Классный час на тему "Подросток в обществе"
классный час (9 класс)

Швейхерт Олеся Владимировна

Классный час предназначен помочь учащимся научиться управлять сво­им поведением и делать обоснованный выбор вместо того, что­бы идти на поводу у внутренних импульсов, а также повторить основные правила внутреннего распорядка школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klchas_podrostok_v_obshchestve.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Подросток в обществе»

Цель: Помочь учащимся научиться управлять своим поведением и делать обоснованный выбор вместо того, чтобы идти на поводу у внутренних импульсов.

Задачи:

1. Определить и закрепить правила жизнедеятельности в обществе;

2. Включить учащихся в различные элементы деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения.

3. Расширить знания учащихся о возрастном периоде, в котором они находятся;

4. Помочь сформировать активную жизненную позицию; способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Для начала предлагаю вам небольшую разминку.

Упражнение «Встают те, кто…»:

Учитель предлагает в качестве разминки встать тем, кто:

                       - любит читать;

                       - любит мороженое;

                       - кому нравятся уроки математики;

                       - любит заниматься спортом;

                       - кто хочет стать космонавтом;

                       - считает себя подростком.

(На последнее предложение встают все ребята).

- Я вижу, все вы уникальные с разными интересами и увлечениями, а сейчас встал каждый, значит, все вы считаете себя подростками, а знаете ли вы кто такие подростки?

(Ребята отвечают все на этот вопрос).

Сообщение ученика:

Подросток - юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. То есть, подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Подростковый возраст от 12 до 17 лет. И на сегодняшний день в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Вопрос: По возрасту вы подходите к группе «подросток»? (Да)

Сообщение ученика:

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Перед ним много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые.

Возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, начинает чем-то увлекаться, стремится больше узнать об окружающем мире.

Беседа по вопросам: 

- Чем вы увлекаетесь? (ответы детей)

- А как вы думаете, что хорошего и интересного в вашем возрасте? (ответы детей)

- Продолжите по кругу фразу: «Подростком быть хорошо, потому что…

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о подростках)

Учитель:

Правильно о вас, о подростках.

Тема классного часа «Подросток в обществе».

Мы уже узнали, кто такой подросток. Давайте теперь определим, что же такое общество.

Учитель: Продолжаем наше занятие.  Сегодня мы с вами поговорим о том, какими вы должны быть в обществе, в мире, который вас окружает. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые придется вам решать, вступая в общество.

Станет ли подросток хорошим человеком, это зависит только от него самого. К 14-16-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать! 

Ученики читают стихотворение:

  1. Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку -
    Каждый выбирает для себя.
  2. Каждый выбирает по себе
    слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    Каждый выбирает по себе.
  3. Каждый выбирает по себе.
    Щит и латы, посох и заплаты,
    Меру окончательной расплаты
    Каждый выбирает по себе.
  4. Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже - как умею.
    Ни к кому претензий не имею.
    Каждый выбирает для себя.

      Вопрос: - О чем это стихотворение? (ответы детей)

Учитель: Давайте сейчас послушаем притчу

(Звучит спокойная музыка, рассказывается притча).

Китайская притча «Ладная семья»

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.

Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Вопрос: - О чем эта притча? (ответы детей)

               - Где начинается воспитание? (в семье)

                    - Какие качества вы должны в себе воспитывать, чтобы жить среди людей в мире и согласии? (умение прощать, умение слушать и понимать друг друга, любовь, согласие, уважение к старшим)

                    - В чем должно проявляться уважение к старшим? (ответы детей)

Работа в группах:

Сейчас мы поработаем в группах, разделитесь на 3 группы. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».
  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

 - Передайте эти мысли своими словами.

-  Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

Вывод: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

Обсуждение ситуаций:

Ситуация 1. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном. Твои действия.

Ситуация 2. Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.

Ситуация 3. У Дмитрия непривычная для мальчика прическа – слишком длинные волосы. Как должны относится к этому те, кому такой стиль не нравится?

Работа с Уставов школы и правилом распорядка учащихся

Учитель: Послушайте точки зрения ваших одноклассников, какую из них вы предпочитаете?

1 ученик: Я считаю, что ответственность мне не нужна, потому что за меня несут ответственность все – родители, классный руководитель, воспитатели, директор.

2 ученик: Я считаю, что ответственность должна быть, потому что только за малышами необходим уход мамы, папы, воспитателя и директора детского сада. А здесь уже сидят взрослые люди, которые сами могут отвечать за себя и за свои поступки.

Обсуждение.

Шкала ответственности:

- У нас на доске есть шкала ответственности, я предлагаю каждому из вас оценить себя по ней, поставив фишку на ту ступеньку, на сколько вы считаете себя ответственным человеком. Задание выполняйте со словами: «Я себя считаю человеком ответственным, потому что…» (шкала от 1 до 5)

Вопросы:

- Какие чувства вы испытывали во время классного часа?

- С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете, почему?

- Что нового вы узнали?

- Какие положительные качества вы узнали сегодня? Будете ли вы их в себе воспитывать?

Рефлексия: Упражнение «Я в лучах солнца». 

У каждого из вас на партах лежат маленькие солнышки – это маленькие Вы. На солнце, в центре круга напишите «Я». И вдоль каждого луча напишите качества, которые должны быть у подростка, для того, чтобы достойно войти и жить в обществе. (пишут качества)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.  Пусть эти маленькие кусочки большого солнца освещают и согревают ваш путь, помогая преодолевать все жизненные трудности.  Пусть составляющими частями в вашей жизни станут внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, воспитанность.

А сейчас давайте из этих маленьких солнышек составим на доске одно большое Солнце, как одно большое общество, в котором мы с вами живем и являемся частью общества. Без одного солнышка не будет целого Солнца, как и каждый из вас часть общества. Выходя к доске, назовите те качества, которые вы написали на лучах.

Завершение классного часа.

Приложения

Сообщение ученика:

Подросток - юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности. То есть, подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Подростковый возраст от 12 до 17 лет. И на сегодняшний день в мире насчитывается более миллиарда подростков.

Сообщение ученика:

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Перед ним много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые.

Возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, начинает чем-то увлекаться, стремится больше узнать об окружающем мире.

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе».

  • «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

  • «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

  • 1 ученик: Я считаю, что ответственность мне не нужна, потому что за меня несут ответственность все – родители, классный руководитель, воспитатели, директор.

  • 2 ученик: Я считаю, что ответственность должна быть, потому что только за малышами необходим уход мамы, папы, воспитателя и директора детского сада. А здесь уже сидят взрослые люди, которые сами могут отвечать за себя и за свои поступки.

Китайская притча «Ладная семья»

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.

Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.


Тест – «Определение уровня своей самооценки».

  1. Как часто Вас терзают мысли, что Вам не следовало бы что-то говорить или делать?

А) очень часто — 1 балл;

Б) иногда — 3 балла.

  1. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, то:

А) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

Б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

  1. Выберите одно из мнений, наиболее Вам близкое:

А) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

Б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

В) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

  1. Вам показали пародию на вас. Вы:

А) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;

Б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

В) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

  1. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

А) да — 1 балл;

Б) нет — 5 баллов;

В) не знаю — 3 балла.

  1. Вы выбираете духи в подарок. Купите:

А) духи, которые нравятся Вам — 5 баллов;

Б) духи, которым, как Вы думаете, будут рады, хотя Вам лично они не нравятся — 3 балла;

В) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

  1. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых Вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

А) да — 1 балл;

Б) нет — 5 баллов;

В)не знаю — 3 балла.

  1. Задевает ли Вас, когда ваши друзья добиваются большего успеха, чем Вы?

А) да — 1 балл;

Б) нет — 5 баллов;

В) иногда — 3 балла.

  1. Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо?

А) да — 5 баллов;

Б) нет — 1 балл;

В) не знаю — 3 балла.

  1. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

А) голубой — 1 балл;

Б) желтый — 3 балла;

В) красный — 5 баллов.

Подсчет баллов

50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Коррупция в Российском обществе: образование" в форме "Заседание суда"

Классный час на тему: ”Коррупция в Российском обществе: образование» (Свидетельство участника Всероссийского конкурса «Я классный руководитель»)10 А классКлассный руководитель Горелышева Светлан...

Классный час: «Терроризм – угроза обществу»

http://www.slideboom.com/presentations/760552/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC   Презентация к классному ч...

классный час "Коррупция в российском обществе"

Главная цель классного часа -  развитие осознания необходимости соблюдать законы государства....

Классный час "Терроризм-угроза для общества"

Классный час знакомит ребят как действовать в экстремальной обстановке. Рассказывает о разных формах терроризма....

Классный час "Преступность дорого обходится обществу!"

Классный час по профилатике правонарушений среди подростков. Рекомендуется для учащихся 5-7 классов...

Презентация к классному часу "Мое «Я» в обществе"

Презентация на тему  "Мое «Я» в обществе". Данную презентацию можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, бесед и т.д. с учениками среднего и ...