Классный час "Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия (5 класс)

Куликова Светлана Владимировна

Классный час по теме "Хлеб - всему голова" для учащихся 5 класса. Целями классного часа является показать детям, что хлеб - основа жизни, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема: Хлеб – всему голова.

Цели:

1. Показать детям, что хлеб – основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

2. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, правильную речь, обогащать словарный запас детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит песня «Хлеб всему голова»

- Ребята тема нашего классного часа «Хлеб всему голова»

Хлеушко мягкий, хрустящий,

Пахнущий ветром полей,

Силу и мудрость дарящий –

Щедрый кормилец людей.

Тяжким трудом добытый,

Солнцем согрет и землей,

Свежий, румяный, душистый,

Солнышком налитый.

2. Беседа.

- Ребята, а что вы сегодня кушали на завтрак?

- А на обед?

- меню меняется, а что остается неизменным?

- Почему?

- Каждый день у нас на столе есть хлеб. Хлеб в России самый главный продукт на столе. В случае необходимости человек мог бы выжить, питаясь одним только хлебом. Ученые утверждают, что в хлебе содержится более двухсот различных полезных веществ для человека.

- Давайте подумаем и назовем много слов. Каким бывает хлеб.

(вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

- хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный.

3. Рассказ об изготовлении хлеба.

На фоне музыки в класс заходит пекарь.

- Здравствуйте, дети. Я – пекарь. Пеку хлеб. Посмотрите, какой красивый и ароматный я испекла для вас хлеб, он называется каравай, потому что круглый, красивый, похожий на солнце.

Вот он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Мне бы хотелось помочь вам узнать, как появился этот каравай.

Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле!

Демонстрация слайдов. Рассказ об изготовлении хлеба.

1. Сначала зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками.

2. Потом из зерен появляются росточки, а из росточков вырастут колосья. Посмотрите, как много колосьев выросло на большом поле из ростков.

3. Потом комбайнами собирают колосья.

4. Зерна собирают машины и отвозят на мельницу (мукомольный завод). Там зерна перемелют в муку.

5. Из этой муки на хлебозаводе пекут хлеб.

Сначала замешивают тесто. Когда тесто замешано, его кладут в форму и ставят в печь.

Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

ФИЗМИНУТКА:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте.

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг

Вот и кончилась игра

- А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.

Вот сколько людей работали прежде чем хлеб попал к нам на стол:

агроном, тракторист, комбайнер, мукомол, пекарь, кондитер, продавец.

Хлебороб вырастил зерно, мельник смолол из зерна муку, пекарь испек из муки хлеб, шофер привез хлеб в магазин, в магазине мы купили хлеб у продавца.

Чтобы на нашем столе всегда был свежий и душистый хлеб, нужно, чтобы потрудились многие люди. Люди многих профессий создают для нас это благо.

4. Игра «Как хлеб на стол попадает»

Разложить карточки в правильной последовательности.

5. Чтение стихов учащимися.

А ребята для пекаря приготовили стихи.

Маша

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Сережа:

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,

в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

Надя:
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем 

Владик:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Вместе:

Слава миру на Земле.

Слава хлебу на столе.

6. Игра «Кто больше». Игра «Что пропало?»

- Из чего пекут хлеб.

Игра: «Кто больше» (нужно назвать как можно больше хлебо-булочных изделий и показать их).

За правильный ответ дается фишка. Кто больше фишек получит, тот получает приз в конце занятия.

- посмотрите на нашу выставку. Это всего-лишь немногое, что можно сделать из муки

(показ слайдов и изделий)

Игра «Что пропало?»

Игрок рассматривает изделия, разложенные на столе, затем отворачивается. В это время со стола убирается одно изделие. Игрок поворачивается и угадывает что пропало или что изменилось.

7. Просмотр мультфильма «Хлеб».

Народ издавна уважал и прославлял хлеб. «Славится он первым на земле. Славится он первым на столе!» Так говорит о хлебе народная мудрость. Сколько о нем написано пословиц и поговорок, стихов и рассказов, снято фильмов и мультфильмов.

Просмотр мультфильма «Хлеб».

- ребята, а действительно ли зерна были волшебными?

- почему матушка сказала сыну, что они волшебные?

Легко ли было Евмену выращивать хлеб?

8. Рассказ о хлебе в военное время.

В нашей стране особенное отношение к хлебу еще и потому, что луди помнят тяжелые годы великой отечественной войны. В это время в армию было призвано все мужское население страны. В колхозах на полях остались работать только женщины, старики и дети.. А стране и фронту нужен был хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Однако хлеба все равно не хватало. И во многих городах хлеб выдавали по карточкам. По одному кусочку на человека в сутки. А в блокадном Ленинграде – и того меньше. Остались записи людей, которые пережили те страшные годы.

«Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. Имама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

(показ слайдов)

Прошу тебя!

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже

Крошка хлеба.

9. Правила обращения с хлебом.

Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками.

Повторите правила обращения с хлебом.

- берегите хлеб, он достается тяжелым трудом многих людей.

- не оставляйте недоеденных кусков, берите хлеба столько, сколько сможете съесть.

- продлите жизнь хлебу, черствый хлеб не выбрасывайте, из него можно приготовить различные блюда.

Никогда не бросайте хлеб.

Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

10. Итог занятия.

Награждение самых активных учащихся.

- Ребята, что нового узнали сегодня?

- Как нужно обращаться с хлебом? Почему?

В хлебе – душа родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Классный час "Хлеб - всему голова!"...

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"

Классный час в 5 классе "Хлеб - всему голова"...

Открытый классный час "Хлеб-всему голова"

Классный час посвящен  знакомству с истоией хлеба, историческими фактами  времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб....

Классный час "Хлеб всему голова".

Презентация "Хлеб всему голова".Материал презентации может использоваться как отдельное внеклассное занятие или часть урока ознакомления с окружающим миром....

Классный час "Хлеб- всему голова"

Классный час дает полное представление о том, как приходит к нам хлеб на стол.как важен труд хлебороба,каким было отношение к хлебу в годы войны.Мероприятие несет воспитательное значение: бережное отн...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Разработка классного часа...