Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)
статья (краеведение) по теме

В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnyy_potencial_shkolnogo_muzeya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный музей: история и современность

(к вопросу о духовно-нравственном

воспитании учащихся)

В рамках программы духовно-нравственного воспитания мы обратились к теме культурно-исторического воспитания учащихся. Благодаря этому мы формируем культурные ценности детей и закрепляем их бережное отношение к исторической памяти.

Прошло 68 лет, как прогремел салют Победы в Великой Отечественной войне. Всё меньше и меньше остаётся свидетелей той жестокой поры.          Сохраняются памятники Великой Отечественной войне, но они, несомненно,  нуждаются в наполнении культурным содержанием. Необходимо пропустить эту вещественную память через души учащихся, сделать их собственной болью и радостью победы.

В нашей школе формированию исторической памяти помогает музей «Боевой славы укрепленных районов Ленфронта имени маршала Советского союза Л.А. Говорова».

Музей создан по инициативе солдат и офицеров, участвовавших в кровопролитных боях за Ленинград в составе Укреплённых районов Ленфронта, при активной поддержке администрации школы, педагогического и ученического коллективов с целью активизации патриотического и нравственного воспитания молодёжи.

Музей открыли к 40-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне – 8 мая 1985 г. Наш музей - это уникальное явление, так как он посвящён легендарной личности - маршалу Л.А. Говорову, роль которого в обороне и защите Ленинграда намного выше, чем преподносят в истории.

Фонды музея насчитывают более 1000 единиц хранения: остатки вооружения, каски, саперные лопатки, личные вещи бойцов, найденные в результате работы полевых экспедиций на местах жестоких боёв на Лужском и Пулковском рубежах; схемы боевого пути и рубежи обороны Укреплённых районов; документы и личные вещи воинов укрепрайонов (переданные самими участниками боёв за Ленинград или их родственниками); рукописи воспоминаний ветеранов. Наш музей - это живой организм, так как фонд постоянно пополняется новыми интересными экспонатами, которые активно используются в школьной работе.

Музей и школа – единое образовательное пространство. Учителя-предметники и классные руководители являются творцами интересных для детей и разнообразных форм работы. На базе музея проводятся:

  1. Уроки по истории Отечества, война здесь, у учащихся, сливается воедино – малая и большая Родина, семья и собственное «я».
  2. Уроки мужества, на которых ветераны выступают с воспоминаниями о тех долгих кровопролитных боях, напряженных часто за гранью человеческих возможностей не только на фронтах, но и в тылу.
  3. Защита рефератов на военную тематику.
  4. Исследовательская и проектная деятельность. Одной из последних работ является презентация «Фронтовой альбом».
  5. Конференции старшеклассников:
  1. « Роль укреплённых районов в защите города».
  2. «900 незабываемых дней и ночей».
  3. «Живые свидетели войны» (на основе воспоминаний, интервью с ветеранами).
  4. «Московский район в годы войны» и др.

На протяжении многих лет совет музея в контакте с классными руководителями традиционно организует:

  1. Игры: « Война. Блокада. Ленинград» и др.;
  2. Конкурсы;
  3. Пешие, автобусные  и заочные  путешествия по «Зелёному поясу славы»;
  4. Просмотр и обсуждение фильмов – «Вехи войны»;
  5. Праздники-встречи с ветеранами  (27 января, 9 мая).

Музей работает совместно с отделом краеведения и музееведения Дома детского и юношеского творчества Московского района, с сектором исторического краеведения и отделом клубных и игровых форм Государственного Дворца творчества юных.

Традиционно учащиеся нашей школы становятся финалистами Районного конкурса школьных экскурсоводов, пробуют свои силы на Городском этапе  и также становятся победителями или лауреатами. Для некоторых из наших ребят это становится делом жизни, профессией.

Активом музея совместно с ветеранами и учителями истории подготовлены экскурсии:

  1. Экскурсия «Обзорная»;
  2. «Дорога жизни»;
  3. «Петриченко Т.С. – “Живой светофор на Дороге Победы”»;
  4. «Разведчик 16-го укрепрайона Константин Андреевич Перов»;
  5. «Лейтенант медицинской службы Валентина Александровна Ковтун»;
  6. «Пулемётчица Валентина Полежаева – участница штурма Нарвы»;
  7. «Снайпер 14-го укрепрайона Иванов Леонид Иванович» и др.

Экскурсии проводятся:

 - для учащихся своей школы и других школ района,

-  для ветеранов,

- для жителей микрорайона,

- для родителей.

Традиционно члены совета музея принимают участие в районных и городских конкурсах.

Актив музея участвует:

  1. В благоустройстве дотов в парке Героев;
  2. В поддержании порядка у стеллы, посвящённой подвигу бойцов 79 Укрепрайона;
  3. В сборе документов военного времени и записей воспоминаний участников боёв за Ленинград;
  4. В посещении ветеранов на дому для оказания им внимания и посильной помощи, записи интервью по отдельным событиям при защите города и изучения личных архивных записей.

Основываясь на полученных сведениях, члены совета музея составляют маршруты экскурсий, защищают рефераты, составляют альбомы.

Актив музея сотрудничает:

- с Военно-историческим музеем артиллерии инженерных войск и войск связи,

- с Музеем обороны Ленинграда,

- с филиалом музея Истории города – «Монументом героическим защитникам Ленинграда».

На базе государственных музеев происходит обучение хранителей фонда, встречи с ветеранами и конференции на военную тематику. Члены актива проводят экскурсии на экспонатах этих музеев, посещают выставки, участвуют в творческих конкурсах.

В 1985 году в школе №508 был создан и активно работает музей Боевой славы Укреплённых районов Ленфронта имени маршала Л.А. Говорова. Все эти годы он являлся, является и будет являться  центром героико-патриотического и нравственного воспитания молодёжи.

В подтверждение вышесказанного приведем некоторые записи из книги «Отзывы посетителей 16 УР и частей УРов Ленфронта 1942 -1945 г.»:

«Хочется сказать спасибо за то, что на месте, где я проходила военную службу, сейчас воздвигнут Монумент Победы и музей в 508 школе – это память о незабываемых днях прошедшей войны 1941-1945 годов. Хочется пожелать нашим внукам и правнукам помнить наше поколение, которое защищало наш любимый город в те тяжёлые дни, не щадя сил и жизни» (В.А. Ковтун, военный фельдшер).

«Большое спасибо школе за такой изумительный музей, посвящённый обороне Ленинграда и блокадным дням. Учащиеся провели очень интересную экскурсию по музею. Желаю успеха школьному музею, а ребятам никогда не забывать о Великих днях защиты города Ленинграда от фашистских захватчиков» (учитель ИЗО 627 школы Трабанова И.А.).

Таким образом, школьный музей рассказывает учащимся и гостям о сложном периоде в истории советской России – о Великой Отечественной войне – и о людях, ковавших победу, перенесших годы бед и лишений, думавших только о благополучии советского народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Современная школа как основа духовно-нравственного воспитания"

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания наиболее актуальна сейчас для школы....

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Проект "Школьный музей истории и народного быта – центр военно-патриотического воспитания"

«Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, ос...

Школьный музей - хранитель народной памяти, центр гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся

Статья о  деятельности  школьных музеях  Старооскольского городского округа. Школьный музей является не только хранителем народной памяти, но и центром гражданского и патриотического во...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...