Программа по здоровьесбережению «Здоровые привычки — здоровый образ жизни» 5 – 9 классы
материал

Перепелюк Ирина Викторовна

Самое ценное, что есть у человека - жизнь, а самое ценное в его жизни- здоровье, за которое бороться приходится порою с самого рождения. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого стоить тем, кто не позаботился о нем своевременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovesberezheniya_5.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

BD14578_

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                       «Средняя  общеобразовательная  школа № 4»                                                                                  Россия, 456444,  Челябинская область, город Чебаркуль,  улица Каширина, 57                                      

Тел. 8-912-897-16-96;  (35168) 6-33-03;  6-00-00;   э/адрес: perepelyuk_irina@mail.ru; school4dos@mail.ru

Программа по здоровьесбережению

«Здоровые привычки — здоровый образ жизни»

 

5 – 9  классы

Разработчик: Перепелюк  

Ирина Викторовна,

учитель технологии,

МБОУ «СОШ №4»

классный  руководитель

 

г.Чебаркуль, 2017

Содержание

Аннотация

3

Пояснительная записка

5

1.

Основные направления программы, их реализации и ожидаемые результаты

8

2.

Условия реализации программы

10

3.

Принципы реализации программы

11

4.

Управление программой

12

5.

Санитарно – просветительская работа по формированию здорового образа жизни

13

6.

Профилактическая деятельность

15

7.

Физкультурно – оздоровительная, спротивно – массовая работа

17

8.

Тематика классных мероприятий

18

9.

Ресурсное обеспечение программы

20

Литература

21

Аннотация

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально- культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

          Здоровье детей - это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и др. факторов.  

          Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма, наркомании и табакокурения.

           Самое ценное, что есть у человека - жизнь, а самое ценное в его жизни- здоровье, за которое бороться приходится порою с самого рождения. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого стоить тем, кто не позаботился о нем своевременно.

           С одной стороны, причинами ухудшения состояния здоровья являются такие факторы, как перегрузка учебных программ, интенсификация труда обучающихся, ухудшение экологической обстановки, стрессовые воздействия, недостаточное или несбалансированное питание, распространение нездоровых привычек.

          С другой стороны, учащимся очень трудно ориентироваться в огромном количестве информации, которая к ним поступает из интернета, телевизоров, рекламных роликов о различных видах биологически активных добавок, витаминах, методах лечения заболеваний и их профилактики, рекламе пищевых продуктов и т.д. Поэтому задача школы и родителей помочь детям правильно использовать полученную информацию, объяснить ее предназначение, научить ориентироваться в окружающем мире. Ведь все хотят видеть своих детей счастливыми и здоровыми, но не все задумываются о том, как это осуществить и что для этого предпринять. Здоровье не приходит само, его нужно укреплять и беречь, за него нужно бороться, потому что здоровье - это самое главное с жизни человека.

          Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья обучающихся обуславливает насущность принципиальных изменений в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.

           Исходя из этого можно сделать вывод: сложившаяся ситуация требует новых конкретных стратегий, способных реально снизить уровень заболеваемости.

Программа «Здоровые привычки — здоровый образ жизни» разработана на основе мероприятий по охране здоровья, целью которой является улучшение здоровья и качества жизни подростков.

Пояснительная записка

Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.

Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению,         я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся,  о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т. е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.

На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме. Формирование здоровья обучающихся в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.

В нашей школе существует программа развития, одной из направлений которой является проект «Здоровье». Моя программа по здоровьесбережению разработана в соответствии с данной программой.

С одной стороны школа микрорайона Каширинсий предоставляет все необходимые условия для поддержания и укрепления здоровья обучающихся: современный спортивный зал, стадион, тренажерный зал. Медицинское сопровождение обучающихся обеспечивает квалифицированный специалист. Район расположен в экологически благополучном районе нашего города: он окружен сосновыми лесами; рядом озеро Мисяш, с прозрачной водой; смешанный лес является прекрасным местом для занятий лыжным спортом.

С другой стороны, проанализировав личные дела школьников, побеседовав с родителями и учителями, медицинским работником школы и проведя анкетирование обучающихся, я пришла к выводу, что 57% обучающихся занимаются физкультурой в подготовительной группе, в классе есть ребёнок с ОВЗ, 27% обучающихся имеют хронические заболевания глаз, органов пищеварения, дыхания, по этим причинам в течение года каждый ученик пропускает в среднем 14,3 дней, в течение года отдельные ученики пропускают до месяца занятий.

Таким образом, неумение детей заботиться о своем здоровье приводит в высокой заболеваемости и, как следствие этого, к снижению качества знаний.

Данное противоречие явилось причиной разработки программы по улучшению здоровья обучающихся класса.

Цель программы: Создание  здоровьесберегающей среды для формирования психически   здорового, социально-адаптированного, физически   развитого выпускника, сохранение и укрепление здоровья педагогов.

Задачи программы:

  • формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
  • создание в школе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
  • обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
  • создание информационного банка о состоянии здоровья подростков;
  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;

Участники программы: обучающиеся «Б» класса, классный руководитель, родители обучающихся, учителя – предметники, медицинский работник школы, работники столовой, школьный психолог.

Сроки реализации: 2017 – 2023 гг.

  1. Основные направления программы, их реализация и ожидаемые результаты

Программа реализуется в три этапа:

  1. диагностико – проектный ( 2017 – 2018 гг. – 5 класс);
  2. содержательно – деятельностный ( 2018 – 2021 гг, 6 – 8 классы);
  3. рефлексивный (2021 – 2022 гг. – 9 класс).

Содержание деятельности на каждом этапе:

  1. Диагностико – проектный: комплексное обследование состояния здоровья обучающихся 5 класса; составление карты здоровья класса с указанием конкретных проблем каждого ребенка, разработка программы здоровьесбережения в классе, согласование позиций с участниками образовательного процесса.

Ожидаемый результат: получение целостной картины состояния здоровья обучающихся класса (количество детей по видам заболеваний).

  1. Содержательно – деятельностный: работа по реализации здоровьесбережения в классе, координирование деятельности участников программы, корректировка промежуточных результатов.

Ожидаемый результат: улучшение самочувствия обучающихся и как следствие этого более высокие показатели учебной деятельности, сокращение количества пропусков уроков по болезни. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья в целом (качественные показатели: повышение уровня психического, физического и социального здоровья в целом; улучшение самочувствия обучающихся; показатели учебной деятельности. Количественные показатели: сокращение количества пропусков по болезни со 100% до 50%, сокращение обращений в медицинские учреждения по поводу болезни с 67% до 57).

  1. Рефлексивный – проведение диагностических процедур, анализ полученных данных и соотнесение с первоначальной диагностикой; разработка индивидуальных планов поддержания здоровья выпускников.

Ожидаемые результаты: готовность продолжить заботу о здоровье после выпуска из школы, а именно: осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха.

  1. Условия реализации программы
  • Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда;
  • Аналитико – диагностическая деятельность, мониторинг процесса улучшения здоровья;
  • Совершенствование содержания, форм и методов работы;
  • Привлечение органов ученического самоуправления, родителей, педагогического коллектива и работников внешкольных учреждений к планированию, организации и анализу работы по улучшению здоровья обучающихся класса.

  1. Принципы реализации программы
  • программно – целевого подход (единая система планирования и своевременное внесение корректив в планы;
  • информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в классе (открытость, доступность информации);
  • вариативность (осуществление различных вариантов действий по реализации программы).

  1. Управление программой

Классный руководитель, совет класса, родительский комитет. Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы. Консультативная и организационная помощь оказывается медицинскими работниками, психологом, социальным педагогом.

  1. Санитарно – просветительская работа по формированию

здорового образа жизни

Задачи: 

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни).

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно – методическое обеспечение, подготовленность кадров).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Проведение мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики и оценки уровня сформированности валеологической культуры детей и родителей

2017 г.

классный руководитель

учитель физкультуры,

медработник

Проведение диагностики перегрузки обучающихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье детей.

2017г.

классный руководитель

Составление карты здоровья класса и разработка совместно с медработником индивидуальных программ коррекции здоровья детей.

2018г.

классный руководитель, медработник

Проведение классных родительских собраний, круглых столов, встреч с специалистами по проблемам сохранения и укрепления здоровья

2017 – 2023 гг.

классный руководитель, обучающиеся, медработник, учитель физкультуры и руководители спортивных секций

Разработка и сбор методических материалов по проблемам здоровья, системы мер по углублению знаний, умений, навыков участников программы по данной проблеме

2017 – 2022 гг.

администрация,

классный руководитель, медработник, родители

Проведение классных часов и участие в общешкольных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

2017 – 2022 гг.

классный руководитель, обучающиеся класса

Использование сайта школы для размещения информации для участников программы

постоянно

классный руководитель, учитель информатики

Распространение опыта по укреплению здоровья обучающихся

2017 – 2022 гг.

классный руководитель

  1. Профилактическая деятельность

Задачи: 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика ДДТТ.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация обследования детей с целью раннего распознавания заболеваний

Постоянно

по графику

медицинские работники школы и

поликлиники

Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей

постоянно

медицинские работники,

администрация, классный руководитель

Улучшение питания детей класса:

  • полный охват горячим питанием;
  • пропаганда культуры питания в семье;
  • организация диетического стола для детей с заболеваниями ЖКТ

постоянно

администрация,

классный руководитель, работники столовой, родители

Проведение систематических мероприятий по улучшению санитарии и гигиены:

  • генеральные уборки классных комнат, школы;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований.

регулярно

администрация,

классный руководитель, обучающиеся

Предупреждение травматизма:

  • оформление уголка по технике безопасности;
  • проведение инструктажей с детьми.

постоянно

классный руководитель

Профилактика утомляемости:

  • проведение подвижных перемен;
  • физкультминутка на уроках

постоянно

Учителя – предметники, классный руководитель

Проведение занятий по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.

постоянно

учитель ОБЖ, классный руководитель, обучающиеся класса

  1. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

Задачи: 

1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы:

  • организация подвижных игр;
  • соревнования по отдельным видам спорта;
  • спартакиады, дни здоровья;
  • турслет;
  • походы;
  • спортивный час;
  • «День здоровья»;
  • военные сборы для старшеклассников

постоянно

учителя

физкультуры и ОБЖ, организаторы, классный руководитель, родительский комитет

Занятия в спортивных секциях и клубах

постоянно

классный руководитель, руководители секций

Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей

постоянно

администрация,

учитель физкультуры, классный руководитель

  1. Тематика классных мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Весёлые старты

ежегодно

Учитель физкультуры

2

Соревнования

ежегодно

Учитель физкультуры

3

Эстафета, посвящённая Дню защитника Отечества

ежегодно

Учитель физкультуры

4

Спортивная эстафета.

ежегодно

Учитель физкультуры

5

Хорошо зимой на лыжах (прогулка в лес).

ежегодно

Род. ком., ОКД

6

Анализ медкарт, анкет по вопросу о состоянии здоровья детей

ежегодно

Классный руководитель

7

Соревнования по шашкам

ежегодно

Учитель физкультуры

8

Осенняя спартакиада

ежегодно

Учитель физкультуры

9

Весенний кросс

ежегодно

Учитель физкультуры

10

Зимняя лыжня

ежегодно

Учитель физкультуры

11

Дни здоровья

ежегодно

Учитель физкультуры

12

День туризма

ежегодно

Завуч по ВР

Выходы в природу:

13

- «Прекрасна ты, земля, в уборе зимнем»

ежегодно

Род. ком., ОКД

14

- «Под музыку дождя»

ежегодно

Род. ком., ОКД

15

- «Прощался с летом лес»

ежегодно

Род. ком., ОКД

16

Осуществление углубленного медицинского осмотра

ежегодно

Мед. работник

17

Дни здоровья

ежегодно

Завуч по ВР, ОЗС

18

Конкурс плакатов «Здоровый образ жизни»

ежегодно

Учит. ИЗО

19

Занятия обучающихся в спортивных секциях

в течение года

Классный руководитель, родительский комитет

20

Гигиена обучающихся (беседа с мед. работником)

2017-2022

ОКД

21

«Спорт любить – здоровым быть» (беседа)

2017-2018

Классный руководитель

Минутки здоровья:

22

Гигиена одежды и предупреждение простуды

2017-2018

ОЗС

23

- Предупреждение инфекционных заболеваний

2017-2018

ОЗС

24

Соревнования по настольному теннису

2017-2018

Учитель физкультуры

25

Классные часы и беседы:

«В здоровом теле…»

«О вкусной и здоровой пище»

  1. «Я  выбираю здоровье»
  2. «О вреде курения»
  3. «Гигиена питания. Гигиена тела»

«Как уберечься от гриппа?»

«Правила дорожные    знать каждому положено»

«Вино вину творит»

«Биологические добавки»

  1. «Употребление алкоголя»
  2. «О героях спорта: Вячеслав Фетисов»
  3. «Сотвори себя сам» (о  предупреждении вредных привычек)
  4. «Стресс в нашей жизни»
  5. «ЖЗЛ. Нахимов - морская слава»

«Здоровье – бесценное богатство»

«Причины суицида среди подростков»

«Спид – болезнь XXI века»

«Семейные рецепты здоровья»

«Секреты продления жизни»

«Волнуйтесь спокойно: у вас экзамены»

2017-2018

2017-2018

2017-2018

2017-2018

2017-2018

2017-2018

2018-2019

2018-2019

2018-2019

2018-2019

2018-2019

2019-2020

2019-2020

2020-2021

2020-2021

2021-2022

2021-2022

2021-2022

2021-2022

2021-2022

Классный руководитель

  1. Ресурсное обеспечение программы

Для успешного осуществления программы необходимо наличие следующих ресурсов:

Кадровых

Специалисты, имеющие педагогическое, медицинское, спортивное образование;

Материально – технических

Спортинвентарь, средства гигиены, продукты, бумага, магнитофон, методическая литература, CD, Интернет

Информационно – методических

Методические рекомендации для участников программы, семинары,  профессиональные журналы «Физкультура в школе», «Питание школьников», СМИ, Интернет-ресурсы, СанПиНы, аналогичные программы других образовательных учреждений.

Литература

  1. Александров В. Как прожить долго здоровым и молодым. – Воспитание школьников, №2, 1994
  2. Батенева Т. Формула здоровья. – Воспитание школьников, №5, 2002
  3. Брянцева Л.В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/618059/
  4. Емельянова О.Ю. Система формирования и сохранения здоровья воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/579140/
  5. Житко Е.А. Методическая разработка по классному руководству (7 класс) по теме: «Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников» [Электронный ресурс]. – М., – 2011. URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/
  6. К здоровью без лекарств. Москва «Советский спорт», 1990
  7. Родительские собрания. – Москва «Вако», 2005
  8. Справочник классного руководителя. – Москва «Вако», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Беседа: «Здоровые привычки – здоровый образ жизни»

Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения.Давайте перечислим, что относится к полезным и к вредным привычкам.  Вредные привычки:К...

" Здоровые привычки – здоровый образ жизни"

УРОК-ТРЕНИНГпо теме" Здоровые привычки – здоровый образ жизни"...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...