Доклад "Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и обучающихся
методическая разработка
Выступление на МО классных руководителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 82.23 КБ |
Предварительный просмотр:
| Министерство образования и науки Республики Бурятия | СК - МД-ВП-2.6.-21 | |
ГБПОУ «Гусиноозерский энергетический техникум» | лист | листов всего | |
Доклад «Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя, мастера п/о и обучающихся» | |||
ДОКЛАД
Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя, мастера п/о и обучающихся
Симонова Маргарита Анатольевна
преподаватель высшей категории
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….3
2.Основные компоненты классного часа………………………………4
3.Основные функции классного часа…………………………………..4
4.Задачи классного часа…………………………………………………5
5.Правила подготовки и проведения классных часов…………………5
6.Формы проведения классных часов…………………………………..6
7.Структура классного часа……………………………………………..7
8.Вывод……………………………………………………………………8
9.Использованные источники информации…………………………….9
Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся.
1.ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач работы классного руководителя и мастера п/о является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Классный час – это наиболее распространенная форма воспитательной работы, которая помогает решить поставленную задачу.
Известные ученые понятие классного часа представляли следующим образом:
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)
«Классный час — это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Титова)».
«Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).
Таким образом, можно выделить определённые черты данной формы работы с обучающимися:
- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя, мастера п/о и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
К подготовке классного часа нельзя подходить формально, в таком случае это время будет потрачено впустую. Классному руководителю, мастеру п/о необходимо спланировать воспитательную работу с обучающимися в целом. Далее определить тематику классных часов, цели и формы проведения.
2.ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КЛАССНОГО ЧАСА
При подготовке классного часа необходимо учитывать его основные компоненты:
Целевой – целевые установки должны быть направлены, прежде всего, на развитие индивидуальности обучающегося.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности обучающегося.
Организационно – деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого обучающегося, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно – аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта обучающегося, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
3.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА
Можно выделить основные функции классного часа:
- Просветительская функция - расширяет и дополняет круг знаний обучающихся;
- Ориентирующая функция - формирование у обучающихся определенных отношений к объектам окружающей действительности;
- Направляющая функция - помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность;
- Формирующая функция – формирование у обучающихся привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, выработка умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать свое мнение.
4.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке и т.д.
3. Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности обучающегося.
4. Формирование группового коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности обучающихся.
5.ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
Итак, при подготовке и проведении классных часов необходимо руководствоваться определенными правилами:
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст обучающихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать системность, а не спонтанность.
Также необходимо помнить, что классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель, мастер п/о не должен подавлять инициативу обучающихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой, но и пускать все на самотек тоже не стоит.
Формы проведения классного часа могут быть разнообразными, в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта классного руководителя, мастера п/о и образовательных условий.
6.ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
Наиболее распространенные и используемые формы проведения классных часов:
1) беседа на определенную тему: в форме рассуждения на заданную тему, что учит обучающихся формировать и высказывать свое мнение; либо в форме вопросов и ответов (преподаватель и обучающийся имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);
2) тематическая лекция (раскрываются важные для обучающихся темы, такие как вред табакокурения, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);
3) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего обучающиеся имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);
4) игры-путешествия (развивают воображение обучающихся, помогают в игровой форме расширить их кругозор);
5) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих обучающихся, решение возникших в группе проблем посредством их обсуждения; учит быть откровенными друг с другом и с преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации) распределяются обязанности между обучающимися, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений;
6) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг обучающихся);
При проведении любой из данных форм классного часа целесообразно использовать презентации, видеофильмы по данной тематике, видеоролики. К подготовке презентаций можно привлекать обучающихся, также как и к поиску нужного видеофильма и подбору видеороликов.
Например: классный час на тему наркомании, против терроризма, алкоголизма и т.д. можно продемонстрировать учебные видеофильмы о последствиях данных негативных явлений, чтобы достичь наибольшего эффекта.
7.Структура классного часа:
Вступительная часть (5-7 минут): цель - мобилизация внимания, проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека, определение цели классного часа, эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу.
Основная часть (время не регламентируется): цель - рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии с целями, задачами и функциями классного часа.
Заключительная часть (время не регламентируется, но нельзя затягивать): цель - подведение итогов разговора, работы; создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором; побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь группы; хорошо, если разговор перейдет в русло практических дел; не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить основного содержания.
Очень важно в работе классного руководителя, мастера п/о уметь проводить системный анализ и самоанализ каждого внеклассного мероприятия, для изучения результатов и эффективности мероприятия.
Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и необычно.
Преимущество первое.
В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми обучающимися группы, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.
Преимущество второе.
Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства обучающихся, так и на мнение небольшой группы ребят.
Иногда, в ходе индивидуальной работы с обучающимся, классный руководитель, мастер п/о часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
Преимущество третье.
Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть обучающихся в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.
8.ВЫВОД
Таким образом, во время проведения классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в группе, иначе обучающиеся будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Выбрав тему, нужно постараться сразу задать ей такой тон, который не оставит детей равнодушными, будет вызывать эмоции, желание возразить или переубедить, также, чтобы обучающиеся имели возможность рассмотреть, описать и обсудить какое-то явление со всех сторон, прочувствовать его и сделать свои собственные выводы.
9.Использованные источники информации:
1.Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону, 2002
2.Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5, 2010
3.NSPORTAL.RU
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".
Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»
В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися.
Презентация выступления на ШМО по теме "Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися»...

Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"
Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей
Здесь представлены Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1-11 классов...

"Белая ворона, чёрная овца" разработка классного часа методическое пособие для классных руководителей
Профессия медработника в современном обществе связана с серьезными физическими и моральными нагрузками и сопровождается определенным психо-эмоциональным риском. Больные люди - самая уязвимая категория...
