К классному часу "О толерантности в художественной литературе"
классный час (9 класс)

Пережегина Юлия Петровна

Толнрантность. Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9А класс

Слайд 2

Амлинский В . Бывший Машков переулок Роман «Нескучный сад» рассказывает о взаимоотношениях отца и сына. Взрослые (родители, учителя) обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо наступает отчуждение детей от родителей.

Слайд 3

Лиханов А. День твоего рождения Толик, из романа «Лабиринт», должен разобраться в сложных семейных обстоятельствах. Под диктовку бабки он написал кляузу на отца. Каждому приходилось отступать перед злом, но не каждый в силах зло исправить. Тихий, застенчивый Толик смог, потому что не всегда тот, кто сильней, побеждает. В повестях А. Лиханова каждый мальчишка, борясь - становится человеком. «В день, когда совершил добрый поступок. В день, когда помог в беде чужому человеку. В день, когда полюбил»

Слайд 4

Нечаев Л. Ожидание друга Еще первоклассником герой повести сделал горестное открытие, что родительская любовь зависит от школьных отметок, что некоторые друзья готовы на любые унижения, лишь бы их приняли в компанию. Подростком он решил, что надо «выравнивать мир», надо приспособиться к родителям – и все будет в порядке. А как же прожить без любви, как не остаться одиноким и непризнанным?

Слайд 5

Катаев В.П. Цветик - семицветик «Вели, чтобы Витя был здоров!», – проговорила девочка Женя, отрывая последний лепесток волшебного цветка. И в ту же минуту мальчик Витя, обреченный пожизненно ходить в уродливом башмаке на очень толстой подошве, «…вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась». Сказка со счастливым концом, которого могло и не быть. Ведь предыдущие желания Жени были совсем другими…

Слайд 6

Г . Х . Андерсен. Стойкий оловянный солдатик Все солдатики были Совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой: его отливали последним, и олова немножко не хватило. Но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух. Одноногий солдатик, как раз, и оказался самым замечательным из всех. А его недостаток с лихвой компенсируется храбрым и любящим сердцем.

Слайд 7

Бернет Ф. Таинственный сад Родители десятилетней Мэри скоропостижно умирают и девочку отправляют в Англию к ее дяде – лорду Крейвен . Чтобы хоть как-то развлечься, Мэри начинает исследовать огромный особняк дяди. И узнает страшную тайну семьи Крейвен . Мальчик по имени Колин, живет в одной из комнат особняка. Он тяжело болен, не может ходить. Мэри приводит в порядок маленький садик и вывозит туда в инвалидной коляске Колина. Маленькая Мэри совершает большое чудо! Прогулки в Садике исцеляют Колина. Он учится Ходить и радоваться жизни.

Слайд 8

Бажов П.П. Хрупкая веточка Теперь уже «У Данилы с Катей, – это которая своего жениха у Хозяйки горы вызволила, ребятишек многонько народилось. Восемь, слышь-ко , человек, и все парнишечки… Ребятки здоровеньки росли. Только одному не посчастливилось. То ли с крылечка, то ли еще откуда свалился и себя повредил: горбик у него расти стал. Другие ребятишки, – я так замечал, – злые выходят при таком-то случае, а этот ничего – веселенький рос и на выдумки мастер ». Сыну Данилы-мастера предстоит выдержать испытание Хозяйки Медной горы…

Слайд 9

Короленко В.Г. Слепой музыкант Петя родился в богатой семье помещика . Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность.

Слайд 10

Лиханов А.А. Солнечное затмение «Все беды – это солнечные затмения, – сказала Лена, – а жизнь – само солнце». У Лены хорошая, дружная семья. Но девочка в результате родовой травмы лишена возможности передвигаться. Почти все время она проводит в интернате среди таких же больных. Теперь , летом, живя дома, она особенно болезненно ощущает свое несчастье. Ее переживания обостряет знакомство с Федором, у которого свои проблемы: пьющий отец, вызывающий всеобщие насмешки.

Слайд 11

Титов В. Всем смертям назло Спасая жизни своих друзей шахтеров во время аварии на одной из донбасских шахт, главный герой книги Сергей Петров получает множественные ранения и становится инвалидом: ампутированы обе руки. Выйдя из больницы, этот упрямый, целеустремленный, волевой человек начинает борьбу за выход в большую и деятельную жизнь.

Слайд 12

В. Железняков Чучело Широко известная повесть о шестикласснице Лене Бессольцевой , сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...

Толерантность в художественной литературе (Список литературы )

Сегодня особенную актуальность приобрел вопрос толерантности - терпимости к окружающим тебя людям. Особое значение эта проблема приобрела в школе, где можно заметить проявление недоброжелательности, н...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...

"Воспитание основ толерантности через ознакомление с художественной литературой"

Доклад к педагогическому совету "Формирование представлений о культуре и традициях разных народов посредством художественной литературы и театрализованной деятельности"...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...