развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства. 

Оборудование: Презентация, карточки для групповой работы,

Форма проведения: Классный час.

Эпиграф: Человек отражается в своих поступках. (А.Н.Радищев).

                   Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. (Гёте).

Подготовительная работа: дети получили предварительное задание: сделать поделку – розы, прочитать литературные произведения, найти  пословицы о добре, вежливости, дружбе

Столы в классе сдвинуты по 2. Класс разделен на три группы. Дети рассаживаются по 5-6 человек 

                                                   Ход мероприятия. 

1. Вступительное слово

Учитель: Сегодня у нас необычный классный час. А какова ее тема? Я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе,

Сегодняшнее мероприятие хотелось бы начать с небольшого стихотворения Е.Каргановой «Кого я уважаю»: Слайд 1

Я уважаю муравья За то, что он трудолюбивый. Я уважаю соловья

За песен звонких переливы. Я уважаю снегирей И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей Они в мороз не покидают. Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает. Я очень уважаю тех, Кто никого не обижает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем автор рассказывает нам этим стихотворением? Примерные ответы учеников: о трудолюбии, патриотизме, доброте и т.д.

Учитель: Совершенно верно! Автор до нас пытается донести, что положительные качества всегда пользуются уважением.

Учитель: Какие качества человека вы знаете? Слайд 2 

    Учитель В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных качествах. Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. Конечно, о поступках. Правильно. И тема нашего классного часа: «Азбука нравственности». Слайд 3

  Если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает  с азбуки,  букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности.  А девиз нашего классного  часа – «Будем  добрыми и человечными». Слайд 4

Учитель. Цель нашей встречи: какие нормы поведения в  обществе, правила  общения друг с другом нужно знать,  чтобы заслужить высокое звание – хороший человек.  Сегодня мы познакомимся с особым правилом для всех без исключения, независимо от возраста, национальности. Это« золотое правило нравственности».Знаете ли вы, что такое нравственность? В толковом словаре Ожегова (Нравственность – это качества, которые определяют поведение, поступки человека.)Что такое этикет? Слайд 5

Учитель.  Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств! Слайд 6

Мы рассмотрели в общем  многие грани нравственности. Но сегодня мы с вами поговорим подробно о доброте, вежливости и дружбе. А на следующих классных часах мы поговорим о других составляющих нравственности.

В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих. Поэтому наш  разговор мы начнем с доброты. А что такое доброта?  (Доброта – отзывчивость,  душевное  расположение к людям, стремление делать добро другим.)

Вам было дано задание собрать пословицы на тему доброта. (Ученики по очереди читают пословицы)

Творческая работа. Образовать новые слова в которых спрятано слово «добро».

Добро  +  душа сердце желание  сосед  порядок  совесть нрав= добродушный добросердечный доброжелательный добрососедство добропорядочный добросовестный добронравный Слайд 7

 На доске открыть правила доброты.

Учитель: Добрый человек – это какой человек? ( Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать).

Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Учитель - Сейчас  группа «Доброта» предложит  нам ситуации из повседневной жизни:

Первая ситуация. Миша был сильным ребёнком, занимался в спортивной секции по боксу, имел разряд. Его немного побаивались даже ребята из старших классов. Однажды, возвращаясь из школы домой, Миша увидел во дворе драку. Это привлекло его внимание. С возгласом «Давай» он остановился посмотреть. На следующий день все узнали, что у Серёжки, мальчика из 5-го класса, в драке была сломана рука. На вопрос учителя «И ты тоже стоял и смотрел?» Миша ответил:» Ну я же его не бил!» 
Вторая ситуация. Нина очень спешит в музыкальную школу. Она  переходит улицу и видит старушку, идущую в другую сторону. Перебежав через дорогу, Нина слышит звук бьющегося стекла, оглянувшись, она видит лежащую на дороге старушку. Нина, хихикнув, ловит себя на мысли: как в комиксе – палочка в одной стороне, сумка в другой – и бежит дальше, ведь она опаздывает

                           Анкета

На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”– хором.

1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет) 
2. Можно ли стать добрым на время? (Нет) 
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да) 
4. Легко ли быть добрым? (Да) 
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)

Учитель. Так давайте творить добро и в малом, и в большом. Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. 
Хочешь жить для себя, живи для других. Будем  относиться к людям с расположением и будем помнить всегда, что доброта – единственное одеяние, которое никогда не ветшает)

С добротой неотделимо связана Вежливость. Дайте определение вежливости. (Соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость)

Уч-ся по очереди читают подобранные пословицы.

Учитель:  Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)

- А вежливые слова вы знаете? (на доске «Волшебные слова)

Учитель Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей)

Какое чувство вы испытали делая доброе дело?(делать добро очень приятно и радостно).

Правила вежливости: Слайд 10

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.

В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

Не отвечай на грубость грубостью.

- Сейчас  группа «Вежливость» предложит  нам ситуации из повседневной жизни:

Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях?

“Случай в автобусе”

“Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.На остановке вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: “Садитесь ...(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: ...(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя не удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-нибудь держаться, но Витя быстро сказал ему ... (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: “Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?”

- К сожалению, бывает и такое.

- Ситуация 1Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")

Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее "Здравствуйте")

Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

        Но бывает и так. Некоторые ребята боятся совершать красивые поступки, например, уступить место девочке, помочь ей одеться. Им кажется, что на них все смотрят и будут смеяться. Такие страхи вредны для характера. От них обязательно нужно избавляться. И это тоже возможно.

Учитель:  Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в ней царили добро, уважение, взаимопонимание, не было ссор. Что для этого нужно? (Дружба)

Что такое дружба? (Дружба– это отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, общности интересов."Словарь русского языка"С.И.Ожегова)

Пословицы о дружбе.

 Ситуация 1. Знакомьтесь: Даша и Маша. Даша уже 2 часа делает уроки, к ней приходит ее подруга. М а ш а: Гулять пойдешь?Д а ш а: Я задачу по математике не решила. Никак не получается Ещё и сочинение по русскому писать!М а ш а: Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать! Д а ш а: О! Йес! Ты настоящая подруга!

1Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой?

Как бы вы поступили на месте Маши?

Ситуация 2.    На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ручке закончилась паста. Сергей: Ой, паста закончилась! Антон: А у меня запасная ручка есть!Сергей: Будь другом, дай, а то мне пару влепят!Антон: А что ты мне за это дашь?Сергей: Ну, денег дам, сколько ручка стоит.Антон: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить по классу всю неделю! Годится?Сергей: Да ладно, давай уж!

Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг?

Как бы вы поступили на месте Антона?

Групповая работа:

1)Восстанови пословицы, объясни одну из них.

Уч-ся открывают на доске Правила дружбы (уступать друг другу; быть вежливым; быть внимательным; быть честным; помогать друг другу; не жадничать; не злиться и не ссориться; не обижать друга понапрасну; уметь просить прощение

1. Дружба школьная прекрасна!
Не страшны ей и года!
Где мы бы ни были, ребята,
Помнить  друзей  должны всегда!

Надо, чтобы юные души 
Научились любить и дружить,
Друга выслушать, песню послушать
И дружбою могли дорожить.
Чтоб весною нам ласточка пела,
И судьба всех была хороша.
Чтобы вечной струною звенела
И была вечно юной душа.

2. Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Песня  «Дружба»

Учитель Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Обсуждаем  тексты изложений, которые мы писали на уроках развития речи.

Лжегерой Женя старается Шоколадный торт Бездельники Два портрета

Учитель: Мы с вами перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками? (Успешными, удачными, счастливыми).

Учитель: Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать? (Развивать хорошие качества характера).

Послушайте притчу. Слайд 10

    Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

  Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

 - А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: Как вы понимаете смысл этой притчи? (Ответы учеников)

Скажите, пожалуйста, в праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Почему? ( Нет. Если каждый будет делать, что он хочет, тем самым он может нанести вред другим, а те, в свою очередь ему).

Учитель: Действительно, существуют правила, и называются они простыми нормами нравственности, являются простыми нормами поведения людей. Слайд 11

                                    Блиц-опрос

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

                         АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку

бнуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?

5.Итоги классного часа.

Ребята, давайте сформулируем простые нормы нравственности.

Итак, подведем итог. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и для того, чтобы всем было комфортно, приятно жить в этом обществе, необходимо следовать простым нормам нравственности, давайте сформулируем их:: слайд 11

 уважать других людей,

быть честным, правдивым, порядочным, вежливым, аккуратным человеком,

уважать чужое время,

проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям,

 уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.

А как вы хотите, чтобы другие относились к вам? А как вы должны относиться к другим людям? А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. Давайте сформулируем золотое правило нравственности:  «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». слайд 14

Рефлексия. Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?  Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

- Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание: Написать письмо своему близкому человеку. Но письмо не простое, слова и текст надо продумать, чтобы они были частичкой вашей души, добра, а человеку после прочтения вашего послания стало тепло.

         Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра

Стихи

Песня  «Дорогою добра»

1.Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти кому-то.

1. Добрым быть совсем, совсем не просто    Милена

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

2. Добро и зло творить всегда  Сима
Во власти всех людей, 
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней. 

3.Как бы жизнь не летела –  Эдик
Дней своих не жалей, 
Делай доброе дело 
Ради счастья людей. 
Чтобы сердце горело, 
А не тлело во мгле, 
Делай доброе дело – 
Тем живём на земле. 

4.Доброта с годами не стареет,  Арсен
Доброта от холода согреет, 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети. 

5.Сумей преодолеть преграды,  ВАлерия
И боль, и призрачный успех. 
Живи, не требуя награды 
За свой поступок ради всех. 
6.Ещё печалью мир простужен,  Коля
Исподтишка разит беда, 
Ты должен быть кому-то нужен – 
Всегда – как хлеб или вода. 
7.Быть добрым надо по привычке,  Оксана УМ
Не по расчёту. Пригодись 
Хотя бы маленькой синичке – 
Пусти её из клетки ввысь. 

1. Придумано кем – то просто и мудро Римма

При встрече здороваться и говорить

- Доброе утро! Солнце и птицы!

- Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!   

2. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Эмма

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но понятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.

3. А как нам добрые слова нужны!   Леша

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Лучами земля опоясана,           Оксана ос.

Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть станет вся наша планета

Песня «Дорогою добра».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...

Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)

В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея...

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНО- РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА

             Практикой     нашей школы накоплен значительный опыт в данном направлении. Надо отметить, что школа всегда находилась в режим...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях

Проект посвящен теме духовно-нравственного воспитания учащихся...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....

Статья "Духовно-нравственное воспитание ребенка в современной школе"

Проблема нравственного развития ребенка в современном обществе...