Работа классного руководителя в современных условиях
учебно-методический материал

Долгова Ирина Александровна

Работа классного руководителя в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_klassnogo_rukovoditelya_v_sovremennoy_shkole.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Деятельность  классного  руководителя  в  современной  школе  -  одна  из важнейших  и  актуальных  проблем  в  современных условиях.  

Классный  руководитель  –  профессионал-педагог,  организующий  систему отношений между обществом и ребенком через разнообразные виды деятельности ,  создающий  условия  для  индивидуального самовыражения  каждого  ребенка.

Деятельность  классного  руководителя  –  целенаправленный,  системный, планируемый  процесс,  строящийся  на  основе  Устава  общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности,  на  основе  личностно-ориентированного подхода  к  обучающимся,  воспитанникам  с  учетом  актуальных  задач,  стоящих  перед педагогическим  коллективом  общеобразовательного  учреждения.

Задачами  классного  руководителя  являются:  

1)  формирование  и развитие  коллектива  класса;  

2)  создание  благоприятных  психолого-педагогических условий для развития личности;

3) формирование здорового образа жизни;

4) защита прав  и  интересов  обучающихся;  

5)  организация  социально  значимой  деятельности обучающихся.

Функции  классного  руководителя  определяются  необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной  жизнедеятельности,  содействия  разностороннему  творческому  развитию личности,  духовному  становлению,  постижению  смысла  жизни.  Классный руководитель,  получая  и  обрабатывая  информацию  о  своих  воспитанниках,  их психофизическом  развитии,  социальном  окружении,  семейных  обстоятельствах, контролирует  ход  целостного  воспитательного  процесса,  процесс  становления личности  каждого  ребенка,  его  нравственных  качеств;  анализирует  характер оказываемых  на  него  воздействий;  координирует  учебную  деятельность  каждого воспитанника  и  всего  классного  коллектива.

Он  выполняет  несколько  функций.  Рассмотрим  наиболее важные  функции:  

1)  аналитическая  функция  (изучение  индивидуальных особенностей  учащихся, условий проживания ребенка, его круг общения)  

2) прогностическая  функция  (прогнозирование  результатов  воспитательной  деятельности)

3) организационно–координирующая  функция  (формирование  классного  коллектива;  организация  и стимулирование  разнообразных  видов  деятельности  воспитанников  в  классном коллективе)

4)  коммуникативная  функция  (содействие созданию  благоприятного  климата  в  коллективе  в  целом  и  для  каждого отдельного  воспитанника;  оказание  помощи  воспитанникам  в  установлении отношений с окружающими детьми, социумом)

К  основным  направлениям  деятельности    классного  руководителя  можно отнести:

1.  Изучение  учащихся  и  коллектива  класса:  получение  демографических, медицинских,  психологических  и  педагогических  данных  (семья,  социальное  и материальное  положение,  состояние  здоровья,  уровень  развития,  воспитанности  и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)

2.  Постановка  воспитательных  задач  общих  для  класса  или отдельных групп, учеников класса.

3.  Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4.  Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов,  коллективных  творческих  дел,  экскурсий,  походов,  вечеров,  родительских собраний и т.д.

5.  Организация  работы  с  родителями  учащихся:  систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление  педагогического  просвещения  родителей,  привлечение  родителей  к воспитательной работе с учащимися.  

Классному  руководителю  необходимо  соответствовать  ряду  требований:  любить  детей,  хорошо  знать  их психолого-физиологические  особенности,  уметь  найти  индивидуальный  подход  к любому  ученику,  хорошо  разбираться  в  современных  педагогических  технологиях воспитания, знать нормативно-правовую базу деятельности школы, учитывать желания и  возможности  учащихся,  иметь  активную  жизненную  позицию,  работать  в  тесном контакте  с  родителями  всего  класса,  сделав  их  активными  соучастниками воспитательного процесса.

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь, и деятельность учащихся своего класса для этого он использует  различные  формы  работы:

  • беседы,  
  • дискуссии,
  • игры,  
  • состязания,
  • походы  и  экскурсии,  
  • конкурсы,  
  • общественно  полезный  и  творческий  труд,
  • художественно-эстетическая  деятельность,
  • проекты  и  т.д.  

Особое  место  в деятельности  классного  руководителя  занимает  классный  час  -  форма  организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Работа классного руководителя по созданию условий для саморазвития и реализации личности обучающихся

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. ...

Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС

В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям  и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....

Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы

Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...