"Белая ворона, чёрная овца" разработка классного часа методическое пособие для классных руководителей
классный час (9, 10, 11 класс)

Жукова Ольга Вячеславовна

Профессия медработника в современном обществе связана с серьезными физическими и моральными нагрузками и сопровождается определенным психо-эмоциональным риском. Больные люди - самая уязвимая категория общества - требуют к себе повышенного внимания, поскольку человек, нуждающийся в помощи, всегда находится в зависимом положении от тех, кто может ее оказать.

Профессиональная этика медработника, особенно медсестры, предписывает определенные нормы поведения по отношению к пациенту и выработку специфических профессиональных качеств. Сострадание, милосердие, терпение, отсутствие предрассудков социального, этнического и религиозного характера – неотъемлемые и обязательные черты медицинской сестры. Именно поэтому вопрос толерантности для будущих медиков важен не только с этической, но и с профессиональной точки зрения.

Актуальность классного часа

В будущем студентам придется общаться с людьми  (как больными, так и здоровыми) самых разных возрастов, национальностей, социальных категорий и т. п..  Дружелюбное отношение к окружающим, готовность принимать иную точку зрения, здоровый оптимизм, позитивный настрой, умение справляться с профессиональными задачами без ущерба для своей личности  - залог психо-эмоционального здоровья будущего медика.

Цели классного часа:

• ознакомление студентов  с разными значениями понятия "толерантность",  критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости;

• формирование представлений о значении толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми;

•  развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

•  развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного и профессионального  общения;

•  обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_vorona_chyornaya_ovtsa.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж №1

Департамента здравоохранения города Москвы»

Белая ворона, чёрная овца                                    разработка классного часа                                            методическое пособие для классных руководителей

 

2015

Вступительное слово

Профессия медработника в современном обществе связана с серьезными физическими и моральными нагрузками и сопровождается определенным психо-эмоциональным риском. Больные люди - самая уязвимая категория общества - требуют к себе повышенного внимания, поскольку человек, нуждающийся в помощи, всегда находится в зависимом положении от тех, кто может ее оказать.

Профессиональная этика медработника, особенно медсестры, предписывает определенные нормы поведения по отношению к пациенту и выработку специфических профессиональных качеств. Сострадание, милосердие, терпение, отсутствие предрассудков социального, этнического и религиозного характера – неотъемлемые и обязательные черты медицинской сестры. Именно поэтому вопрос толерантности для будущих медиков важен не только с этической, но и с профессиональной точки зрения.

Актуальность классного часа

В будущем студентам придется общаться с людьми  (как больными, так и здоровыми) самых разных возрастов, национальностей, социальных категорий и т. п..  Дружелюбное отношение к окружающим, готовность принимать иную точку зрения, здоровый оптимизм, позитивный настрой, умение справляться с профессиональными задачами без ущерба для своей личности  - залог психо-эмоционального здоровья будущего медика.

Цели классного часа:

• ознакомление студентов  с разными значениями понятия "толерантность",  критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости;

• формирование представлений о значении толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми;

•  развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

•  развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного и профессионального  общения;

•  обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Время проведения: 60 минут

Место проведения:                                                                                                                                          просторное помещение (учебная аудитория), где можно свободно передвигаться

 Оборудование: компьютер, экран, доска, маркеры, магниты, ватман, пальчиковые куклы, наглядный материал (таблички )

Ход  классного часа

1этап. Знакомство

Приветствие группы. Организационный момент. Куратор предлагает задание «Как прекрасен этот мир». Каждый студент по очереди называет свое имя и качество, которое привлекает его в других людях.

 Представление  правил поведения в группе:

доверительный стиль общения;

персонификация высказывания (от первого лица);

конфиденциальность всего происходящего в группе;

недопустимость никаких оценок в адрес другого: «Мне не нравится, что он сказал…, Я считаю, что он не работал на занятии» и т. д.;

активное участие во всех заданиях;

уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Куратор. Ваше первое задание  называется «Контакт». Чтобы узнать или понять друг друга лучше, вам нужно выстроиться в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнёрам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» Например: что живем на планете Земля, учимся в одной группе и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по моей команде участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.                                                                                                                              

2 этап. Основная часть

Сообщение темы и введение в игровую ситуацию.

Куратор.  Все мы разные и похожие. Каждый из нас – это огромный мир. Каждый из нас – частичка, которая постоянно находится во взаимодействии с другими мирами.

Тема сегодняшней нашей встречи «Белая ворона, чёрная овца». Скажите, пожалуйста, что означают эти понятия? В чём их сходство и отличие? Есть ли среди вас «белые вороны»? Каково быть «белой вороной»? Кого можно назвать «белой вороной» в нашем обществе?

Вот сегодня мы это и попробуем узнать.  Но для этого мне придётся отправить вас в сказку. Я хотела бы вам немного напомнить эту известную  сказку, а вернее, ее эпизод.

 - У утки появляется потомство, маленькие прелестные утята, но одно яйцо крупнее, из него появляется необычный утенок, который крупнее других, неуклюже передвигается, но при всей своей непохожести он прекрасно плавает, заботится о своих братьях и сестрах, чем вызывает у мамы-утки теплые чувства. Затем все семейство отправляется на птичий двор, чтобы познакомиться с другими птицами. Вы помните, что непохожий на других утенок вызывает разные реакции у обитателей птичьего двора, его не все принимают, даже обижают, кто-то клюет, кто-то пугает. Что же делает наш утенок? Он решается покинуть птичий двор. На этом я предлагаю нам с вами остановиться и повернуть сказочную историю вспять, ведь могло бы быть иначе, если бы… представьте на этот миг птичий двор, у нас есть герои сказки: гадкий утенок, мама, братья и сестры, жители птичьего двора.

Сейчас мы попробуем погрузиться в этот сказочный мир, но для начала нам необходимо поделиться на 4 группы. Я предлагаю сделать это с помощью  фантов. (Студенты делятся на группы).  От каждой группы попрошу подойти одного добровольца, который определит, какая роль достанется вашей группе (жеребьевка ролей).теперь, когда вы знаете, от имени какого персонажа будете действовать., прошу получить листы с заданием.

Куратор озвучивает задание для каждой группы и передает ватман и маркер.

Задание для птичьего двора: что должен сделать гадкий утенок, чтобы вы его приняли:

Задание для братьев и сестер: чем вы можете помочь утенку и что он должен сделать сам, чтобы его принял птичий двор?

Задание для матери: что Вы посоветуете сделать гадкому утёнку, чтобы его принял птичий двор.

Задание для самого утёнка: что может сделать сам утенок, чтобы его приняли на птичьем дворе.

Куратор. На выполнение задания вам отводится 10 минут. У вас есть маркеры, чтобы зафиксировать свои мысли, а затем представить их.

(Участники подгрупп работают, в это время куратор подходит к каждой подгруппе и наблюдает за их действиями, помогает им, если они затрудняются).

Куратор. Но вот время истекло, и я предлагаю вам представить свои варианты решений. Хотелось бы предоставить слово подгруппе, которая выполняла задание от имени «матери». (Затем предлагается представить свой вариант подгруппе, работающей от имени «братьев и сестёр». После этого представляют свои варианты подгруппы «птичий двор» и «гадкий утёнок».  Как только все варианты озвучены, куратор предлагает соотнести требования «птичьего двора» и того, что готов сделать сам «гадкий утёнок». Затем устанавливается взаимосвязь между тем, что предлагают «мама» и «братья и сёстры»).

Теперь мы перенесёмся в реальный мир, где есть социум. Как вы думаете, кто из сказки олицетворял его? А также «ближайшее окружение», которое состояло из семьи? Гадкий утёнок был «белой вороной», а превратился в белого лебедя. Мы видим, что есть много общего между сказочным сюжетом и реальностью, ведь в каждой сказке есть доля правды. Но, к сожалению, жизнь  не всегда похожа на сказку со счастливым концом. Представьте на месте гадкого утёнка одинокого пенсионера, инвалида, гастарбайтера…  Продолжите список.(Студенты  предлагают свои варианты).  

 Мы не всегда относимся с пониманием к тем, кто рядом с нами, принимая их такими, какие они есть, но хотим, чтобы они понимали и принимали нас, были по отношению к нам толерантны. В 21 веке всё чаще звучит такой термин, как «толерантность», что стоит за этим словом? Я предлагаю вам разделиться на пятёрки и в течение 10 минут придумать и продемонстрировать живую  эмблему, отражающую ваше понимание данного понятия. Что же такое толерантность?  Какие синонимы в русском языке могли бы наиболее точно передать его смысл? (На доске предъявляются определения понятия «толерантность». Студенты обсуждают каждое определение). Посмотрите, какие синонимы дает нам словарь синонимов русского языка. Толерантность -  многозначное слово. Посмотрите, сколько у него значений (на доске предъявляются значения понятия толерантность). Как любое многозначное слово, оно может стать инструментом демагогии и манипулирования людьми в руках политиков известного толка. Это слово вошло в широкий обиход 16 ноября 1995 года. С той поры этот день отмечается как международный день толерантности. Однако, напомню вам, что в Конституции РФ, принятой двумя годами ранее, есть Глава 2, которая называется «Права и свободы человека и гражданина». И в статьях этой главы четко указаны права и свободы гражданина РФ без каких-либо иносказаний и разночтений.

Cтатья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).

Итак, терпимость – хорошо это или плохо? (Студенты высказывают своё мнение). Да, если речь идет об уважении прав и свобод личности. Нет, если мы говорим о преступниках. Убийца, насильник, извращенец, вор, грабитель, мошенник виновен всегда!

Итак, подлинная толерантность, действительно, является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения. Любой преступник, посягнувший на жизнь, свободу, честь и достоинство человека заслуживает суда и наказания независимо от его национальности, вероисповедания или социального статуса.

Необходимо помнить, что многое зависит в нашей жизни от нас самих. «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе», пожалуй, эта фраза по праву считается золотым правилом общения в социуме.

Спасибо всем участникам сегодняшней встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чай пить - приятно жить. Методическая разработка к классному часу. 5-6 кл.

Методическая разработка к одноимённой презентации....

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

«Профориентация школьников». Методическое пособие для классных руководителей.

        Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит в 23-25 лет, а социум требует осуществлять профе...

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися.

Презентация выступления на ШМО по теме "Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися»...

Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей

Здесь представлены Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1-11 классов...

Les phrases de classe. Учебно-методическое пособие «Фразы классного обихода на уроке французского языка. Взаимодействие участников образовательного процесса»

Учебно-методическое пособие «Фразы классного обихода на уроке французского языка. Взаимодействие участников образовательного процесса»./ сост.Г.А.Самигуллина – Набережные Челны: НГПУ...